Ирина Манькова
Преемственность детского сада, школы и семьи — основы сотрудничества и партнёрства в подготовке будущих первоклассников
▼ Скачать + Заказать документы
Круглый стол
«Преемственность детского сада, школы и семьи – основы сотрудничества и партнёрства в подготовке будущих первоклассников»
Цель круглого стола - способствовать активизации работы по решению проблем преемственности, школы и родителей, выявить эффективные механизмы сотрудничества.
Задачи:
Публикация «Преемственность детского сада, школы и семьи — основы сотрудничества и партнёрства в подготовке будущих первоклассников» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Преемственность детского сада и школы. Взаимодействие ДОУ со школой
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2021
1. Изучить теоретическое обоснование проблемы с позиций педагогов и воспитателей. Вспомнить основные понятия, нормативную базу вопроса преемственности;
2. Сделать сравнительный анализ программ ФГОС ДО и ФГОС НОО, найти сходство и различия с целью обеспечения взаимодействия ДОУ и школы.
3. Укреплять сотрудничество воспитателей, учителей и родителей; способствовать взаимному эмоциональному расположению между участниками, зарождению доверия.
Форма проведения: круглый стол-практикум
Ход круглого стола:
Согласно древней легенде, мудрый король Артур впервые усадил своих соратников за круглый стол с целью сделать их равными и равноправными. Благодаря возможности всем участникам дискуссии чувствовать себя равными в правах, круглый стол дошел до сегодняшних дней как символ плодотворной дискуссии и принятия компромиссных решений.
Разрешите нам начать работу по преемственности круглым столом, который мы назвали «Преемственность детского сада, школы и семьи – основы сотрудничества и партнёрства в подготовке будущих первоклассников» (Слайд 1)
Задачи нашей работы (Слайд 2)
Я думаю, что все вы согласитесь, что ключевым моментом в реализации преемственности детского сада и школы является определение готовности ребенка к обучению в школе.
Проблема непрерывности и преемственности всегда была одной из самых насущных и важных в образовании. Сегодня мы рассмотрим, что включает в себя понятие преемственность. (Слайд 3)
Наличие реализации преемственности детского сада и начальной школы, как уровней единой системы имеют большое значение для развития ребенка, сохранения и укрепления его психического здоровья. Как правило, ребенок впервые включается в систему образования, поступая в детский сад, и по окончании впервые приходит на новую образовательную ступень – начальную школу.
До недавнего времени речь шла о преемственности в обучении. При этом считалось, что предыдущая ступень (ДОУ) обеспечивает готовность ребенка к обучению на следующей ступени (Начальная школа) в части накопления знаний, умений и навыков. А обучение на новой ступени (школа) строится с опорой на достигнутый уровень содержательной подготовки детей. Такое положение преемственности в настоящей ситуации развития системы образования выглядит узко и не охватывает всей широты образовательного процесса. Именно поэтому, сегодня становится принятым говорить, о преемственности в образовании, а не только в обучении.
В современных законодательных актах признано, что преемственность необходимое условие всего образовательного процесса.
Задание 1: назовите, какой нормативно–правовой базой вы пользуетесь при решении данного вопроса. (Слайд 4)
Учителям часто задают вопрос «Каким бы Вы хотели видеть выпускника детского сада на пороге школы»? (ответы учителей)
Учителя часто отвечают так: «хорошо читающего», «знающего состав числа», «умеющего решать логические задачи», «умеющего составлять рассказ, пересказывать», «умеющего писать печатными буквами текст без ошибок».
Таким образом, уже на входе в школьную жизнь учителя предъявляют к детям завышенные требования и, не смотря на все запреты, пропускают их через входные испытания.
Родители, боясь не соответствовать входным школьным испытаниям,
стараются научить своих детей бегло читать, писать, решать сложные задачи. Они считают, что это и будет залогом их успешной учебы.
В угоду школе и родителям многие дошкольные образовательные учреждения стали дублировать цели, задачи, формы и методы работы начальной школы. Это привело к вытеснению в детском саду специфической формы активной деятельности ребенка – игры. Все больше она уступает место “обучению на занятиях».
Эти проблемы ложатся тяжким грузом на плечи ребенка. Повышенные нагрузки, переутомление, ухудшение здоровья детей, снижение учебной мотивации, потеря интереса к учёбе, отсутствие творческого начала провоцируют неврозы детей и другие нежелательные явления при переходе к школьному образованию. Вот почему построение преемственности между детским садом и школой в вопросах подготовки детей к школе сегодня требует нового подхода.
