Нюрбина Сивцева
Кружковая работа «Умелые ручки»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение №21 «Кэнчээри»
«Умелые ручки»
Программа кружковой деятельности
для детей дошкольного возраста
Составитель:
Сивцева Н. Н
Воспитатель МДОУ №21 «Кэнчээри»
.
2021г.
Творчество — особый вид деятельности,
оно в самом себе несет удовлетворение.
(С. Моэм)
Пояснительная записка.
Публикация «Кружковая работа „Умелые ручки“» размещена в разделах
В наши дни вопрос развития творческих способностей детей стоит особенно остро. Вероятно, это связано с тем, что дети стали больше проводить времени с компьютером и другими средствами технического прогресса. Всё меньше внимания уделяется родителями занятиям со своим ребёнком рисованием, лепкой, аппликацией и ручным трудом. Дети от природы наделены яркими способностями. И задача взрослых: и педагогов, и родителей - заинтересовать ребёнка художественной деятельностью, пробудить желание к созданию различных поделок, развить важнейшие психические процессы: воображение, мышление и др., помочь овладеть простыми ручными операциями, подготовить ребёнка к обучению в школе.
Развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. «Источники творческих способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок», - так говорил В. А. Сухомлинский.
Говоря о способностях, Т. С. Комарова выделила следующие свойства личности человека, определяющие его способность к деятельности: восприятие и формирующиеся на этой основе представления, воображение, ручная умелость, эмоционально – положительное отношение к деятельности. Все эти качества личности ребенка мы можем развивать в процессе с разными материалами.
Ребёнок узнаёт мир с помощью манипуляций, то есть действий с различными предметами, которые позволяют ему узнать и изучить их свойства, при этом, познавая и свои творческие способности, изменить то, к чему прикасается. Совершенствование личности ребёнка предполагает развитие у него разнообразных способностей, умений, навыков, которые развиваются в продуктивной художественной деятельности.
Программа рассчитана для детей дошкольного возраста(5-6 лет)
Это обусловлено тем, что в данный возраст характеризуется значительным ростом физических возможностей, особенно активным развитием мелких мышц кистей рук, изменением психологической позиции и ощущением дошкольниками "взрослости”, желанием проявить свою индивидуальность и творческие способности.
Настоящая программа представляет курс по развитию творческих способностей посредством продуктивной деятельности.
Программа составлена с учё том интеграции образовательных областей:
«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Цель программы: развивать познавательных, творческих и художественных способностей детей в процессе продуктивной деятельности через активизацию мелкой моторики пальцев и кистей рук.
Задачи:
Создавать условия для развития творческой активности детей.
Формировать умения передавать простейшие образы предметов, явлений окружающего мира посредством объемной аппликации, лепки, художественного труда.
Познакомить с нетрадиционной техникой выполнения творческих работ.
Знакомить детей с различными материалами, их свойствами и способами преобразования.
Развивать речевую функцию детей через активизацию мелкой моторики пальцев и кистей рук.
Развивать тактильные ощущения и мелкую моторику пальцев и кистей рук.
Воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работ.
Развивать чувство коллективизма, коммуникабельности.
Воспитывать у детей интерес к продуктивным видам деятельности, формируя образное представление у детей, воспитывая и развивая их творческие способности.
Актуальность данного кружка в том, что художественный ручной труд – это работа с различными материалами, в процессе которой ребенок создает относительно полезные и эстетически значимые предметы и вещи. Художественный ручной труд объединяет в себе сущностные характеристики художественной и трудовой деятельности. Ребенок сам создает предметы, поделки, что очень привлекает его. Он видит, что его изделиями украшают интерьер группы, их можно использовать в играх. Так же, при художественном ручном труде развивается мелкая моторика рук, что очень хорошо способствует на развитие речи ребенка
Сроки реализации программы.
Программа кружка «Умелые ручки» рассчитана на один год обучения и направлена на всестороннее, гармоничное и целостное развитие личности детей дошкольного возраста от 5 до 6 лет.
Формы и режим.
Формой организации учебных занятий является групповая и индивидуальная. Работа с дошкольниками осуществляется на основе наглядности, доступности, систематичности, закрепление навыков, индивидуального подхода, сознательности.
Формы подведения итогов.
- Изготовление альбома фотографий детских работ;
- Проведение выставок детских работ.
Основные методы работы.
- Словесный – предварительная беседа, словесный инструктаж с использованием терминов, беседа по теме;
- Наглядный – показ образца изделия, анализ образца. Работа по образцу. Составление плана работы по изготовлению изделия;
- Практической последовательности – изготовление изделия под руководством воспитателя, самостоятельно, индивидуальные и коллективные творческие работы.
Примерная структура занятий.
1. Педагог заинтересовывает детей, используя художественное слово, пение песенок, игровые приёмы. Загадываются загадки, читаются стихи, проводятся беседы.
2. Привлекает детей к обследованию самого предмета, либо рассматриванию иллюстраций данного объекта или явления, сопровождает показ словами.
