Елена Шолохова
Кружковая работа как эффективное средство преодоления речевых нарушений дошкольников
▼ Скачать +Заказ
Внутренний мир ребенка с проблемами в развитии (проблемы слуха, зрения, речи, задержка психического развития, умственная отсталость, нарушение опорно-двигательного аппарата) сложен. Как помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать всё многообразие окружающей среды? Как помочь, чем познать свое Я, раскрыть его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем?
Публикация «Кружковая работа как эффективное средство преодоления речевых нарушений дошкольников» размещена в разделах
Всем детям с ОВЗ необходимы простые вещи: внимание, любовь, понимание, возможность творчества. И эту проблему можно решить через занятия дополнительного образования, так как зачастую это прекрасная возможность для их продуктивной творческой деятельности и социального общения. Кружковая работа дает реальную возможность выбора ребенку с ОВЗ своего индивидуального образовательного пути, увеличивает пространство, в котором может развиваться личность ребенка, обеспечивает ему “ситуацию успеха”.
Кружковая работа предоставляет ребёнку максимум возможностей для развития его потенциальных творческих способностей с учётом интересов и желаний, оказывает огромное влияние на его дальнейшую судьбу. Для многих детей – это основная, а иногда и единственная возможность для того, чтобы получить жизненно важные практические навыки.
Как известно, воспитание речи является необходимым условием полноценного развития личности. Ребенок, имеющий отклонения в речевом развитии, должен постепенно освоить артикуляционные движения, ритмико-интонационное оформление слов, фраз, научиться определять признаки звуков, существенные для понимания слов, общения.
Развитие речи у каждого конкретного ребенка может решить целый круг проблем, связанных с нарушением общения. Будущее такого ребенка во многом зависит от того, получил ли он в детстве необходимую помощь в преодолении этого недостатка. От этого зависит, сможет ли человек занять достойное место в обществе, реализовать свой потенциал.
Таким образом, развитие речи является серьезной социальной проблемой и требует пристального внимания различных специалистов, среди которых логопед занимает одну из ведущих ролей.
Для того, чтобы наиболее правильно, полно и точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный лексический запас. Поэтому работа по развитию устной речи начинается с уточнения и расширения словаря. При этом слово рассматривается не только как лексическая единица языка, но и как грамматическая и синтаксическая единица предложения.
Как показала практика, одной из главных проблем учащихся младших классов является пересказ и составление рассказов. Одним словом, недостаточным является развитие связной речи, творческих способностей, воображения. Причиной затруднения развития связной речи определяется и ограниченным словарным запасом и отставанием в освоении грамматических норм языка, а при составлении творческих рассказов мешает еще и недостаточно развитое воображение.
Нужно отметить, что творческая деятельность, оказывает большое значение в жизни человека, тем более в жизни детей с ограниченными возможностями здоровья. Творчество помогает таким детям справиться с внутренними трудностями, негативными переживаниями, которые кажутся непреодолимыми для ребенка. Если ребенок робок и боязлив, не уверен в своих силах, для него очень полезно творчество, независимо от сюжета, творческая деятельность, позволяет ребенку выйти из состояния зажатости.
Вовлекать детей в творческую деятельность нужно, и чем раньше, тем лучше. По мнению Л. С. Выготского, творческая деятельность - это «деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно, будет ли это созидание творческой деятельностью, какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим или обнаруживающимся только в самом человеке». Вкладывая себя в творческую деятельность, человек изменяется, совершенствуется. Способность к творческой деятельности вызывает успех, который, в свою очередь, поддерживает интерес к процессу творчества.
Любая творческая деятельность индивидуальна, а ее формирование и развитие у детей является актуальной проблемой в теории и практике воспитания и обучения детей.
Воспитанники нашего ДОУ имели возможность проявлять и реализовывать свои творческие способности посредством кружка «Придумай, расскажи».
Программа данного кружка была разработана для детей 6-7 лет, имеющих фонетико-фонематическое недоразвитие речи и посещающих логопункт МБДОУ, так как у данного контингента детей помимо нарушения звукопроизношения и фонематического восприятия наблюдаются так же и несформированность грамматической и лексической сторон речи и как следствие, недоразвитие связной речи.
В предложенной программе кружковой работы учитываются общие дидактические принципы обучения и принципы логопедического воздействия, данные специальной литературы.
Целью занятий является развитие устной речи, творческих способностей старших дошкольников.
