МААМ-картинки

Кружковая работа как эффективное средство преодоления речевых нарушений дошкольников

Елена Шолохова
Кружковая работа как эффективное средство преодоления речевых нарушений дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Внутренний мир ребенка с проблемами в развитии (проблемы слуха, зрения, речи, задержка психического развития, умственная отсталость, нарушение опорно-двигательного аппарата) сложен. Как помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать всё многообразие окружающей среды? Как помочь, чем познать свое Я, раскрыть его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем?

Публикация «Кружковая работа как эффективное средство преодоления речевых нарушений дошкольников» размещена в разделах

Всем детям с ОВЗ необходимы простые вещи: внимание, любовь, понимание, возможность творчества. И эту проблему можно решить через занятия дополнительного образования, так как зачастую это прекрасная возможность для их продуктивной творческой деятельности и социального общения. Кружковая работа дает реальную возможность выбора ребенку с ОВЗ своего индивидуального образовательного пути, увеличивает пространство, в котором может развиваться личность ребенка, обеспечивает ему “ситуацию успеха”.

Кружковая работа предоставляет ребёнку максимум возможностей для развития его потенциальных творческих способностей с учётом интересов и желаний, оказывает огромное влияние на его дальнейшую судьбу. Для многих детей – это основная, а иногда и единственная возможность для того, чтобы получить жизненно важные практические навыки.

Как известно, воспитание речи является необходимым условием полноценного развития личности. Ребенок, имеющий отклонения в речевом развитии, должен постепенно освоить артикуляционные движения, ритмико-интонационное оформление слов, фраз, научиться определять признаки звуков, существенные для понимания слов, общения.

Развитие речи у каждого конкретного ребенка может решить целый круг проблем, связанных с нарушением общения. Будущее такого ребенка во многом зависит от того, получил ли он в детстве необходимую помощь в преодолении этого недостатка. От этого зависит, сможет ли человек занять достойное место в обществе, реализовать свой потенциал.

Таким образом, развитие речи является серьезной социальной проблемой и требует пристального внимания различных специалистов, среди которых логопед занимает одну из ведущих ролей.

Для того, чтобы наиболее правильно, полно и точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный лексический запас. Поэтому работа по развитию устной речи начинается с уточнения и расширения словаря. При этом слово рассматривается не только как лексическая единица языка, но и как грамматическая и синтаксическая единица предложения.

Как показала практика, одной из главных проблем учащихся младших классов является пересказ и составление рассказов. Одним словом, недостаточным является развитие связной речи, творческих способностей, воображения. Причиной затруднения развития связной речи определяется и ограниченным словарным запасом и отставанием в освоении грамматических норм языка, а при составлении творческих рассказов мешает еще и недостаточно развитое воображение.

Нужно отметить, что творческая деятельность, оказывает большое значение в жизни человека, тем более в жизни детей с ограниченными возможностями здоровья. Творчество помогает таким детям справиться с внутренними трудностями, негативными переживаниями, которые кажутся непреодолимыми для ребенка. Если ребенок робок и боязлив, не уверен в своих силах, для него очень полезно творчество, независимо от сюжета, творческая деятельность, позволяет ребенку выйти из состояния зажатости.

Вовлекать детей в творческую деятельность нужно, и чем раньше, тем лучше. По мнению Л. С. Выготского, творческая деятельность - это «деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно, будет ли это созидание творческой деятельностью, какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим или обнаруживающимся только в самом человеке». Вкладывая себя в творческую деятельность, человек изменяется, совершенствуется. Способность к творческой деятельности вызывает успех, который, в свою очередь, поддерживает интерес к процессу творчества.

Любая творческая деятельность индивидуальна, а ее формирование и развитие у детей является актуальной проблемой в теории и практике воспитания и обучения детей.

Воспитанники нашего ДОУ имели возможность проявлять и реализовывать свои творческие способности посредством кружка «Придумай, расскажи».

