Татьяна Кобзарь
Круглый стол «Воспитание детей в труде: «за» и «против»
▼ Скачать + Заказать документы
Круглый стол. «Воспитание детей в труде, «за» и «против»
Среди воспитательно-образовательных задач, выдвигаемых обществом, вопросы трудового воспитания детей всегда стоят на первом месте. Это привитие детям уважение к людям труда, к природному и рукотворному миру, в котором ребенку предстоит жить. Это единственная возможность воспитания в маленьком человеке трудолюбия, сознательного отношения к учению, стремления к созидательной деятельности, что впоследствии становится жизненной позицией человека, главным средством самоуважения.
Публикация «Круглый стол „Воспитание детей в труде: „за“ и „против“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Круглый стол для педагогов
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
Как известно, интерес к труду, необходимые трудовые навыки и личностные качества закладываются с детства. Задачи педагогов и родителей - не пропустить этот момент, ведь дошкольный возраст - ответственная и благодатная пора, когда ребенок с радостью открывает для себя удивительный мир окружающей действительности.
Сегодня я вам предлагаю обсудить вопросы трудового воспитания ребёнка. А для чего? Как это сделать? Какие возможности имеет трудовое воспитание? Ответы на эти вопросы мы постараемся найти совместно в ходе нашей беседы. Тема нашей беседы звучит так: «Воспитание детей в труде, «за» и «против»
1. Вопрос: «Что такое трудовое воспитание?»
Трудовое воспитание - это целенаправленный процесс формирования у детей дошкольного возраста сознательного отношения и склонности к труду как основной жизненной потребности, а также формирование привычки к труду путем включения ребенка в активную трудовую деятельность.
2. А теперь скажите мне «Цель трудового воспитания?» - формирование у детей представлений о трудовой деятельности взрослых, формирование трудовых навыков и умений, воспитание трудолюбия как качества личности.
3. Назовите виды детского труда?
Самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной и художественный труд.
А теперь мы с вами охарактеризуем каждый вид детского труда.
4. Что такое самообслуживание?
Одним из самых важных направлений воспитания ребенка является формирования навыков самообслуживания. Навыки и умения самообслуживания прививаются воспитанникам с самого раннего возраста. Привитие навыков и умений самообслуживания у детей в младшем возрасте происходит путем проведения с ними различных игровых упражнений во время раздевания, одевания, приема пищи и соблюдения, элементарных правил личной гигиены (мытье рук, пользование носовым платком и т. п.). В процессе одевания и раздевания особое внимание направленно на последовательность действий.
При обучении воспитанников гигиеническим навыкам очень важно учитывать их психологические особенности. Особенности восприятия, памяти и мыслительной деятельности требуют от педагога сдержанности, терпения, порой и многократного повторения одного упражнения. Поэтому педагог должен строить общение с ребенком на доступном для него языке. Очень важным является создание благоприятной атмосферы во время занятия. Наряду с этим, при гигиеническом обучении у ребенка должен формироваться мотив к оздоровительной деятельности на основе потребности в сохранении и укреплении здоровья. Это, в свою очередь будет способствовать постановке значимых целей и определению путей их достижения.
Овладение навыками самообслуживания напрямую влияет на самооценку ребенка, является важным шагом на пути его к независимости.
5. «Что включает в себя понятие «хозяйственно-бытовой труд?»
С бытового труда и начинается трудовое воспитание. И не важно, кем станет ребенок, когда вырастет - летчиком или поваром, рабочим или менеджером. Привычка трудиться и умение делать что-то своими руками пригодятся в любой профессии, и, кроме того, труд в огромной степени содействует умственному развитию ребенка: обдумывание действий, последовательность выполнения, мышление, логика, находчивость и многое др., т. е. мыслительные операции. Мы можем сделать вывод: труд – умения, навыки, умственное развитие.
Привлекая детей к выполнению бытовых обязанностей, мы воспитываем привычку трудиться, а вместе с ней – мы формируем благородные побуждения, такие как, забота о близких, умение прийти на помощь и т. д.
6. «Для чего необходимо приучать ребёнка трудится в природе?»
Труд в природе предусматривает участие детей в уходе за растениями и животными, выращивание растений в уголке природы, в цветнике. Особое значение этот вид труда имеет для развития наблюдательности, воспитания бережного отношения ко всему живому, любви к родной природе.
В процессе труда педагог учит детей наблюдать за ростом и развитием растений, отмечать происходящие изменения, различать растения по характерным признакам, листьям, семенам. Это расширяет их представления о жизни растений и животных, вызывает живой интерес к ним.
7. «Что такое ручной и художественный труд?»
Это изготовление предметов, сувениров, подарков из разнообразных материалов и др. По своему назначению является трудом, направленным на удовлетворение эстетических потребностей человека. Этот труд способствует развитию фантазии, творческих способностей; развивает мелкие мышцы рук, способствует воспитанию выдержки, настойчивости, умению доводить начатое до конца. Результатами своего труда дети радуют других людей, создавая для них подарки.
8. Как вы думаете, нужно ли детей воспитывать в труде?
Труд позволяет сформировать у детей необходимый комплекс качеств, который формирует умение учиться. В процессе труда развиваются такие психические процессы, как восприятие, воображение, мышление, внимание, воля.
В процессе трудовой деятельности происходит социальное закаливание ребенка, он учится преодолевать различные трудности, чтобы быть способным жить самостоятельно и решать сложные проблемы, которые неизбежно возникают у каждого человека.
А я, уважаемые коллеги, желаю вам в нашей трудовой деятельности успехов, удачи и процветания. Спасибо всем за активную работу!