Михайлова Юлия Сергеевна
Круглый стол для родителей по формированию предпосылок ролевой игры
▼ Скачать + Заказать документы
Круглый стол по формированию предпосылок ролевой игры в раннем возраст.
Цель: Совершенствовать знания и навыки родителей по формированию предпосылок ролевой игры в раннем возрасте
Задачи: дать родителям знания о значении ролевой игры в развитии ребенка;
заинтересовать проблемой приобщения ребенка к ролевой игре в условиях семьи и детского сада;
выслушать суждения родителей по проблеме, помочь выйти из спорных ситуаций. Форма проведения: круглый стол
Публикация «Круглый стол для родителей по формированию предпосылок ролевой игры» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Кафе, кухня. Сюжетно-ролевая игра
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Родительские собрания в детском саду
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2018
Оборудование: иллюстрации, столы расставлены по кругу; подборка дидактических игр.
Ход мероприятия
I. Вступительная часть.
Звучит песня «Куда уходит детство».
– Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады встрече с Вами за нашим круглым столом. Сегодня мы поговорим с Вами о детских играх, игрушках, а также предпосылки формирования ролевой игры и о их значении их в познании окружающего мира. Многие из нас до сих пор помнят свои любимые игрушки, игры. Они сохранили, воспоминая о наших детских играх и забавах, мы «возвращаемся» на много лет назад, в свое детство. Во многих семьях игрушки переходят из поколения в поколение, эти игрушки имеют определенную ценность- приятные, добрые детские воспоминания.
В процессе игры развиваются духовные и физические силы ребенка. Кроме того, игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.
Интересные игры создают бодрое, радостное настроение, делают жизнь детей полной, удовлетворяют их потребность к активной деятельности. Даже в хороших условиях, при полноценном питании ребенок будет плохо развиваться, станет вялым, если он лишен увлекательной игры. Задача взрослого – помочь ребенку организовать игру, сделать ее увлекательной.
II. Основная часть.
1) В какие игры играют дети? Обсуждение проблемного вопроса. Мнения родителей. Обобщение.
2) Психологический аспект ролевой игры.
Сообщение педагога.
Психика и мышление ребенка кардинальным образом отличаются от взрослого. Ребенку нужно учиться естественной для нас способности к воображению. В то время как взрослый постоянно мысленно создает какие-то ситуации, малыш постепенно учится фантазировать. Ролевая игра в этом – главный помощник. Поэтому, чтобы в 7 лет ребенок нормально учился, в 3 года он должен полноценно играть.
3) Значение ролевой игры.
Вопросы родителям:
• В чем, по вашему мнению, заключается роль ролевой игры в развитии ребенка?
• Как вы думаете, обучается ли ребенок во время игры?
Ответы родителей. Обобщение ответов.
Воспитатель: в игре ребенок обучается:
• Эмоционально вживаться в сложный социальный мир взрослых людей.
• Переживать жизненные ситуации других людей, как свои собственные, понимать смысл их действий и поступков.
• Осознавать свое реальное место среди других людей.
• Уважать себя и верить в себя.
Диспут. О значении ролевой игры в развитии ребенка сказано много.
Игра – потребность детского организма, средство разностороннего воспитания ребенка.
Ролевые игры – игры, в которых дети подражают бытовой, трудовой и общественной деятельности взрослых, например, игры детский сад, больницу, дочки-матери, магазин, железную дорогу. Ролевые игры, помимо познавательного назначения, развивают детскую инициативу, творчество, наблюдательность.
Ролевые игры подразделяются на три разновидности: сюжетно-ролевая игра, режиссерская и игра-драматизация. Разберемся, чем они отличаются, и какие игрушки нужны детям для манипулирования с ними.
В сюжетно-ролевой игре ребенок - главное действующее лицо. Его партнерами по игре являются другие дети или же игрушки, которые играют каждые свои роли. В игре ребенок проигрывает ситуации в роли взрослого.
В режиссерской же игре действуют игрушки, а ребенок здесь выступает в роли кукловода. Он уже не участник событий, он управляет всеми событиями в игре, придумывает их, меняет правила.
Игра - драматизация представляет собой проигрывание сюжета, взятого из книги, сказки, мультфильма. Но на этот раз сюжет будет проигрываться с удивительной точностью.
Соответственно данным видам игр должны быть подобраны и игрушки.
В ролевой игре игрушками ребенку должны быть подобия человека, то есть обычные куклы. Да, мальчикам тоже нужны куклы, ведь они тоже нуждаются в проигрывании жизненных ситуаций, в отождествлении себя с игрушкой. Поэтому важно, чтобы у ребенка есть куклы обоих полов (при этом можно использовать бумажных кукол - тогда точно будет и папа, и мама, и еще братья с сестрами для обыгрывания жизненных ситуаций). Куклы должны быть похожи на ребенка. Барби как кукла подойдет не к любой игре; она выглядит как взрослая, а это значит, что ее нельзя запеленать, наказать, она не может баловаться, как ребенок. А вот куклы с лицом ребенка дают простор для фантазии, их можно использовать практически в любой игровой ситуации. Кроме самих кукол, ребенок нуждается в хозяйстве для них. Игра далеко не всегда повторяет семейные и бытовые сюжеты. С помощью ролевой игры ребенок осваивает жизнь в социуме. Дети играют в больницу, кафе, парикмахерскую, магазин, школу. Соответственно, им нужен инвентарь для этих игр. Часто в игре возникает необходимость в домиках или иных сооружениях – самолетах, машинах, больницах. Тут ребенку лучше всего подойдет подручный материал. (ролевая игра "Семья", "Больница", "Почта", "Банк", Аптека", "Стройка", "Магазин", "Школа" и т. п.)
