Светлана Линенко
Круглый стол для родителей подготовительных групп «Дошкольник готовится стать школьником»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель встречи:
Сообщить родителям знания по проблеме подготовки к школе, рассказать о сущности этой подготовки, дать рекомендации.
Обсудить точки зрения родителей на роль семьи в предшкольный период жизни ребенка.
Оборудование:
Список факторов успешной подготовки и адаптации ребенка к школе на каждого родителя.
Публикация «Круглый стол для родителей подготовительных групп „Дошкольник готовится стать школьником“» размещена в разделах
Фигурки человечков (девочек и мальчиков).
Памятки для родителей.
Рисунки детей на тему: «Как я представляю себя в школе».
Видеозапись с ответами детей на вопросы: «Зачем мне учиться в школе? Как родители готовят меня в школу?»
Список компонентов школьной готовности.
Ручки с синей и красной пастой.
Ход встречи:
Психолог ДОУ: Уважаемые родители! Вашему ребенку скоро исполнится 7 лет. Окончится дошкольное детство и начнется новый важный этап формирования личности со строгим, планомерным обучением, с пятибалльной оценкой успехов и рабочей неделей в пять дней.
Сегодня мы пригласили вас на наш семинар для того чтобы побеседовать с вами о проблеме школьной готовности, рассказать о сущности этой подготовки, обсудить роль семьи в предшкольный период жизни ребенка. И пригласили для участия в сегодняшнем мероприятии (ФИО) педагога – психолога (СОШ №, и т. д. для того чтобы они рассказали о таком важном этапе в жизни каждого ребенка и вы могли задать интересующие вас вопросы нашим уважаемым гостям.
Но для того чтобы наша встреча прошла более динамично и результативно, предлагаю немного отдохнуть и снять напряжение, накопившееся в течение дня.
Игра «Давайте поздороваемся».
Цель: Дать возможность почувствовать свое тело, снять мышечное напряжение, ощутить себя членом группы.
Играющие хаотично передвигаются по комнате в удобном для них темпе и направлении. По определенному сигналу ведущего каждый участник должен успеть поздороваться как можно с большим числом играющих.
Варианты сигналов ведущего:
Хлопок в ладоши - надо пожать руку всем возможным партнерам;
Звонок колокольчика – погладить по спине партнера;
Звук свистка – поздороваться «спинками».
Желательно для более эффективного результата игры ввести запрет на разговоры во время выполнения задания.
Игра «Снежинки»
Цель: Создание свободной, доброжелательной атмосферы.
Тренер объявляет группе, что сейчас все будут снежинками. Для этого надо встать и под музыку начать двигаться в свободном направлении по всей комнате. Как только музыка прекратится, все останавливаются и слушают команду тренера, который говорит: «Снежинки объединяются в группы по три». Все участники должны выполнить эту команду. Затем снова продолжает звучать музыка, и как только она будет прервана, участникам надо будет выполнить следующую команду тренера, например: «Снежинки объединяются в группы по две (по четыре, по пять и т. д.)».
Психолог:
Первого сентября ваш ребенок придет к крыльцу школы, встанет рядом со своими сверстникам и вместе с ними войдет в класс вслед за своей первой учительницей. Его экзамен впереди. Но а мы, свои родительские экзамены сдаем уже 7 лет его жизни. Безусловно, мы родители заинтересованы в школьных успехах своего ребенка. У многих родителей поступление в школу вызывает опасения, тревогу, и я думаю, что вы не исключение. И неслучайно вы волнуетесь, ведь это переломный момент в жизни ребенка: резко меняется весь его образ жизни, он приобретает новое положение в обществе. Теперь главным в его жизни станет учеба, образовательная деятельность.
Упражнение
Вы все очень хорошо знаете своих детей. Подумайте и выделите черты, которые, по вашему мнению, помогут или затруднят предстоящую учебу в школе. Возьмите фигурки человечка (приложение 1) и напишите на ней синим карандашом, те черты которые помогут и красной пастой те черты – которые затруднят учебу вашего ребенка. А после этого поставьте фигурку на одну из трех полосок – дорожек, ведущих к школе. Сиреневая полоска означает сильное ваше беспокойство, желтая – умеренное, зеленая полоска – нет особого беспокойства (приложение 2).
Родители выполняют задание и делятся своими опасениями.
А можете ли вы определить степень беспокойства вашего ребенка с предстоящим обучением?
Обсуждение с психологом рисунков детей на тему «Как я представляю себя в школе.
Давайте попробуем, глядя на рисунок, поразмышлять над тем:
- хочет ли ребенок взрослеть
- хочет ли стать школьником
-каким на ваш взгляд видится ребенку его будущее, привлекательным или не очень
-попытайтесь почувствовать общую тональность рисунка, какое чувство он предает. Радость, тревогу, неуверенность или даже страх перед школой?
-есть ли на рисунке ученики, учитель.