3. Демонстрация образцов, панно, аппликации, композиции, их анализ.
4. Пальчиковая гимнастика, разминка рук.
5. Самостоятельное изготовление поделки.
6. Оказание помощи детям, испытывающим затруднение и неуверенность: на отдельном листе бумаги показывает нужное движение, приём, взяв руку ребёнка в свою.
7. По окончании работы детские рисунки выставляются на стенде или на свободном столе для рассматривания. Дети обмениваются впечатлениями. Педагог помогает обратить внимание детей на выразительность образов, отмечает наиболее интересные детали созданных изображений.
8. Уборка рабочих мест, инструментов, оставшегося материала.
Курс занятий по программе рассчитан на 1 раз в неделю. Занятия проводятся во второй половине дня. Продолжительность занятий 20-25 минут (зависит от возраста). Общее количество занятий в год составляет: 32 занятия.
Ожидаемые результаты:
К концу года дети должны уметь:
- наличие навыков пользования ножницами, бумагой, клеем, бросовым и природным материалом;
-склеивать готовые элементы и соединять их в образы;
- преобразовывать геометрическую форму методом складывания пополам, вчетверо в разных направлениях;
- умение создавать аппликацию способом обрывания.
- составлять плоскостную, сюжетную композицию;
- осваивать последовательность работы;
-смогут создавать сюжеты и образы и объединять их в коллективные композиции;
-использовать нетрадиционный материал в рисовании;
-умение находить новые способы для художественного изображения;
-умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.
Учебно-тематическое планирование
Сентябрь.
1. «Весёлая гусеница»- аппликация.
Цель: учить вырезать несколько геометрических фигур, путём складывания бумаги. Развивать фантазию. Совершенствовать навыки работы с ножницами.
1. «Деревья осенью»- монотипия.
Цель: познакомить с техникой «монотипия», учить делать оттиски листиками. Воспитывать аккуратность. Учить смешивать краски, наносить их на лист.
1. «Осенний лес»- обрывная аппликация. Коллективная работа.
Цель: расширять знания детей о приметах осени; продолжать учить отрывать от листа бумаги маленькие кусочки, наносить на них клей, приклеивать их в нужном месте картинки.
1. «Осенний листочек»- пластилинография.
Цель: создавать выразительный образ посредством передачи объема и цвета. Закреплять умения и навыки работы с пластилином : раскатывание, сплющивание, размазывание используемого материала на основе, разглаживание готовой поверхности.
Октябрь.
1. «Дерево»- аппликация из сухих листьев.
Цель: познакомить с аппликацией из сухих листьев. Воспитывать навыки аккуратной работы при выполнении аппликации. Развивать фантазию.
1. «Животные»- рисование ладошкой.
Цель: развивать фантазию и творчество, создавать образы животных. Обобщить знания детей о диких и домашних животных.
1. «Сказочные человечки»- пальчиковое рисование.
Цель: продолжить знакомство с техникой рисования пальчиками.
Создавать сказочных человечков, с помощью дорисовывания отдельных
элементов. Развивать фантазию.
4. «Тучка дождик и зонтик»- пластилинография.
Цель: учить отщипывать пластилин маленькими кусочками, работать с контуром. Воспитывать аккуратность, старание.
Ноябрь.
1. «Веточка рябины»- мятая бумага.
Цель: развивать умение скатывать маленькие кусочки бумаги в плотный комочек и составлять из них гроздь рябины. Повторить названия деревьев и кустарников.
1. «Забавные зайчата»- бумажная пластика.
Цель: познакомить с новым способом склеивания игрушки из колец разной величины.
1. «Игрушки из конусов»- бумажная пластика.
Цель: учить делать конус из бумаги, обводить по трафарету. Приклеивать мелкие детали.
1. «Цыплята в траве»- аппликация из ватных дисков. Коллективная работа.
Цель: учить из ватных дисков создавать образ цыплёнка. Воспитывать
навыки коллективного труда. Развивать творческие способности.
Декабрь.
1. «Здравствуй, зимушка – зима»- обрывная аппликация. Коллективная работа.
Цель: закреплять умения детей аккуратно разрывать бумагу на кусочки.
Создавать зимний пейзаж.
2. «Новогодние шары так прекрасны и важны»- пластилинография.
Цель: создавать лепную картину с выпуклым изображением, побуждать
самостоятельно создавать узор для шара.
3.«Ёлочка» - мозаика из пластилина.
Цель: учить отщипывать пластилин, раскатывать его, ровно по контуру
прикреплять к рисунку.
4.«Снеговик»- мятая бумага.
Цель: учить сминать бумагу, формировать из неё круги, аккуратно приклеивать к листу.
Январь.
1. «Зайчик»- рисование поролоновой губкой.
Цель: помочь детям освоить способ рисования поролоновой губкой. Учить располагать рисунок на листе. Воспитывать любовь к животным.
1. «Шапка» - аппликация с использованием ваты.
