Татьяна Бокунова
Круглый стол «Связь поколений и ее влияние на нравственное воспитание ребёнка в семье»
▼ Скачать + Заказать документы
Активные формы работы с семьей
Взаимодействие педагога с родителями одно из важней их условий развития личности ребенка и его социализации в условиях общественного и домашнего воспитания.
Родительское собрание - источник важной педагогической информации, помогающий решить многие воспитательные проблемы. Хорошо, когда в воспитании ребенка принимают участие не только мамы и папы, но и
представители разных поколений семьи. Не менее важно, чтобы на родительском собрании взрослые были не пассивными слушателями, а активными участниками.
Публикация «Круглый стол „Связь поколений и ее влияние на нравственное воспитание ребёнка в семье“» размещена в разделах
«Связь поколений и ее влияние в семье на нравственное воспитание ребёнка в семье»
Задачи:
- привлечь внимание родителей к проблеме взаимоотношений разных поколений в семье;
- показать социальную значимость дедушек и бабушек в воспитании внуков;
- повысить уровень педагогических знаний родителей.
Предварительная работа:
Анкетирование родителей по взаимоотношению разных поколений в вопросах воспитания детей, тематическое рисование «Я и моя семья», оформление альбома «Секреты бабушкиного пирога»,составлен6ие памятки для бабушек и дедушек,выставка литературы по теме, поделок «Вместе дружная семья», оформление ширмы по нравственному воспитанию, рубрики
«Мы читаем вместе», составление генеологического древа семьи, выпечка с детьми печенья для родителей.
Оборудование:
Выставка литературы по теме круглого стола, плакаты с мудрыми мыслями о воспитании, выставка детских рисунков «Я и моя семья», подборка консультаций для родителей по нравственному воспитанию детей.
***
Воспитатель. Сегодня мы собрались поговорить о важности и значении связи поколений в нравственном воспитание детей.
Методист. Что такое семья, известно каждому человеку, Произнося это слово, мы имеем в виду определенную группу людей. В семейном коллективе ребенок учится прежде всего общаться с окружающими, быть добрым или злым, воспитанным или дерзким, в зависимости от семьи. Именно семья всегда была основой нравственности. И поэтому в воспитании ребенка очень большую роль играют семейные отношения.
Сейчас мы считаем полной, благополучной семью, где у ребенка есть папа и мама. Но это далеко не так: ребенок не видит семейных отношений которые были присущи большой семье: уважение и послушание, единство,трудолюбие на общее благо. Ребенку было легче в такой семье. Почему? Если мама начинает «учить уму – ра-зу-му», бабушка является промежуточным звеном защиты. Ребенок становился увереннее в себе.
Именно от дедушки и бабушки ребенок набирался добра, учился трудиться, узнавал. что можно, а что нельзя.
Ребенок видел образцы взаимоотношений взрослых и готов был к семейной жизни. Теперь эта связь утеряна. Сейчас мы много говорим. что брак стал неустойчивым,родители отказываются от детей,своих престарелых родителей. Молодые не хотят слушаться,даже если живут вместе. а пожилые,в свою очередь. не считаются с молодежью. Возникает семейный конфликт. А страдает наши маленькие дети. Может быть, и поэтому дети стали более бессердечными и эгоистичными, не умеют уступать сопереживать.
Воспитатель. Мы обозначили очень важную семейную проблему взаимосвязи разных поколений в нравственном воспитании детей. Обращаем ли мы с вами на это серьезное внимание в повседневной жизни? Предлагаем вашему вниманию сценку из обыденной жизни семьи: девочке Лене купили новые туфельки. Утро. Она собирается в детский сад.
Лена. Я надену новые туфельки?
Мама. Нет, Леночка. они для праздника.
Папа. Не расстраивайся,мы что – нибудь придумаем. (обращается к маме)Может быть, можно,один раз одеть?
Мама. Нет, я не согласна. Ребенок должен приучаться беречь дорогие вещи.
Лена. (плачет).Тогда я вообще не пойду в детский сад!
Бабушка. Что опять случилось? Опять вы расстраиваете ребенка с самого утра. Иди ко мне,девочка, расскажи,кто тебя обидел. Ах, туфельки!Я тебе куплю сегодня же другие,будешь в них ходить, когда захочешь.
Психолог. В чем вы видите здесь проблему?
Проводится обсуждение с родителями.
В такой ситуации ребенку невозможно усвоить правила, стать дисциплинированным. Привыкает добиваться своего, «раскалывая» ряды взрослых. Отношения между взрослыми членами семьи от этого не становятся лучше. Даже если один родитель не согласен с решением другого, лучше в эту минуту промолчать при ребенке, а потом уже без него обсудить разногласие и попытаться прийти к общему мнению. Поэтому правила (ограничения, запреты, требования по отношению к детям) должны быть согласованы взрослыми между собой. Но эти требования и запреты, которые обязательно должны быть в жизни каждого ребенка, произносятся друже ственно-разъяснительным тоном, а не повелительным, как сказала мама в этой ситуации: «Ребенок должен приучаться беречь дорогие вещи!» (он ни- кому и ничего не должен). Маме можно было бы сказать фразу, при этом активно слушая дочку и отразив в своем высказывании то чувство, которое испытывает девочка: «Я вижу, туфельки тебе очень нравятся и тебе хотелось бы их надеть. Но они дорогие, и мы купили их для праздников».
