Данилова Ольга Анатольевна
Направления программы по кружковой работе с детьми среднего дошкольного возраста «В гостях у сказки»
▼ Скачать + Заказать документы
План кружка сказкотерапии детей среднего дошкольного возраста «В гостях у сказки».
«Сказка для ребенка такое же серьезное и настоящее дело, как игра: она нужна ему для того, чтобы изучить себя, измерить, оценить свои возможности». Д. Родари.
Дошкольный возраст - это уникальный период для приобретения свойств личности. В это время закладывается ее модель. Поэтому воспитателю следует заботиться о развитии связной монологической речи воспитанника с учетом свойств его личности. Показатели речи и свойства личности, их взаимовлияние должны быть в центре внимания взрослых, заботящихся о своевременном и гармоничном развитии ребенка.
Публикация «Направления программы по кружковой работе с детьми среднего дошкольного возраста „В гостях у сказки“» размещена в разделах
Основным содержанием данной программы стала мысль о многоаспектном проявлении личности в речи и речи у личности игры и занятия, которые основаны на методе сказкотерапии и вариативном обучении детей пересказыванию, а также придумыванию собственных сказок. Подобный подход представляется перспективным, благоприятствующим становлению ребенка как языковой личности.
Девиз: «Научись любить и понимать людей, и рядом с тобой всегда будут они».
Цель: сказкотерапия – интегративная деятельность, в которой действия воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество, регулирование ребенком собственных эмоциональных состояний.
ПРОГРАММА ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ПО СЛЕДУЮЩИМ НАПРАВЛЕНИЯМ :
1. АКТИВНОСТЬ: от потребности в эмоциональной разрядке - через самовыражение в активном действии – к активизации образной лексики и положительных эмоциональных проявлений.
2. САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ: от ориентировки в средствах языковой выразительности, проблемных ситуациях сказки, в ритме и динамике музыкальных образов – через обоснование собственной точки зрения в речи-доказательстве – к поиску лучших способов самовыражения в речи и движении.
3. ТВОРЧЕСТВО: от подражания взрослому в эмоциональном действии и выразительном слове – к словесному фантазированию по музыкальной композиции.
4. ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ: от эмоционального заражения образами сказки – через адекватное эмоциональное реагирование собственного опыта в действии, ритме и слове – к пониманию эмоций других и перемене стиля поведения.
5. ПРОИЗВОЛЬНОСТЬ: от полноценного переживания эмоциональных состояний сказочных героев в проблемных ситуациях и понимания значений образных выражений – через оценку собственных и чужих устных сообщений и эмоциональных поступков – к равновесию исполняемых движений и слов в игре.
6. СВЯЗНАЯ РЕЧЬ: от продолжения фраз взрослого – через словесные рассуждения, исполнения пантомимических этюдов – к творческим импровизациям по сюжету.
Направления сказкотерапии логически связаны и осуществляются в комплексе.
Для работы по данным направлениям выделены 3 этапа работы :
1) Познавательно-аффективная ориентировка
Цель: осмысление сюжетов сказки с помощью языковых средств выразительности, восприятие музыкальных композиций, интонирование реплик, выразительное исполнение в мимике и движениях сказочного образа.
2) Словесное комментирование эмоционально-аффективных ситуаций
Цель: овладение навыками управления своими поведенческими реакциями с помощью составления развернутых словесных описаний, полученных ощущений при восприятии музыкальной композиции, выполнении выразительных движений и ритмического рисунка.
3) Выражение замещающей потребности.
Цель: приведение в равновесие эмоционального поведения и выразительного слова через передачу эмоциональных проблем и актуальных переживаний – потребностей в играх-фантазиях по сказке.
Особое место в данной программе отводится речевым играм. Они широко используются на разных этапах работы в тесной связи с другими методами и приемами.
Основные игровые методы и приемы сказкотерапии и их задачи :
1) Словесная режиссерская игра (СРИ) :
-воспитывать умение догадываться по настроению текста и музыки о действиях и эмоциональных состояниях героев и природных явлений;
-подводить к умению выразительно интонировать голоса героев сказки с разной силой голоса;
-знакомить с образными выражениями и сказочными повторами.
2) Психогимнастика (ПГ) :
- побуждать к выразительной передаче в мимике и движениях эмоциональных состояний;
- отображать эмоциональные образы в темпоритме.
3) Словесное комментирование (СК) :
- довести до детей замысел сказки, вызвать соответствующий эмоциональный отклик, побуждает к высказываниям по поводу знакомого содержания;
- подводить к совместному составлению словесных описаний по восприятию пантомимических этюдов, темпоритма, музыкальной композиции; активизировать в речи образные выражения, сказочные повторы.
4) совместная словесная импровизация (ССИ) :
-вносить новые элементы в сказку при сохранении сюжетной линии.
Программа «В гостях у сказки» реализуется вне занятий (кружковая работа) – 35 занятий в год, продолжительностью 20 минут.
На каждом занятии обязательно осуществляется личностно-ориентированный подход. Между сеансами сказкотерапии следует обращать внимание на поведенческие реакции, эмоции дошкольников. Замкнутым малышам целесообразно распределять роли героев с сильными чертами характера (сильный мишка, смелая Даша, добрый молодец-защитник, а детям, склонным к упрямству, капризам, ябедничеству в сказкотерапии изображают отрицательные черты характера, составляет комментарии, истории о таких персонажах (каприза, хвастунишка, непослушный).
Данная программа заключает в себя большие возможности для развития личности ребенка, формирование индивидуальных черт характера, речевых способностей детей, развитие творчества и креативности. В дальнейшем
можно заметить положительные эффекты, улучшение настроения, развитие эмоциональной устойчивости и связной речи ребенка.