Цель: повторить одежду. Учить работать с ватой и клеем. Воспитывать интерес к занятиям.
Февраль.
1.«Зимний пейзаж» - аппликация с использованием ваты.
Цель: учить создавать образы зимних деревьев, снег. Прививать чувство прекрасного.
1. «Валентинки» - рисование ватными палочками, пальчиками.
Цель: учить вырезать по контуру, совершенствовать навыки рисования пальчиками и ватными палочками. Развивать фантазию, умение составлять узор.
1. «Самолёт»- объёмная аппликация.
Цель: учить делать объёмную аппликацию. Обобщить знания детей об Армии. Закреплять навыки работы с ножницами и клеем.
1. «Открытка для мамы»- объёмная аппликация. Ватные диски.
Цель: учить создавать цветы из ватных дисков, путём вырезания.
Март.
1. «Открытка для мамы»- продолжение
Цель: учить составлять композицию из подготовленных материалов.
Закрашивать ватные диски гуашью. Воспитывать любовь к близким людям.
1. «Причёски»- объёмная аппликация.
Цель: учить из бумажных полос создавать причёски, путём накручивания полос на зубочистку и палочку от кисточки. Обобщить знания детей о профессии парикмахера.
1. «Цветик-семицветик»- пластилинография.
Цель: познакомить с сказкой Катаева «Цветик-семицветик». Учить создавать из пластилина цветок. Повторить основные цвета.
1. «Распускаются цветы»- аппликация из ватных дисков. Коллективная работа.
Цель: создавать коллективную картину цветов. Закреплять навыки работы с клеем, ножницами. Воспитывать чувство взаимопомощи.
Апрель.
1. «Облако»- аппликация из манки.
Цель: познакомить с техникой аппликации с крупами. Повторить название весенних месяцев, признаки весны.
1. «Радуга-дуга»- пластилинография.
Цель: закрепить знание основных цветов радуги. Разучить стихотворение о радуге. Закреплять навыки работы с пластилином.
1. «Пасхальные яйца»- различные техники.
Цель: познакомить с историей возникновения росписи яиц. Учить расписывать пасхальное яйцо по своему замыслу различными техниками (тычок, пальчики, оттиск).
1. «Пластилиновые буквы»- работа с пластилином.
Цель: развивать связную речь, познакомить с гласными буквами. Учить лепить буквы, подбирать слова с этой буквой.
Май.
1. «Пчёлка»- аппликация из ватных дисков.
Цель: учить делать из ватных дисков пчёлку. Закрепить знания детей о насекомых, о пользе пчелы.
1. «Подсолнух»- аппликация из пластилина и крупы.
Цель: учить выполнять работу, используя пластилин и крупу. Воспитывать усидчивость. Развивать чувство ритма, композиции.
1. «Вкусное мороженое»- аппликация из геометрических фигур.
Цель: учить складывать бумагу, вырезать геометрические фигуры. Воспитывать аккуратность.
1. «Аппликация в круге»- работа с зёрнами.
Цель: учить создавать свою композицию на основе пластилина и зёрен тыквы, подсолнуха, фасоли, гороха. Развивать фантазию, творчество, усидчивость.
Заключение
Напомним, что способности проявляются и формируются лишь в деятельности. Значит, только правильно организуя деятельность ребенка, можно выявить, а затем и развить его способности. К. Д. Ушинский писал «Основной закон детской природы можно выразить так: ребенок нуждается в деятельности непрестанно и утомляется не деятельностью, а ее однообразием или односторонностью». Таким образом, в деятельности, направленной на достижение определенной цели, совершенствуются не только сама эта деятельность, но и зрительное восприятие ребенком предметов окружающего мира. Продуктивные виды деятельности способствуют совершенствованию речи детей, формирования моральных качеств личности, как самостоятельность, инициатива, организованность и ответственность при выполнении задания. Эффективность коррекционного процесса в ходе продуктивной деятельности напрямую зависит от методов и приемов, которые используются в работе. По мнению ученых, целесообразно проводить специальную работу с помощью природного материла.
Непосредственный контакт ребенка с бумагой, природным материалом, пластилином или красками, элементарные опыты с ними позволяют знать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе творческой работы дошкольник учиться наблюдать, размышлять, сравнивать, анализировать и делать выводы. Как показывает опыт практической работы, продуктивная деятельность не только оптимизирует коррекционное воздействие на развитие двигательной сферы, но и способствует устранению недостатков речевых и неречевых психических функций у дошкольников.
В заключении хочется сказать, что творческая работа, направленная на создание поделок из природного материала, не просто забава и приятное развлечение на прогулке. Это настоящее мастерство сродни искусству. Как неповторима природа, так и неповторимо и то, что из нее создано. Дошкольники с большим интересом и желанием мастерят необычные вещицы – сувениры, подарки, украшения. Ну а взрослые, вместе с детьми снова и снова окунаются в свои детские впечатления. Самое важное в искусстве создания поделок из природного материала – это умение видеть в природной форме какой-либо образ.