Пофантазируйте, что ребенок хочет сказать своим рисунком родителям, воспитателям: «Я не боюсь школы и буду рад сесть за парту», «Мне интересно выйти к доске…», «Мне интересно идти в школу ведь со мной мама и папа, которые меня любят», «Мне тревожно…»
Психолог:
Что же является важным в подготовке к школе? Подготовка к школе – процесс многоплановый. Следует отметить, что начинать заниматься с детьми следует с младшего дошкольного возраста, и не только на специальных занятиях, но и в свободной деятельности ребят – в играх, труде, общении с взрослыми и сверстниками.
Психологи выделяют разные виды готовности к школе (приложение 3)
И более подробно об этом мы попросим рассказать педагога – психолога___
Прежде всего, важна психологическая готовность. Она заключается в том, что у ребенка уже к моменту поступления в школу должны сформироваться психологические черты, присущие школьнику. Итогом развития в дошкольном детстве являются только предпосылки этих черт, достаточных для того, чтобы приспособиться к условиям школы, приступить к систематической учебе. К таким предпосылкам относятся желание стать школьником, выполнять серьезную деятельность, учится. Это желание появляется к концу дошкольного возраста у подавляющего большинства детей. Оно связано с очередным кризисом психического развития. С тем, что ребенок начинает осознавать свое положение дошкольника как не соответствующее его возросшим возможностям, перестает удовлетворяться тем способом приобщения к жизни взрослых, который ему дает игра. Он психологически перерастает игру, и положение школьника выступает для него как ступенька к взрослости, а учеба – как ответственное дело, к которому все относятся с уважением.
Но не только возможность учиться привлекает детей. Для дошкольников большой притягательной силой обладают внешние атрибуты школьной жизни : звонки, перемены, отметки, то, что можно сидеть за партой, носить портфель и др. Такой интерес тоже важен, поскольку в нем выражено стремление ребенка изменить свое место в обществе, положение среди других людей.
Важная сторона психологической готовности ребенка к школе — достаточный уровень его волевого развития. Ученику приходится включать произвольное внимание, произвольную память, поскольку в учении есть и обязательные, "скучные" моменты. Произвольность познавательной деятельности начинает формироваться в старшем дошкольном возрасте, к моменту поступления в школу она еще не достигает полного развития. Ребенку трудно длительное время сохранять устойчивое произвольное внимание, заучивать значительный по объему материал и т. д.
У многих родителей есть устойчивое заблуждение, что готовность ребёнка к обучению в школе определяется сформированностью навыков чтения, счёта и письма.
УПРАЖНЕНИЕ: У вас на листочках перечислены факторы успешной подготовки и адаптации ребёнка к школе, выберите из них три фактора, на ваш взгляд главных и проранжируйте их.
(Родители выполняют задание и обсуждают его)
Психолог: Какими качествами должен обладать будущий первоклассник? Об этом мы просим рассказать завуча младших классов___
Важно подчеркнуть, что это нравственно-волевые качества: настойчивость, трудолюбие, прилежание, усидчивость, терпение, чувство ответственности, организованность, дисциплинированность, от которых зависит, будет ли ребенок учиться с удовольствием или учеба превратится для него в тяжкое бремя. Дети, которые не обладают этими качествами, несобранны на занятиях, не стремятся добывать знания, схватывают лишь то, что дается им без особых усилий. Иногда родители жалуются, что уже в начале учебного года ребенок не желает идти в школу. Ему надоело учиться.
Готовность к школе предполагает и определенный уровень умственного развития. Ребенку необходим запас знаний. Родителям следует помнить, что само по себе количество знаний или навыков не может служить показателем развития. Школа ждет не столько образованного, сколько психологически подготовленного к учебному труду ребенка. Значительно существеннее не сами знания, а то, как дети умеют ими пользоваться, применять их при решении тех или иных задач. Родителей порой радует, что ребенок запомнил текст стихотворения, сказки. Действительно, у детей очень хорошая память, но важнее для умственного развития понять текст, суметь пересказать его, не исказив смысла и последовательности событий. Иногда взрослые радуются, когда ребенок считает до ста и даже более. Не нужно увлекаться счетом до бесконечности. Важно познакомить, ребенка с понятием числа как выражения количественной стороны любых явлений, помочь ему овладеть решением простейших арифметических задач и особенно умением их самостоятельно составлять, пусть в пределах пяти. Это относится к детям старшего дошкольного возраста. Бывают случаи, что ребенок решает сложные примеры и задачи, выходящие за пределы первого десятка, на элементарный вопрос педагога: "Что больше — один или два", не может ответить. Часто дома дети пользуются калькулятором или компьютером, они просто запоминают результаты, а счетная деятельность у них не развита.
Предлагаем вашему вниманию видеозапись ответов детей на вопросы:
"Зачем мне учиться в школе? "Как родители готовят меня в школу?"
(Родители смотрят видеофильм, и идёт обсуждение ответов детей).
В конце нам бы хотелось узнать ваше мнение о сегодняшней встречи Ваши искренние ответы на вопросы анкеты помогут нам увидеть положительные и отрицательные стороны проведённого круглого стола
Мы благодарим вас за активное участие в нашем мероприятии и хотим вручить вам памятки для родителей будущих первоклассников. Успехов вам и вашим детям! Все родители получают памятки