Елена Попова
Круглый стол с родителями «Ваш ребенок — будущий первоклассник»
▼ Скачать + Заказать документы
Вели:
Педагог-психолог Попова Е. Б.
Учитель –логопед Курьянова Е. В.
Цель: Помочь родителям в решении проблем адаптации ребенка к школе и формирование психологической готовности к обучению и подготовка родителей к предстоящему обучению детей в школе.
Задачи:
• Повысить родительскую компетентность по вопросам психологической готовности детей к школе.
• Привлечь внимания родителей к проблеме подготовки детей к обучению в школе.
Публикация «Круглый стол с родителями „Ваш ребенок — будущий первоклассник“» размещена в разделах
• Вовлечь родителей в понимание готовности ребенка к школе через опыт активного обучения.
• Способствовать расширению представлений родителей, дети которых посещают подготовительную группу, о готовности к школьному обучению.
• Научить родителей играм, развивающим у детей познавательные процессы (внимание, мышление, память, речь) волю.
• Показать родителям важность психических процессов для успешного обучения ребенка в школе.
• Способствовать сближению взрослых в процессе выполнения заданий и игр.
Виды работы: короткое информационное сообщения, упражнения в парах, обсуждения.
Ход собрания
Ритуал приветствия
Цель: активизация положительных эмоций, настрой на совместную работу.
Педагог-психолог: Добрый вечер, уважаемые родители! Нашу встречу мне хотелось бы начать со знакомства.
Наше знакомство мне хотелось бы начать с приветствия. Пусть каждый, в чьих руках окажется мяч представиться.
А сейчас давайте отвлечемся от проблем, которые вы решали весь день и я предлагаю поиграть в игру, в которой вам нужно отвечать “Да”, если вы согласны с моим высказыванием и “нет”, если не согласны.
Педагог-психолог:
Сейчас я вам предлагаю ответить на вопросы «Да», если вы согласны с моим высказыванием и «нет», если не согласны. Проводится игра «Да – нет»
Скажите громко и хором, друзья
Деток своих все вы любите? (да)
С работы пришли, сил совсем нет,
Вам хочется лекции слушать здесь? (нет)
Я вас понимаю… Как быть, господа?
Проблемы детей решать нужно нам? (да)
Дайте мне тогда ответ.
Помочь, откажитесь нам? (нет)
Последнее спрошу вас я
Активными все будем? (да)
Педагог-психолог:
Тема нашей встречи «Школьная готовность» выбрана не случайно.
Сегодня мы собрались для того, чтобы поговорить о том, как же лучше подготовить наших детей к школе. Безусловно, все родители заинтересованы в том, чтобы их дети хорошо учились. Поэтому многие из вас уже начали готовить своих детей к поступлению в школу: записали на подготовительные курсы. Но знаете ли вы, что для успешного обучения первоклассника важен и психологический настрой родителей? Как чрезмерная тревожность, так и беспечность взрослых отрицательно сказываются на готовности ребенка к школе.
Игра-ассоциация “Школа”
Подумайте, с каким словом у Вас ассоциируется слово “Школа”?
Например, учеба. Следующий участник должен дать свою ассоциацию на слово “школа” и т. д. (Упражнение выполняется по кругу, участники передают мяч друг другу).
После выполнения упражнения анализируются предъявленные ассоциации и делается вывод: получена многообразная палитра ощущений, связанных с представлениями о школе. Они определяются опытом школьного обучения родителей.
Ведь от того, насколько успешным будет начало школьного обучения, зависит успеваемость ученика в последующие годы, его отношение к школе, учению, и, в конечном счете, благополучие в его школьной и взрослой жизни.
«Понятие готовности к школе»
Как видите, большая часть родителей оценивает начало обучения в школе как переломный этап в социально-психологическом плане. Это действительно так. Новые контакты, новые отношения, новые обязанности, новая социальная роль, иные условия. Но почему-то забывается, что школа — это большие физические и эмоциональные нагрузки. Изменяется вся жизнь — все подчиняется школе, школьным делам и заботам. Начало обучения очень напряженный период еще и потому, что школа с первых дней ставит перед ребенком целый ряд задач, практически не связанных непосредственно с его предыдущим опытом, но требующих максимальной мобилизации физических и интеллектуальных сил. Трудно все: сам режим учебных занятий (с перерывами не «когда хочется», а через долгих 35—40 минут, и обилие новых впечатлений, которыми нельзя тут же поделиться, и эмоции, которые приходится сдерживать. Трудно не отвлекаться и следить за мыслью учительницы, трудно сидеть в определенной позе.
