Татьяна Куликова
Кружковая работа «Хочу все знать» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 27 декабря 2012 г. №273 выделяет основные ориентиры обновления содержания образования в рамках дошкольного учреждения. Он дает ориентировку на личностное своеобразие каждого ребенка, на развитие способностей каждого человека, расширение кругозора ребенка, преобразование предметной среды, обеспечение самостоятельной и совместной деятельности детей в соответствии с их желаниями и склонностями.
Публикация «Кружковая работа „Хочу все знать“ (старшая группа)» размещена в разделах
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Старшая группа
- Темочки
Согласно Приказу Министерства образования и науки Российской Федерации (от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" в содержание образовательной области «Познавательное развитие» включена экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста.
Актуальность
Экспериментирование дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, сравнения и классификации, обобщения.
Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности, все стороны воспитания. Инициатива по их проведению распределяются равномерно между воспитателем и детьми. Педагог не навязывает своих советов и рекомендаций, а ждет, когда ребенок, испробовав все варианты, сам обратиться за помощью. В процессе экспериментирования обогащается словарь детей за счет слов, обозначающих свойства объектов и явлений.
Таким образом, экспериментальная деятельность дает детям дошкольного возраста возможность самостоятельного нахождения решения, подтверждения или опровержения собственных представлений, управления теми или иными явлениями и предметами. При этом ребенок выступает как исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения.
Цель программы: Расширить знания детей об окружающем мире, посредством экспериментальной деятельности;
Задачи:
1. Познакомить с элементарными знаниями из различных областей наук.
2. Формировать социально-личностные качества ребенка: наблюдательность, коммуникабельность, самостоятельность, элементарный самоконтроль и саморегуляцию своих действий.
3. Научить правилам соблюдения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.
4. Формировать у детей умение пользоваться приборами-помощниками при проведении игр-экспериментов
5. Поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность.
6. Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.
7. Развивать умственные способности детей.
8. Активизировать речь и обогащать словарь детей
9. Воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.
Программа направлена на создание условий для развития интеллектуальных, познавательных способностей ребенка, развитие мотивации к исследовательской деятельности и творчеству.
Новизна программы состоит в том, что данная программа формирует первоначальные исследовательские умения дошкольников, включает в активную познавательную деятельность.
Приоритет в обучении отдается совместной практической деятельности воспитателя и детей.
Методы стимуляции и мотивации:
• вопросы педагога, побуждающие детей к постановке проблемы;
• вопросы, помогающие прояснить ситуацию, выдвинуть гипотезу и понять смысл эксперимента, его содержание и природную закономерность;
• метод, стимулирующий детей к коммуникации: “Спроси своего друга о чем-либо, что он думает по этому поводу?”
Игровые методы:
-экспериментальные игры позволяют убедиться в достоверности физических и природных явлений и закономерностей;
Практические:
действия с магнитами, лупой, измерительными приборами, переливание жидкостей, пересыпание сыпучих материалов позволяют самостоятельно овладеть способами познавательной деятельности;
Наглядные:
позволяют упростить понимание сложных явлений
Ожидаемые результаты
Дети научатся сравнивать и обобщать собственные наблюдения, делать выводы, связанные с различными природными явлениями, у них сформируются устойчивые исследовательские умения, а также самостоятельность в процессе экспериментальной деятельности, способность применять знания на практике.
Направленность программы кружка «Хочу всё знать» является научно - познавательной, по форме организации - кружковой, по времени реализации –1 год.
Режим работы
Занятия проводятся 4 раза в месяц, в первой половине дня, продолжительность: 25 минут. Всего 36 занятий в год. Проводятся опыты с предметами неживой природы, растениями, явлениями социальной жизни.
Примерный перспективный план экспериментальной деятельности
№ п/п
Тема
Цель занятия
Используемый материал
Источник
Сентябрь
1.
«История бумаги» Закрепить знания об истории создания бумаги; активизировать речь детей; развивать ретроспективные взгляд на бумагу Береста, пергамент, глина, кукла АгамуБча О. В. Дыбина
«Из чего сделаны предметы» Стр. 51
2. «Коллекционер бумаги» Познакомить с разными видами бумаги и ее качествами Образцы разных видов бумаги О. В. Дыбина
«Из чего сделаны предметы» Стр. 53
3. «Проверим слух» Показать детям как человек слышит звук Металическая ложка, толстые бечевки длиной 60см, стол «Ознакомление дошкольников с окружающим миром»
Е. В. Марудова Стр. 39
4. «Чудо- вода» Познакомить детей с некоторыми свойствами воды; закрепить знания об агрегатном состоянии воды, развивать анализирующее восприятие предметов неживой природы Микроскоп, соль, сахар. Молоко, стаканчики, тарелочки. Соломенки, ложки, клеенки. Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ
Н. В. Нищева Стр. 97
Октябрь
5.