В данной ситуации конфликт взрослые пытались разрешить двумя неконструктивными способами: родитель авторитарно настаивает на своем, не принимая во внимание чувства ребенка (мама); во втором случае родители (другие взрослые) идут на поводу у ребенка, все ему разрешают, демонстри руя таким образом попустительский стиль воспитания, В данной ситуации взрослым необходимо начать с себя и выработать единый подход к вос питанию. Существует конструктивный способ разрешения конфликтов. Он предполагает несколько последовательных шагов или этапов:
- прояснение конфликтной ситуации (в стиле активного слушания, т. е. надо обязательно озвучить желание, потребность или затруднение ребенка, после этого сказать о своем желании или проблеме, используя форму «Я сообще-
ния») ;
- сбор предложений «Как нам быть?», «Что же нам приду- мать?» (если предложений много, их надо записать на листе бумаги);
- оценка предложений и выбор наиболее приемлемого;
- детализация принятого решения (как это сделать);
- выполнение решение,проверка.
Воспитатель. Еще одна ситуация. Перед вами другая семья: сын, мама, бабушка. Вечер. Ребенок не знает, чем заняться, пристает к бабушке. Наконец, она разрешает посмотреть телевизор.
Бабушка. Уже 9 часов.
Входит мама.
Мама. Ты что, опять у телевизора? Ну-ка быстро выключай и займись чем - нибудь полезным. (Обращается к бабушке.) Ну ведь я же вас просила не давать ему смотреть взрослые переда-
чи?
Бабушка. Я и не разрешала. Он не слушается.
Мама. Он не слушается в детском саду, всех бьет, ругается, одни жалобы на тебя. Ну-ка, выключай телевизор и быстро иди спать. Завтра опять не вста нешь. Не могу же я разорваться одна и дома, и на работе. Все свалили на меня.
Психолог. В чем вы видите здесь проблему?
Родители обсуждают проблемную ситуацию.
Перед нами проблемный ребенок, но сделали его таким сами взрослые: по-настоящему он никому не нужен, предоставлен сам себе (бабушка разрешает ему делать все, что захочется, лишь бы к ней не приставал, ее не трогал). Мама авторитарная: в ее высказываниях одни приказы,команды, угрозы, оскорбления ребенка. Она много от него хочет,при этом не давая взамен ничего (кроме материального обеспечения).Мама пытается снять с себя ответственность за воспитание ребенка: переложить ее на плечи,бабушки, оправдывая себя занятостью на работе. Все виноваты в том, что ребенок стал «проблемным»: и бабушка, и отец ребенка, и телевизор, учит «убивать, оскорблять, грабить, и т. д.». Мама должна понять, что только она отвечает за пример воспитание своего сына, принимать его таким, какой он есть, а если он стал «проблемным», искать причину этого нужно прежде всего в семье, и пытать искоренить ее. Создать для ребенка такие условия дома, когда ее нет, чтобы он мог чем то заниматься: развивающие игры, пластилин, краски, книги или может определить ребенка в какой – нибудь кружок или секцию и,прежде всего,изменить к нему свое отношение.
Воспитатель анализирует анкеты. Предлагает родителям поделиться опытом семейного воспитания.
Воспитатель. Расскажите, были ли у вас подобные ситуации и как вы из них выходили?
Заслушиваются выступления родителей.
Если у вас есть вопросы или вы хотите получить индивидуальную консультацию, то всегда можете обратиться к педагогу-психологу или любому другому специалисту в нашем детском саду.
Участники отвечают на вопросы родителей.
В каждой семье свои проблемы. Мы надеемся, что вы сего- дня поняли, насколько важно всем поколениям идти рядом в воспитании наших детей, помогать друг другу, относиться с уважением, давая тем самым пример для подражания, так как дети переносят опыт семейных отношений на свою будущую семью, окружающих. Мне хочется привести очень мудрые слова древнегреческого философа Фалеса, актуальные и сейчас: «Помните, что ваши дети будут обходиться с вами так же, как вы обходитесь со своими родителями»
Желаем вам успехов в воспи- тании ваших детей и внуков.
Воспитатели вручают присутствующим памятки по воспитанию детей
Памятка для бабушек и дедушек «Принципы взаимоотношений с внуками»
• Будьте искренними. Дети очень чувствительны к фальши. При этом следует помнить, что нельзя научиться общению, не научившись общаться в мире взрослых.
• Полагайтесь на себя, прислушивайтесь к себе и будьте самим собой.
• «Позвольте» внукам отличаться друг от друга и быть неповторимыми.
• Принимайте внуков со всеми их проблемами.
Находитесь в постоянном поиске,воспитывая внука. Чтобы человек не искал, он ищет самого себя.
• Всегда считайтесь с позицией, желаниями и установками родителей.
• Иногда трудно понять ребенка. Продолжайте наблюдать, изучать и делать выводы. Только так вы сможете понять внука и оказать на него наибольшее воздействие.