- Но есть ли на самом деле эта связь между нами? Одинаково ли мы - дошкольники и учителя понимаем проблему подготовки к школе?
Все, и родители, и учителя, и воспитатели хотят узнать ответ на вопрос – готов ли ребенок к школе. Школьная готовность складывается из нескольких показателей: (слайд 5)
-- Итак, готовность к школе – это определенный уровень и социальных умений, включающих умение общаться со сверстниками и взрослыми, умение оценивать ситуацию и регулировать свое поведение; уровень развития тех функций, без которых затруднено или невозможно обучение; и определенный уровень личностного развития. Хочется сказать, что все показатели готовности должны формироваться в совокупности и ни один вид готовности не может быть в приоритете. Потому, что мало одной мотивации, нужно физическое здоровье и интеллект. Даже очень умный ребёнок не сможет влиться в коллектив класса, если не научится коммуникации.
Проведем сравнительный анализ ФГОС ДО и ФГОС НОО
Задание 2: На слайде 6 две таблички. Нужно определить где цели образования ФГОС ДО и ФГОС НОО.
(Слайд 7) Программы детского сада и начальной школы отличаются по цели.
У программы детского сада – это воспитание и всестороннее развитие личности ребёнка, его психических процессов. На этой основе формируются навыки учебной деятельности в разных формах (игре, экспериментировании, наблюдении, воображении).
Программа же начальной школы главной целью ставит обучение детей конкретным навыкам (письму, чтению).
Преемственность в работе школы и детского сада предусматривает использование комплексных программ, обмен опытом, поиск оптимальных путей совершенствования педагогической работы, формирования у детей интереса к знаниям, учебной деятельности. Программы, как детского сада, так и начальной школы должны комплексно решать познавательные, воспитательные и развивающие задачи, поэтому необходимо предусматривать преемственность в содержании по всем темам обучения.
Задание 3: В чём заключается суть преемственности?
- Основная задача детского сада заключается в формировании у детей предпосылок универсальных учебных действий.
- Основная задача начальной школы заключается в формировании у детей универсальных учебных действий.
(В этом и есть суть преемственности дошкольного и начального общего образования.) (Слайд 8,9)
Задание 4: назовите формы осуществления преемственности.
Выдвигаются три вида преемственных связей –работа с детьми, работа с педагогами, работа с родителями. (Слайд 10)
(Слайд 11) Преемственные формы и методы организации образовательной деятельности в МБДОУ и школе.
– Преемственность предусматривает опору школы на достигнутый уровень дошкольного образования. Педагоги дошкольных учреждений должны быть знакомы с требованиями, предъявляемыми детям в первом классе, и в соответствии с ними должны готовить дошкольников к системному обучению в школе, задействуя специальные учебные задания и упражнения, постепенно повышая степень их трудности и тем самым формируя предпосылки учебной деятельности.
– С другой стороны педагоги школ должны иметь представления о специфике обучения и воспитания детей в детском саду. Необходимо осуществлять организацию учебной деятельности с включением игровых приемов, форм и средств, часто применяемых в детском саду. Использование игровых технологий в первых классах способствует лучшей адаптации к школьному обучению.
Задание 5: Мы предлагаем вам закончить предложенную фразу или ответить на вопрос (участникам раздаются листы с фразами по группам, обдумать ответ, записать на лист и озвучить) (Напечатать) (Слайд 12)
- С началом школьной жизни ребёнок всё больше становится ….
- Когда ребёнок боится идти в школу, для меня это значит … .
- В моём понимании хорошо учиться в школе это ….
- Готовность ребёнка к школе я оцениваю по … .
- В чем же проявляется неподготовленность к школьному обучению?
- Как вы думаете, а чему же готовить детей в детском саду?
(Слайд 13) Всеми уважаемый педагог Леонид Абрамович Венгер сказал следующее - быть готовым к школе - не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе - значит быть готовым всему этому научиться.
Завершение дошкольного периода и поступление в школу – это сложный и ответственный этап в жизни ребенка. «Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь. Став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений» (-так писал Василий Александрович Сухомлинский).
(Слайд 14) Таким образом, на первое место при подготовке к школьному обучению выдвигается психологическая готовность детей и формирование умения учиться.