Учитель- логопед:
Итак, на ребенка в школе ложатся большие нагрузки (психологические, интеллектуальные, физические, за которые организм платит порой самой высокой ценой — здоровьем. У многих детей, особенно в первые недели или даже месяцы, возникают такие изменения в организме, которые позволяют говорить о «школьном шоке». Первоклассники пребывают в школе в состоянии информационного и эмоционального стресса. А мы, взрослые, к сожалению, не всегда видим и понимаем это. Вполне естественно встает вопрос: «Как подготовить ребенка к школьной жизни?» Как правило, родители считают, что для подготовки дошкольника к школе и развития школьных навыков необходимо и достаточно научить его читать по слогам, считать, а также развить мелкую моторику, тем самым подготовив руку к письму. Это необходимо. Но так же, чтобы ребенок успешно усваивал школьную программу, ему, в первую очередь, необходимо развивать интеллект в целом: восприятие, память, внимание, мышление, воображение, речь. Лучше всего это делать в игре. Перечислить все ценные игры невозможно, есть много книг, рассказывающих о них. Родители могут выбрать игры для подготовки к школе по своему вкусу, но обратите внимание на те из них, которые:
Формируют внимание, память, сосредоточенность («Кто ушел?», «Что изменилось?», «Что спрятали?», «Повтори рисунок»).
Развивают детские представления о качествах и свойствах предметов («Что из чего сделано», «Магазин «Ткани», «Угадай на ощупь», «Угадай на вкус», «Найди такой же предмет» (по цвету, величине, форме).
Развивают логическое мышление («Что сначала, что потом», «Времена года», шашки, шахматы, «Сравни по величине») и речь («Слова на оборот», «Синонимы», «Составляем рассказ»).
Педагог-психолог:
Но часто случается, что любознательность гаснет, и в школе, даже начальной, у детей возникает интеллектуальная пассивность. Эта пассивность приводит их в число отстающих. Как этого избежать? Психологи советуют всегда отвечать на вопросы, которые задает ребенок, так как общение с родителями — огромная радость и ценность для ребенка. Если своим вниманием вы будете поддерживать его интерес к познанию, то малышу будет легче развиваться. К сожалению, родители часто отмахиваются от надоевших вопросов — это и является основой интеллектуальной пассивности. Также к этому ведет и “пичкание” ребенка готовыми знаниями.
Для того, что бы вы поняли, что ребенок должен уметь, мы хотим, что б вы сами прошли диагностику и выполнили, те задания, которые выполняют ваши дети.
(Проходим диагностику, подготовить бланки для диагностики).
Чтобы показать родителям, как детям: старшим дошкольникам и младшим школьникам трудно воспринимать словесные инструкции, что является неотъемлемой частью обучения в школе, я предложила игровое упражнение
Упражнение "Инструкция".
Уважаемые родители! Хорошо, если Ваш ребенок в трудный первый год будет ощущать Вашу поддержку: «Давай еще раз попробуй!», «Еще чуть-чуть постараешься, и будет намного лучше!». Ваша вера в успех, спокойное ровное отношение помогут ребенку справиться со всеми трудностями. Одной из этих трудностей может стать выполнение словесных инструкций. Данное упражнение поможет осознать это и развить у ребенка умение слышать инструкцию, запоминать ее и правильно выполнять.
Итак, «Нарисуйте столько кружочков, сколько месяцев в году. Подчеркните 1-й, 3-й и 5-й кружочек. Зачеркните 9-й и 10-й. Закрасьте столько кружочков, сколько дней в неделе».
Было интересно и немного удивительно для самих родителей, насколько по-разному они восприняли инструкцию и выполнили правильно не все. Тогда, как трудно это задание выполнить детям! Должны быть включены все мыслительные операции и процессы самоконтроля. Родители задумались!
Затем усложняем задание и проговариваем инструкцию полностью и только один раз: «Нарисуйте 10 квадратов, заштрихуйте 2-й, 4-й, 6-й и 8-й». Половина детей, как правило, выполняют правильно либо первую часть инструкции, либо вторую. Или подглядывают друг у друга, или просят повторить задание. Некоторые из родителей тоже запутались, какой же была инструкция?