Программа данного кружка была разработана для детей 6-7 лет, имеющих фонетико-фонематическое недоразвитие речи и посещающих логопункт МБДОУ, так как у данного контингента детей помимо нарушения звукопроизношения и фонематического восприятия наблюдаются так же и несформированность грамматической и лексической сторон речи и как следствие, недоразвитие связной речи.

В предложенной программе кружковой работы учитываются общие дидактические принципы обучения и принципы логопедического воздействия, данные специальной литературы.

Целью занятий является развитие устной речи, творческих способностей старших дошкольников.

В процессе достижения указанной цели решаются следующие задачи:

- развитие артикуляционной и мелкой моторики пальцев рук

- коррекция звукопроизношения, фонетического восприятия и лексико-грамматической сторон речи

- формирование необходимых знаний путем накопления, обогащения и активизации словаря, уточнение значений слов и представлений

- формирование положительных навыков общения, развитие активно пользоваться речью в грамматически правильной форме

- формировать умение связно выражать свои мысли, развивать воображение, образное и логическое мышление, творческие способности.

Занятия кружка проводились подгруппами в игровой форме. Периодичность занятий – 2 раза в месяц, в вечернее, свободное от занятий время. Согласовано с учебным планом и расписанием организованной образовательной деятельности. Тематика занятия и лексический материал подбирается в зависимости от лексической темы недели, и построен от простого к сложному.

Вот примерное тематическое планирование занятий.

Сентябрь: 1. «Что нам осень подарила (слова – какие они разные)». Дать понятия: слова – предметы, слова-действия, слова-признаки. Отрабатывать умение задавать правильный вопрос. Ввести понятие графического изображения слова.

Октябрь: 2. «Осенний денек» (Построение простого предложения). Закрепить понятия: слова-предметы, слова-действия, слова-признаки. Познакомить детей со схемой предложения. Учить составлять предложения по схеме. Игровое упражнение «Доскажи предложение». Расширять словарь признаков.

3. «Как звери готовятся к зиме» (Составление предложений по схеме). Отработать умение составлять предложения по схеме: предмет-действие-признак. Расширять словарь признаков.

Ноябрь: 4-5. «О тебе и обо мне», «Где я живу» (Слова – «друзья», «неприятели», «сорняки», «близнецы»). Познакомить с понятиями слов-антонимов, синонимов, омонимов. Выяснить, какие слова «засоряют» нашу речь. Расширять словарный запас с помощью антонимов, синонимов. Учить составлять предложения по схеме.

Игровое упражнение «Доскажи предложение» (на подбор слов, противоположных по смыслу)

Декабрь: 6. «Лес – многоэтажный дом» (Маленькие слова – предлоги). Уточнить конкретно-пространственные значения предлогов: в, на, под, к, от, с. Познакомить с графической схемой написания предлогов. Упражнять в составлении предложений по схемам с предлогами.

7. «Мы встречаем Новый год» (Сложные предлоги). Уточнить конкретно-пространственные значения предлогов: из-под, из-за, над, через. Отработать навыки использования сложных предлогов в предложениях. Упражнять в составлении предложений по схемам.

Январь: 8-9. «Угадай, кто я» (Составление описательных рассказов). Формировать представления об описательном рассказе. Познакомить с графической схемой рассказа, с использованием сенсорных эталонов. Автоматизация в речи детей описательного словаря, имен прилагательных с опорой на сенсорно-графический план. Игровое упражнение «Синквейн» (подбор слов, близких по смыслу).

Февраль: 10. «Кенгуру» (Повествовательный рассказ). Учить пересказывать небольшой по объему рассказ. Учить пересказывать текст с опорой на графический план. Познакомить со структурой рассказа: начало, середина, конец. Развивать образное, логическое мышление.

11. «Защитники земли русской» (Составление рассказов по схеме). Учить составлять картинно-графический план повествовательного рассказа. Расширять словарный запас за счет прилагательных. Развивать образное, логическое мышление. Игровое упражнение «Синквейн» (подбор слов, близких по смыслу).