(Слайд 15) -Игра «Пирамида» : участникам круглого стола предлагается расположить в убывающем порядке требования к ребенку, поступающему в первый класс (участники выбирают из представленных требований и выстраивают пирамиду)
- состояние здоровья ребенка;
- умение общаться со взрослыми и сверстниками;
- самостоятельность;
- развитие речи и памяти;
- умение логически мыслить;
- умение организовывать свое рабочее место;
- ответственность;
- умение читать и писать;
- настойчивость, т. е. умение доводить дело до конца.
«Выстроив пирамиду», делаем вывод, основанный на выбранных участниками критериях.
(Слайд 16) Вывод: Чтобы заработала эта пирамида, в первую очередь в детском саду при подготовке к школе у ребёнка надо осуществлять личностное, физическое, интеллектуальное развитие, формировать предпосылки универсальных учебных действий, необходимых для овладения ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, то есть сознательное желание ребенка учиться, познавать что-то новое, опираясь на уже полученные знания.
Если мы обратимся к портрету выпускника ДОУ, то увидим, что по основным позициям он совпадает с портретом выпускника начальной школы Педагоги формируют у детей одни и те же качества личности.
Задание 6: Составьте портреты выпускников и найдите эти совпадения. (Выдаются карточки с характеристикой выпускника ДОУ и начальной школы)
«портрет» выпускника начальной школы :
• любящий свой народ, свой край и свою Родину;
• уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
• любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
• владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
• готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
• доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
• выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Портрет старшего дошкольника, готового к обучению в школе :
• Физически развитый
• Любознательный, активный, задаёт вопросы взрослому, любит экспериментировать.
• Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности).
• Эмоционально отзывчивый.
• Способный управлять своим поведением и планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели.
• Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе.
• Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
• Овладевший необходимыми умениями и навыками. У ребёнка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.
В соответствии ФГОС «Портрет выпускника: дошкольник – начальная школа» выглядит так: (Слайд 17)
(Слайд 18) Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования
Подводя итог, можно сказать что ДОУ и начальная школа тесно связаны между собой. Преемственность между нами может придать педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер. И наконец-то две ступени образования будут действовать не изолированно друг от друга, в тесной взаимосвязи, что позволит школе опираться на развитие ребёнка, получаемое в дошкольном учреждении. Педагоги и школы, и детского сада должны работать в тесном сотрудничестве, учитывая, специфику организации деятельности друг друга, обязательно привлекая родителей.
Скажите, можно одной ладошкой сделать хлопок? Нужна вторая ладошка. Хлопок – это результат действия двух ладоней. Учитель - это только одна ладошка. И какой бы сильной, творческой и мудрой она не была, без второй ладошки (а она в Вашем лице, дорогие родители) учитель бессилен. Отсюда можно вывести правило: только сообща, все вместе, мы преодолеем все трудности в воспитании и обучении детей.
(Слайд 19) Закончить наш круглый стол хотелось бы словами еще одного мудрого педагога Даниила Борисовича Эльконина: "Дошкольный и младший школьный возраст – это одна эпоха человеческого развития, именуемая "детством". Воспитатель и учитель начальных классов так же имеют много общего, поэтому у них общее родовое имя – Педагог.
(Слайд 20) Творческих успехов
Рефлексия:
- Уважаемые коллеги, в заключение нашего круглого стола предлагаю вам метод Эдварда де Боно «Шесть шляп». Вы не против?
Итак, у нас образовано шесть групп:
- Участников с белой шляпой мы просим поделиться какой информацией
ФГОС ДО НОО вы обладаете. Коротко, только факты. Какие вопросы у вас
были до нашей встречи? Получили ли вы ответ? И какие вопросы появились
сейчас?
- Группу красных шляп просим поделиться своими чувствами и эмоциями
которые возникают у вас, когда вы слышите понятия – ФГОС ДО и НОО,
преемственность.
- От группы черных шляп мы ждем критический взгляд на проблему ДОУ и школой? Существует ли данная проблема? В чем вы видите недостатки реализации преемственности ФГОС?
- Желтый цвет - это цвет радости и оптимизма, мы ждем от вас только положительных эмоций в решении данной проблемы. Каковы преимущества преемственности?
- Зеленая шляпа собрала настоящих креативщиков, которые предложат нам новые идеи для реализации преемственности ФГОС.
- Синяя шляпа собрала философов, умудренных опытом людей. Мы просим вас поделиться тем, что вы сегодня увидели и услышали нового.