«Какая бывает вода?» Уточнить представления детей о свойствах воды; познакомить с принципом работы пипетки. Развивать умение действовать по алгоритму, разгадать элементарный кроссворд Таз с водой, сосуды разной формы. Бутылка, воронки, соломинка для коктейля. Песочные часы, передники клеенчатые, ведерки, Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста
Тугушева Г. П. Стр43
6. «Наши помощники -глаза» Познакомить со строением глаза, функцией его частей. Зеркало, пиктограммы (брови, ресницы, веко,глазное яблоко, изображение строения глаза, бумажные овалы лица и части лица, вырезанные из бумаги (глаза, брови, нос, рот,веко с ресницами, пары зрачков нескольких цветов-серые карие голубые зеленые) «Ознакомление дошкольников с окружающим миром»
Е. В. Марудова Стр. 64
7. «Почему все падает на» Объяснить детям с помощью опыта, что Земля обладает силой притяжения. Предметы из разных материалов (дерево, металл, пластмасса, бумага, пух, емкость с водой, песком, металлические шарики «Ознакомление дошкольников с окружающим миром»
Е. В. Марудова Стр. 70
8. «Упрямые предметы» Познакомить детей с физическими свойством предметов- инерцией; развивать умение фиксировать результаты. Игрушечные машины, небольшие резиновые и пластмассовые игрушки, открытки или картонки, монеты, рабочие листы, простые карандаши. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста
Тугушева Г. П. Стр 48
Ноябрь
9.
«Хитрости инерции» Познакомить детей с фокусом. Основанном на физическом явлении- инерции; показать возможность практического использования инерции в повседневной жизни (отличать сырые яйца от вареных) Небьющиеся стаканы с водой, листы бумаги. Вареные и сырые яйца, передники клеенчатые. тарелки Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста
Тугушева Г. П.
Стр55
10. «Путешествие в мир стеклянных вещей» Познакомить со стеклянной посудой. С процессом ее изготовления, активизировать познавательную деятельность; вызвать интерес к предметам рукотворного мира, закрепить умение классифицировать материал, из которого делают предметы Предметы из стекла
О. В. Дыбина «Из чего сделаны предметы» Стр. 74
11. «Родственники стекла» Учить детей узнавать предметы изготовленные из стекла фаянса фарфора. Сравнивать их качественные характеристики и свойства Стеклянные стаканчики, фаянсовые бокалы,фарфоровые чашки, вода, краски, деревянные палочки-для всех детей, алгоритм деятельности «Ознакомление дошкольников с окружающим миром»(эспериментирование)
Е. В. Марудова Стр. 71
12. «Воздух» Расширить представление детей о свойствах воздуха: невидим, не имеет запаха, имеет вес, принагревании расширяется, при охлаждении сжимается; закрепить умение самостоятельно пользоваться чашечными весами; познакомить детей с историей изобретения воздушного шара Сумка- холодильник, веер, листы бумаги, кусочек апельсина, духи,ванилин, чеснок, воздушные шарики, чашечные весы, миска, бутылка, насосы. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста
Тугушева Г. П. Стр59
Декабрь
13.
«Какие свойства?» Сравнить свойства воды, льда. Снега, выявить особенности их взаимодействия Емкости со снегом, льдом. водой Ознакомление дошкольников с окружающим миром»
Е. В. Марудова Стр. 72
14. «Горнолыжник» Закрепить умение работать с пластилином, бумагой, ножницами. Реализовывать свои творческие возможности доводить работу до логического конца Иллюстрации на тему «Зимние виды спорта», кусок картона 20 на 45 см., трубочки для коктейля, пластилин, ножницы, цветная бумага, картон, 2 канцелярские скрепки, магнит, клей (все на каждого ребенка) «Ознакомление дошкольников с окружающим миром»
Е. В. Марудова Стр. 76
15. «Тайны снега и льда» Развитие исследовательской активности в процессе экспериментирования. Емкости со льдом и снегом, по два пустых стакана на каждого ребенка. Картинки с изображением снежинок, зимних забав; посылка. Игрушка Снеговичок. Фишки, по две снежинки на каждого ребенка. Магнитофон, карточки с изображениями опытов. Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ
Н. В. Нищева Стр. 130
16. «Веселый снеговик»» Формировать представления детей о снеге и его свойствах; учить анализировать, делать выводы в процессе экспериментирования; вызвать радость от открытий. Полученных в результате опытов. Модель «Тучка со снежинками» салфетки, пластиковые ложки, лейка с горячей водой, два пластиковых контейнера, снежинки по количеству детей Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ
Н. В. Нищева Стр. 160
Январь
17.
«Твердая вода. Почему не тонут айсберги?» Уточнить представления детей о свойствах льда: прозрачный, твердый. Имеет форму. При нагревании тает и превращается в воду; дать представление об айсбергах. Их опасности для судоходства Таз с водой. Пласмассовая рыбка. Куски льда разного размера, разные по форме и размеру емкости. Кораблики. Ванна. Картинки с изображением айсбергов. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста
Тугушева Г. П. Стр78
18.«Что узнал Незнайка о сахарном песке и соли, или определение свойств разных веществ» Развивать творческую исследовательскую активность дошкольников в процессе детского экспериментирования Стаканчики. Лупа. сахарный песок, сахарная пудра, соль, ложка. Палочка, черный лист, чайник сгорячей водой, поднос. Персонаж Незнайка. Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ
Н. В. Нищева Стр. 142
19. «Разноцветные сосульки» Реализовать представления о свойствах воды (прозрачность, растворимость. Замерзание при низкой температуре, полученные в ходе поисковой деятельности. Вода, формы для замораживания льда. Краски. Нитки, алгоритм деятельности «Ознакомление дошкольников с окружающим миром»
(экспериментирование)
Е. В. Марудова Стр. 74
Февраль
20.
«Большой- маленький» Продемонстрировать детям, как зрачок меняет размер в зависимости от освещенности Большое зеркало, маленькие зеркала, настольная лампа «Ознакомление дошкольников с окружающим миром»
(экспериментирование)
Е. В. Марудова Стр. 78
21. «Испытание магнита» Познакомить детей с физическим явлением- магнетизмом, магнитом и его особенностями; опытным путем выявить материалы, которые могут стать магнетическими; показать способ изготовления самодельного компаса; развить у детей коммуникативные навыки, самостоятельность. Магниты с разными полюсами, компас. Игра на магнитной основе. Гвозди. Шурупы,, детали конструктора «Лего», карандаши, ластик. Деревянные кирпичики, ракушки. Воздушный шарик, резинка. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста
Тугушева Г. П. стр 91
22. «Откуда взялись острова?» Познакомить детей с понятием «остров», причинами его образования: движением земной коры, повышением уровня моря. Модель «морское дно», залитое водой, поддоны. Глина. Стеки, передники клеенчатые. Губки для уборки воды. Физическая карта мира» Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста
Тугушева Г. П. Стр. 85
23 «Как образуются метеоритные кратеры?» Смоделировать с детьми метеоритный кратер, познакомив со способом его образования; уточнить представления детей о Солнечной системе: о планетах. Звездах; развить умение действовать по алгоритму. Мука, большой поднос с высокими краями, ложки, линейка, кусок полиэтилена, карта «Солнечная система», совки. Карточки с алгоритмом действий.
Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста
Тугушева Г. П. Стр. 100
Март
24. «Разные- разные ткани» Познакомить детей с происхождением тканей; показать зависимость видов тканей и видов одежды; показать свойства ткани. Образцы тканей, бумажная кукла, наряды для куклы из бумаги.