Еще одно задание: Перед Вами геометрические фигуры (показываю на листе А - 4 представлены круг, квадрат, овал, ромб, прямоугольник, треугольник). Нарисуйте одну из представленных фигур, которая не круглая; имеет углы, но их не три; а стороны не все одинаковые. Это упражнение тоже вызвало интерес у родителей. А ведь похожие упражнения можно придумывать самим и задавать их ребенку, который в свою очередь может тоже придумать задание для мамы или папы.
Графический диктант
1 задание. Отступите от точки 1 клеточку и во второй нарисуйте 1 кружок. Пропустите клеточку. Нарисуйте столько кружков, сколько лапок у собаки. Сколько всего кружков? Дорисуйте на этой же строчке столько же кружков. Сколько всего кружков вы нарисовали? Возьмите синий карандаш и закрасьте два первых кружка и два последних. Сколько цветных кружков? Сколько осталось? Заштрихуйте эти кружки.
2 задание. От точки отступить 2 клеточки и в третий нарисовать круг. Заштриховать его. От заштрихованного кружка вправо рисуем 1 кружок и влево 1 кружок, рисуем 1 кружок над заштрихованным и под ним
Мелкая моторика
«Игры с рисованием».
Если у ребёнка плохо развита мелкая моторика и ему трудно обучатся письму – то предлагаем порисовать. Рисуем в воздухе квадратики, кружочки, лабиринты (наиболее интересно, когда ребёнок рисует для родителя, а родитель - для ребёнка).
«Улитка»
Исходное положение: указательный, средний и безымянный палец прижаты к ладони. Большой палец и мизинец то выпрямляются, то прячутся. Выполнять упражнение сначала каждой рукой по очереди? потом двумя руками одновременно. Можно изобразить как улитка ползёт по столу.
Улитка, улитка! Высуни рога.
Дам тебе я хлеба или молока!
Вот сейчас вы на себе попробовали, как тяжело бывает ребенку, при поступлении в первый класс. Как придется ему перестроится. Данными упражнениями мы развиваем познавательную сферу ребенка, готовим к обучению.
Даже при наличии у ребёнка необходимого запаса знаний, навыков, умений, достаточного интеллектуального развития, ему трудно будет учиться, если у него не сформирована внутренняя мотивация готовности к школе.
Но для поступления в школу еще очень важно, что бы у ребенка была МОТИВАЦИЯ к обучению.
Мотивация, т. е. мотив. Мотив- это внутреннее побуждение к деятельности.
Среди мотивов, определяющих отношение будущих первоклассников к обучению выделяется 6 групп:
• социальные («Я хочу в школу потому, что все дети должны учиться, это нужно и важно»);
• учебно-познавательные(«Интерес к новым знаниям, желание научиться новому»);
• оценочные («Я хочу в школу, потому что там я буду получать только пятерки!»);
• позиционные («Я хочу в школу, потому что там большие, а детском саду маленькие, мне купят тетрадки, пенал и портфель»);
• внешние(«Я пойду в школу потому, что мама так сказала»);
• игровой мотив, неадекватно перенесенный в учебную деятельность («Я хочу в школу, потому что там моно играть с друзьями»).
Как же нам развить желание к обучению? Как вы думаете?
а формируется мы его, преимущественно в ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: сюжетно – ролевой, дидактической, с правилами, режиссёрской, а также через традиционные виды дошкольной деятельности. Если ребёнок старшего дошкольного возраста играет меньше, чем ему требуется, а это часто происходит из-за элементарного недостатка времени, выделяемого на игру по остаточному принципу. В первую очередь, много времени затрачивается на репетиторов, на занятия по школьному типу, на всевозможные кружки и секции и т. д. Лишившись игры, дети не приобретают такие качества, как самоконтроль, ответственность, осознанность, умение действовать по правилу и инструкции, не формируются социальные мотивы учения.
И еще вы должны не просто заложить в голову ребенка цель и мотив, на словах рассказать, а создать такие условия, такую обстановку, в которых ему самому захочется учиться.
Как это сделать на практике?
Прежде всего выяснить, что является причиной низкой мотивации: неумение учиться или ошибки воспитательного характера.
И вот несколько ошибок.