Март: 12-13. «Моя мама», «Животные морей и океанов» (Составление рассказа по заголовку). Учить составлять рассказ по заголовку с опорой на графические символы. Закреплять правила составления рассказа в самостоятельной речи. Игровое упражнение «Синквейн» (подбор слов, близких по смыслу).

Апрель: 14-15. «Космонавты», «Весна» (Составление рассказа из «маленького» в «большой»). Учить придумывать самостоятельные предложения к рассказу, т. е. находить содержательные компоненты рассказа с опорой на картинно-графический план. Последовательно заменяя предметные картинки и заменяя их словами - символами, проблемными ситуациями.

Май: 16-17. «Насекомые», «Скоро в школу» (Придумывание творческого рассказа на заданную тему). Формировать навыки связной повествовательной речи, длительного монологического высказывания. Продолжать учить распространять предложения путем накопления прилагательных. Развивать творческие способности, образное, логическое мышление.

Методы и приемы работы : дидактические игры, приемы мнемотехники и ТРИЗ, коллажирования.

Формы подведения итогов реализации программы: выставка лучших сочинений и рассказов, конкурсы на выразительное чтение стихотворений, рассказов, сказок.

Таким образом, можно отметить, что кружковая работа является эффективным средством преодоления речевых нарушений, развития воображения и творческих способностей у дошкольников с различной речевой патологией.

Публикации по теме:

Логопедическая ритмика как средство профилактики речевых нарушений у детей младшего дошкольного возрастаЛогопедическая ритмика как средство профилактики речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста Участники: родители и дети. Цель: - познакомить родителей с особенностями логоритмических занятий, проводимых в младшей группе МДОУ «Детский.

Дифференциальная диагностика тяжёлых речевых нарушений Дифференциальная диагностика тяжёлых речевых нарушений. Разграничение сходных нарушений. Работа специалиста предполагает два основных направления:.

Использование нейропсихологических технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возрастаИспользование нейропсихологических технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста Использование нейропсихологичеких технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста Современная логопедия богата огромным.

Конспект занятия по профилактике речевых нарушений «Путешествие в сказочный лес» для средней группыКонспект занятия по профилактике речевых нарушений «Путешествие в сказочный лес» для средней группы Подготовила: Будникова Т. В. Образовательная область: физическое развитие (совместное проведение занятия логопедом и учителем физ. культуры).

Коррекция речевых нарушений у детей с ОНР в рамках одной лексической темы с использованием мультимедийной презентации Коррекция речевых нарушений у детей с ОНР в рамках одной лексической темы с помощью мультимедийной презентации. Логопедическая работа,.

О небходимости преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возрастаО небходимости преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возраста Консультация для педагогов и родителей В последнее время значительно увеличилось количество детей, имеющих различные отклонения как в физическом,.

Опыт работы «Шахматы как эффективное средство интеллектуального развития дошкольников»Опыт работы «Шахматы как эффективное средство интеллектуального развития дошкольников» Введение «Шахматы не только способствуют росту интеллекта, они дисциплинируют ум человека» Макс Эйве. Что такое шахматы - спорт, игра,.

Рекомендации педагогам «Использование скороговорок в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста» Ребенок усваивает родной язык, прежде всего подражая живой разговорной речи окружающих его людей. Русский народный фольклор дает прекрасные.

Ролевая игра — эффективное средство формирования личности дошкольникаРолевая игра — эффективное средство формирования личности дошкольника Ведущим видом деятельности дошкольника является ролевая игра, сущность которой состоит в том, что дети отражают в игре различные стороны.

Сюжетно-ролевая игра как средство формирования у дошкольников речевых навыков Сюжетно-ролевая игра как средство формирования у дошкольников речевых навыков. Дошкольное детство – это период активного усвоения ребёнком.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Кружковая работа как эффективное средство преодоления речевых нарушений дошкольников
Опубликовано: 6 апреля 2021 в 20:47
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Кружковая работа как эффективное средство преодоления речевых нарушений дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Елена Шолохова (УИ 369472) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД