Ольга Лукашенко
Круговая тренировка в физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Для повышения эффективности физического воспитания при его планировании преимущество должны иметь физические упражнения, оказывающие разностороннее воздействие на организм, и выраженный тренирующий эффект, поскольку физические нагрузки, не вызывающие напряжения физиологических функций и не обеспечивающие тренирующего эффекта, не оказывают достаточного оздоровительного воздействия на организм.
Один из перспективных путей реализации тренирующего эффекта занятий по физическому воспитанию в ДОУ - применение круговой тренировки.
Публикация «Круговая тренировка в физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
В процессе физического воспитания детей дошкольного возраста рекомендуется применять упрощенные варианты круговой тренировки, предусматривающие дифференцирование нагрузки посредством последовательного использования на «станциях» упражнений, отличающихся друг от друга различной степенью трудности.
Учитывая, что в дошкольном возрасте основным видом деятельности ребенка является игра, необходимо таким образом организовать круговую тренировку, чтобы она воспринималась детьми как часть игры. Этому способствуют, прежде всего, сюжетные комплексы круговой тренировки, в которых каждое упражнение на «станции» имеет образное название либо применяются приемы имитации и подражания, а также упражнения с предметами (мячом, обручем, скакалкой и др.).
С целью реализации дифференцированного подхода к занимающимся в процессе круговой тренировки следует распределить их по подгруппам на основании результатов анализа данных о состоянии здоровья, физического развития и физической подготовленности. Каждую подгруппу составляют дети со сходными показателями физической кондиции. Детей различных подгрупп целесообразно отметить каким-либо отличительным знаком или эмблемой (например, использовать нарукавные повязки или пояса разных цветов)
При разучивании выбранного комплекса круговой тренировки с детьми дошкольного возраста рекомендуется такая последовательность действий:
1. Разместить занимающихся в том месте зала или площадки, откуда хорошо просматриваются все «станции» и выполняемые на них упражнения.
2. Вызвать у детей интерес и игровую мотивацию к выполнению круговой тренировки. Учитывая рассеянное внимание дошкольников, необходимо использовать специальные организационно-методические приемы, способствующие сосредоточению занимающихся, иначе невнимательное отношение к объяснению и просмотру упражнений приведет к ошибкам.
3. Выбрать двух ловких, уверенных в своих возможностях детей из разных подгрупп, которые будут одновременно с объяснениями преподавателя выполнять различные варианты упражнений на «станциях» с последовательным прохождением одного «круга». 4. Преподаватель отчетливо произносит название каждой «станции», объясняет двигательное задание, а выбранные для показа дети выполняют упражнение. Преподавателю нет необходимости показывать каждое задание самому: во-первых, упражнения, включаемые в содержание круговой тренировки, должны быть предварительно освоены всеми детьми; во-вторых, применяемое оборудование и инвентарь по своим размерам обычно рассчитаны на детей, а не на взрослого; в-третьих, во время показа движений детьми преподаватель может обратить внимание занимающихся на те или иные детали техники, варианты выполнения двигательных заданий для детей из разных подгрупп, подчеркнуть правила выполнения упражнений, порядок перехода на последующие «станции» и т. д.
5. После объяснения заданий и прохождения выбранными для показа детьми одного «круга» преподаватель уточняет представления занимающихся о порядке выполнения упражнений и размещает их по «станциям» (по 3-4 человека на каждой, в зависимости от количества «станций» и детей, акцентируя внимание на правильном исходном положении
6. По сигналу занимающиеся начинают одновременно делать упражнения, а преподаватель наблюдает за ними, дает дополнительные словесные указания, объяснения, исправляет ошибки.
7. Руководство деятельностью детей в процессе круговой тренировки направлено на качественное выполнение ее содержания. Преподаватель находится в точке наилучшего обзора и следит за выполнением упражнений детьми, поощряет правильные двигательные действия, исправляет ошибки, при необходимости оказывает помощь. Наряду с этим следует осуществлять контроль за нагрузкой - визуальный, методом пульсометрии и при необходимости ее регулирование.
После разучивания комплекса круговой тренировки на следующих занятиях занимающиеся сразу размещаются по «станциям», и начинают выполнять упражнения после кратких указаний преподавателя, подчеркивающих наиболее важные моменты. На каждой «станции» можно использовать схемы - подсказки с запрограммированной в них текстовой и образной графической информацией, дополнительные объяснения в этом случае не требуются.
Регулировать нагрузку в процессе круговой тренировки можно следующими способами:
1) изменять продолжительность и количество повторений упражнений на «станциях», количество «станций», количество «кругов»;
2) варьировать темп выполнения упражнений;
3) изменять интервалы отдыха;
4) вводить дополнительные «станции» с облегченной или, наоборот, более высокой нагрузкой;
5) предлагать иные способы и условия выполнения упражнений.
Методическими особенностями круговой тренировки как организационно - методической формы физической подготовки детей старшего дошкольного возраста являются :
- обусловленность выбора упражнений возрастом, особенностями физического состояния детей и содержанием программы по физическому воспитанию;
- применение сюжетных комплексов круговой тренировки, приемов имитации и подражания, упражнений с предметами, а также специальных организационно - методических приемов, создающих у детей игровую мотивацию;
- направленность комплексов круговой тренировки на решение задач дошкольного физического воспитания, разностороннюю физическую подготовку детей и гармоничное развитие двигательных качеств;
- оптимальная моторная плотность занятий с использованием круговой тренировки - 75 -87%, а средний уровень частоты сердечных сокращений (ЧСС) у детей - 140-160 уд/ мин;
- использование различных вариантов однотипных упражнений, применяемых на «станциях» круговой тренировки, что позволяет реализовать дифференцированный подход в процессе физического воспитания.
В рамках круговых тренировок проводятся занятия на базе полученных умений и решаются следующие задачи:
1) укреплять здоровье детей и совершенствовать двигательные умения и навыки;
2) развивать и закреплять физические качества (ловкость, быстроту, выносливость и т. д.);
3) развивать самостоятельную деятельность детей;
4) активизировать зрительную память, наблюдательность, воображение, координацию, ориентацию.
Круговая тренировка, таким образом, является одним их самых эффективных способов повышения общей физической подготовленности детей старшего дошкольного возраста, однако при этом следует учитывать их анатомо-физиологические, моторные и психологические особенности.
Литература:
1. Глазырина Л. Д. Физическая культура - дошкольникам : Программа и программные требования. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2011. - 144 с
2. Кинеман А. В., Хухлаева Д. В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. М. ; 2008
3. Осокина Т. И. Физическая культура в детском саду. - М. : 2006.