Взрослые часто говорят детям о том, что «не будешь учиться – станешь дворником». Такая далекая перспектива никак не влияет на мотивацию к обучению. Ребенка интересует ближайшая перспектива. Но ему трудно, он не справляется. Трудности в учебе формируют нежелание учиться у тех, кого родители не приучили их преодолевать. Родителям необходимо учить ребенка «не сдаваться», а продолжать стремиться к результату, верить в себя и свои силы и тогда результат не заставит себя ждать.
Говорите ему как можно чаще: «Я верю в тебя, у тебя все получится!»
«Убивание» мотивации к обучению –это высмеивания, некорректное высказывание, сравнение с другими детьми, «загон» ребенка в ситуацию неуспеха, неудачи и пр.
И еще наверное, самая распространенная ошибка родителя– это проецирование своих ожиданий на дочку или сына — и родители это не всегда даже осознают.
Если вы считаете, что ребенок готов к обучению в школе, потому, что он много знает –это не всегда верно. Интеллектуальная готовность – это не синоним готовности психологической.
"Птенец" И. В. Стишенок
Большое белое яйцо лежало на траве, а внутри у него билось маленькое сердце. Птенец, который должен был вот-вот появиться на свет, находился еще там, но уже испытывал непонятное беспокойство. Скорлупа, просторная прежде, вдруг стала тесной. Теплый дом, который защищал от холода, ветра и дождя, охраняй от косых взглядов и острых когтей, начал мешать. Птенец вдруг почувствовал, что не может расправить крылья и взлететь, не знает, что находится за тонкой и прочной стенкой, хотя звуки и голоса, доносившиеся оттуда, он слышал постоянно.
— Я хочу увидеть, что там, — подумал птенец и тронул крылом скорлупу.
Она осталась невредимой, но недовольно сказала:
— Что ты делаешь, глупый птенчик? Зачем покидать родной дом, который вырастил и воспитал тебя? Окружающий мир суров, он не будет заботиться о тебе так, как забочусь я. Тебе самому придется искать себе пишу и кров. Хотя, если хочешь, можешь сломать меня. Не тебе ведь будет больно.
Птенец растерялся: как же он раньше не подумал о скорлупе? Там, за стенкой, был неизвестный мир, который звал и манил. Неведомая сила влекла его туда, влекла так, что сидеть взаперти было уже невозможно. Но скорлупа. Она всегда охраняла его от опасностей и согревала.
— Какой я неблагодарный, — подумал птенец, — как я мог решиться на такое?
И он притих, а затем сказал:
— Попробую жить, как прежде. Ведь было же мне раньше хорошо, тепло и уютно. А неизвестный мир? Может быть, он действительно холодный и колючий?
И птенчик остался в скорлупе.
Но беспокойство почему-то не проходило, с каждым днем птенцу становилось все труднее дышать. — Если я останусь здесь, то никогда не научусь летать, — вдруг громко сказал птенец и почувствовал силу в крыльях.
Он посмотрел на скорлупу и добавил:
— Прости, но моя жизнь не должна пройти здесь. Ты помогла мне вырасти, но сейчас я хочу увидеть новый мир, жить в нем и, конечно, летать. А с трудностями, которые встретятся на моем пути, я справлюсь сам.
Скорлупа молчала. Наконец она сказала:.
Психолог. Как выдумаете, что сказала скорлупа?
— Ты прав, мой птенец. Из-за большой любви к тебе я даже не заметила, как ты вырос и окреп. Лети же, и пусть удача будет с тобой!
Птенец расколол клювом скорлупу и вышел в незнакомый, удивительный, таинственный и такой желанный мир.
Психолог:
1. О чем эта сказка?
2. Как вы думаете, в каких обстоятельствах может возникнуть подобная ситуация?
3. Кто из героев вам наиболее близок? Почему?
4. Знакома ли вам подобная ситуация и те чувства, которые испытывали герои?
5. Есть ли смысл в том, что птенец разбил скорлупу и вышел в незнакомый мир?
6. Что произошло, если бы птенец остался в скорлупе?
7. Чему мы можем научиться у этой сказки?
8. Нарисуйте самую яркую для вас картинку сказки.
Рефлексия «Все у меня в руках»
А теперь давайте подведем итоги нашей сегодняшней встречи.
Сейчас на листе бумаги нарисуйте свою руку и впишите внутри контура свои ответы на вопросы.
- Больше всего мне понравилось…
- В дальнейшем я буду использовать…
- Здесь я сегодня узнал (а) нового…
- Я и раньше знала то, что сегодня услышала о …
- Неожиданным для меня сегодня было…