В процессе достижения указанной цели решаются следующие задачи:
- развитие артикуляционной и мелкой моторики пальцев рук
- коррекция звукопроизношения, фонетического восприятия и лексико-грамматической сторон речи
- формирование необходимых знаний путем накопления, обогащения и активизации словаря, уточнение значений слов и представлений
- формирование положительных навыков общения, развитие активно пользоваться речью в грамматически правильной форме
- формировать умение связно выражать свои мысли, развивать воображение, образное и логическое мышление, творческие способности.
Занятия кружка проводились подгруппами в игровой форме. Периодичность занятий – 2 раза в месяц, в вечернее, свободное от занятий время. Согласовано с учебным планом и расписанием организованной образовательной деятельности. Тематика занятия и лексический материал подбирается в зависимости от лексической темы недели, и построен от простого к сложному.
Вот примерное тематическое планирование занятий.
Сентябрь: 1. «Что нам осень подарила (слова – какие они разные)». Дать понятия: слова – предметы, слова-действия, слова-признаки. Отрабатывать умение задавать правильный вопрос. Ввести понятие графического изображения слова.
Октябрь: 2. «Осенний денек» (Построение простого предложения). Закрепить понятия: слова-предметы, слова-действия, слова-признаки. Познакомить детей со схемой предложения. Учить составлять предложения по схеме. Игровое упражнение «Доскажи предложение». Расширять словарь признаков.
3. «Как звери готовятся к зиме» (Составление предложений по схеме). Отработать умение составлять предложения по схеме: предмет-действие-признак. Расширять словарь признаков.
Ноябрь: 4-5. «О тебе и обо мне», «Где я живу» (Слова – «друзья», «неприятели», «сорняки», «близнецы»). Познакомить с понятиями слов-антонимов, синонимов, омонимов. Выяснить, какие слова «засоряют» нашу речь. Расширять словарный запас с помощью антонимов, синонимов. Учить составлять предложения по схеме.
Игровое упражнение «Доскажи предложение» (на подбор слов, противоположных по смыслу)
Декабрь: 6. «Лес – многоэтажный дом» (Маленькие слова – предлоги). Уточнить конкретно-пространственные значения предлогов: в, на, под, к, от, с. Познакомить с графической схемой написания предлогов. Упражнять в составлении предложений по схемам с предлогами.
7. «Мы встречаем Новый год» (Сложные предлоги). Уточнить конкретно-пространственные значения предлогов: из-под, из-за, над, через. Отработать навыки использования сложных предлогов в предложениях. Упражнять в составлении предложений по схемам.
Январь: 8-9. «Угадай, кто я» (Составление описательных рассказов). Формировать представления об описательном рассказе. Познакомить с графической схемой рассказа, с использованием сенсорных эталонов. Автоматизация в речи детей описательного словаря, имен прилагательных с опорой на сенсорно-графический план. Игровое упражнение «Синквейн» (подбор слов, близких по смыслу).
Февраль: 10. «Кенгуру» (Повествовательный рассказ). Учить пересказывать небольшой по объему рассказ. Учить пересказывать текст с опорой на графический план. Познакомить со структурой рассказа: начало, середина, конец. Развивать образное, логическое мышление.
11. «Защитники земли русской» (Составление рассказов по схеме). Учить составлять картинно-графический план повествовательного рассказа. Расширять словарный запас за счет прилагательных. Развивать образное, логическое мышление. Игровое упражнение «Синквейн» (подбор слов, близких по смыслу).
Март: 12-13. «Моя мама», «Животные морей и океанов» (Составление рассказа по заголовку). Учить составлять рассказ по заголовку с опорой на графические символы. Закреплять правила составления рассказа в самостоятельной речи. Игровое упражнение «Синквейн» (подбор слов, близких по смыслу).
Апрель: 14-15. «Космонавты», «Весна» (Составление рассказа из «маленького» в «большой»). Учить придумывать самостоятельные предложения к рассказу, т. е. находить содержательные компоненты рассказа с опорой на картинно-графический план. Последовательно заменяя предметные картинки и заменяя их словами - символами, проблемными ситуациями.
Май: 16-17. «Насекомые», «Скоро в школу» (Придумывание творческого рассказа на заданную тему). Формировать навыки связной повествовательной речи, длительного монологического высказывания. Продолжать учить распространять предложения путем накопления прилагательных. Развивать творческие способности, образное, логическое мышление.
Методы и приемы работы : дидактические игры, приемы мнемотехники и ТРИЗ, коллажирования.
Формы подведения итогов реализации программы: выставка лучших сочинений и рассказов, конкурсы на выразительное чтение стихотворений, рассказов, сказок.
Таким образом, можно отметить, что кружковая работа является эффективным средством преодоления речевых нарушений, развития воображения и творческих способностей у дошкольников с различной речевой патологией.