Вопрос родителям:
Знаете ли вы какие бываю предпосылки для формирования ролевой игры для младшего возраста ребенка?
Воспитатель:
1) Показать игровые действия с различными предметами (ложкой - накормить куклу, расческой причесать ее);
2) Организовать игровые действия с заменителями использованных предметов (ложка - карандаш; гребешок - линейка);
3) Варьирование заменителей одинаковых предметов: ложка - карандаш, лента картона, палочка;
4) Формирование системы действий определенной роли: мать - кормит, читает, убирает, одевает, причесывает; врач - выслушивает, выписывает лекарство, делает укол;
5) Чтобы ребенок принимала роль, взрослый вместе с ней проигрывает соответствующую систему действий и отмечает: ("Ты играл в доктора", "Ты была мамой");
Краткая схема работы по привлечению ребенка к сюжетно-ролевой игры составляет переход ребенка от предметной действия до выполнения им роли, соответствующих ей действий и включает следующие шаги: есть ложкой - кормить ложкой - кормить ложкой куклу - кормить ложкой куклу, как мам.
Заключение о формировании предпосылок ролевой игры у детей раннего возраста:
- целью формирования предпосылок ролевой игры является переход ребенка от предметного действия до выполнения им игровой роли;
- формирование осуществляется по этапам: есть ложкой - кормить ложкой - кормить ложкой куклу - кормить ложкой куклу, как мама.
Воспитатель обобщает:
Ролевая игра свою ценность она обретает в процессе использования, при условии активного фантазирования ребенка. И пусть ребенок играет с удовольствием в любые игры!
III. Давайте вместе поиграем» - практическая часть.
День рождение куклы
Содержание: Воспитатель говорит, что у куклы Кати сегодня день рождения, и она приглашает в гости всех присутствующих сегодня гостей. Советует детям и родителям подумать, что они подарят Кате, чем порадуют её. Подсказывает, что они могут прийти в гости с мишкой и принести бочонок мёда или с зайкой, который подарит Кате вкусную сладкую морковку.
Затем воспитатель предлагает помочь Кате красиво накрыть стол для гостей, пpигoтoвить чай, а сам печёт пирог, приговаривая:
Уж Катеньке пирог испеку,
Уж я доченьке румяненький.
На нём корочка пшеничная,
А начиночка яичная,
А помазочка медовая.
Гости собираются на день рождения, по совету педагога одна из семей берёт, например, мишку и говорит, что Мишка несёт Кате в подарок мёд и большую шишку.
Кукла радостно встречает гостей, благодарит их:
-Спасибо, Полиночка. Садись чай пить. Смотрите, а вот и Зайка-побегайка пришёл. Какая у него большая морковка! Она, наверное, вкусная, сладкая. Спасибо, Заинька, садись, и ты чай пить, мёдом угощайся.
Затем организуется игра «Догони Мишку». Сначала убегает Мишка, потом родители или дети, затем детей догоняет Катя.
-Вот какой день рождения был у Кати. Теперь пора прощаться, пусть Катя отдыхает.
IV. Заключительная часть.
Собрание подходит к концу. Хочется выразить вам благодарность за участие, за то, что вы нашли время прийти на нашу встречу за круглым столом. Думаю, что теперь каждый из вас сможет ответить на вопрос нашего собрания: по формированию предпосылок ролевой игры в раннем возрасте.
- Игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте, деятельность, определяющая развитие интеллектуальных, физических и моральных сил ребёнка. Игра не пустая забава. Ролевая игра развивает у детей сообразительность, фантазию. Играя вместе, дети приучаются дружно жить, уступать друг другу, заботиться о товарищах.
И в заключении хочу вам сказать: Давайте же будем играть вместе со своими детьми как можно чаще. Помните, ролевая игра – прекрасный источник укрепления физического, духовного и эмоционального самочувствия ребёнка. Открывайте мир вместе с ребёнком! До новых встреч!
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Губанова Н. Ф. «Игровая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации» —М. Мозаика – Синтез. 2006. С. 210
2. Л. Н. Галигузова (Развитие игровой деятельности) игры – занятия с детьми раннего возраста. — Мозаика—Синтез. Москва 2008. С. -109
3. Е. В. Жердева «Дети раннего возраста в детском саду» Ростов-на-Дону. Феникс. 2008. С. -180
4. Зворыгина Е. В. «Первые ролевые игры малышей: пособие для воспитателя детского сада» — М. Просвещение 1998. С. -221