О. В. Дыбина
«Из чего сделаны предметы» Стр. 66
25. «Волшебная палочка» Научить детей самостоятельно различать материал. Определять, что из чего можно сделать и как пользоваться этим предметом Кусочки разных материалов; карточки с изображением предметов. Используемых в быту. О. В. Дыбина
«Из чего сделаны предметы» Стр. 89
26. «Знакомый незнакомец апельсин»» Формировать представления детей о явлениях и процессах, происходящих в природе. Емкости для воды. Лупы. Фрукты. Предметные картинки с изображениями продуктов питания. Бумага, фломастеры Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ
Н. В. Нищева Стр. 164
27. «Колющие и режущие предметы из разных материалов» Познакомить детей с разнообразными колющими и режущими бытовыми предметами и с материалами, из которых они изготовлены. Выяснить условия хранения и правила безопасного использования таких предметов. Ножи и вилки пластмассовые, металлические, деревянные, поролон, пенопласт, грабли, спицы из разных материалов, швейные иголки и сломанные ветки деревьев «Ознакомление дошкольников с окружающим миром» (экспериментирование)
Е. В. Марудова Стр. 75
Апрель
28. «Почему в космос летают на ракете?» Уточнить представление детей о принципе работы реактивного двигателя. О значении воздуха для полета самолета. Листы бумаги, воздушные шары. Коллаж «Все что летает», изображение ракеты Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста
Тугушева Г. П. Стр. 102
29. «Как появляются холмы?» Объяснить детям происходящие на планете изменения, с использованием полученных знаний понять процесс эрозии почвы и появления холмов. Пластиковый поднос, песчаный грунт или смесь садовой земли с песком, пять монеток, лейка с водой, пять плоских жестяных крышек от маленьких консервных банок «Ознакомление дошкольников с окружающим миром» (экспериментирование)
Е. В. Марудова Стр. 51
30. «Как появляются горы?» Познакомить детей с причиной образования гор движением земной коры вулканическими происхождением гор научить детей самостоятельно изготавливать соленое тесто Лоскуты ткани картинка с изображением гор мнемотаблица опыта извержение вулкана алгоритм приготовлене слоеного теста миски стаканы столовые ложки какао порошок пищевой краситель коричневого цвета большая коробка Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста
Тугушева Г. П. Стр90
31. «Посадим дерево» Определить свойства песка и глины сыпучесть рыхлость Емкость с сухим песком и глиной палочки для каждого ребенка «Ознакомление дошкольников с окружающим миром» (экспериментирование)
Е. В. Марудова Стр. 68
Май
32.
«Почему дует ветер?» Познакомить детей с причиной возникновения ветра- движением воздушных масс; уточнить представления детей о свойствах воздуха: горячий поднимается вверх-он легкий. Холодный опускается вниз-он тяжелый Рисунок «Движение воздушных масс», схема изготовления вертушки. свеча Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста
Тугушева Г. П. Стр64
33. «Из чего лучше сделать?» Закреплять умение определять свойства и качества материалов и определять назначение предметов в зависимости от материалов. Из которых они изготовлены Картинки с изображением деревянных, пластмассовых, стеклянных, металлических предметов О. В. Дыбина
«Из чего сделаны предметы» Стр. 85
34. «Уличные тени» Рассказать детям о том, как образуется тень, о ее зависимости от самого предмета от источника, их взаиморасположения Предметы разной степени прозрачности «Ознакомление дошкольников с окружающим миром» (экспериментирование)
Е. В. Марудова Стр. 69
35. «Если не видишь» Научить детей узнавать различные виды тканей, сравнивать их качества и свойства, объяснить, что свойства материала обусловливают способ его применения. Выявить возможность частичной компенсации зрения другими органами. Повязка на глаза из разных материалов (плотных и прозрачных, небольшие кусочки ткани, ножницы, емкости с водой, алгоритм деятельности «Ознакомление дошкольников с окружающим миром» (экспериментирование)
Е. В. Марудова Стр. 77
36. «В гостях у профессора Всёзная» Познакомить с составом и свойствами земли. Учить детей проводить исследования (опыты с землей, делать выводы. Пластиковые тарелки. Стаканчики с землей, лупы. Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ
Н. В. Нищева Стр. 156
Работа с родителями.
Месяц
Форма работы
Тема
Сентябрь Консультация «Значение детского экспериментирования для психического развития ребёнка»
Октябрь Памятка Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию
Декабрь Консультация Детское экспериментирование
Январь Консультация 1. Опыты и эксперименты
2. Информация на сайте группы : «Успехи детей на занятиях кружка»
Февраль Консультация 1. Развитие познавательных процессов дошкольников посредством экспериментирования
Март Консультация Экспериментируйте с детьми дома
Май Литература в помощь
1. Выставка литературы
2. Информация на сайте группы : «Успехи детей на занятиях кружка»
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. О. В. Дыбина «Из чего сделаны предметы»
2. Е. В. Марудова «Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование»
3. Н. В. Нищева «Опытно- экспериментальная деятельность в ДОУ»
4. Тугушева Г. П. ; Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста»