Екатерина Никитина
«Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка». Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Ход занятия.
1. Организационный момент. Настрой на занятие.
Ребята давайте встанем в кружок и друг с другом поздороваемся. Слайд 2
Собрались все дети в круг.
Я - твой друг и ты - мой друг!
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся!
2. Введение в тему. Беседа: Слайд 3
- Каких рыб мы знаем? Кто это рыбы?
- Где живут рыбы? (в аквариуме, пруде, реке, озере, море)
- Чем покрыто тело рыб? (чешуей)
- Как рыбы передвигаются в воде? (с помощью плавников и хвоста)
- С помощью чего дышат рыбы? (с помощью жабр)
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Пермяк Е.А.
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Рыбы и рыбки
- Рыбы, рыбки. Конспекты занятий
- Рыбы, рыбки. Конспекты по развитию речи
- Темочки
- Как называются рыбы, живущие в море? (морские) (кит, акула, морской конек) Слайд 4
- Как называются рыбы, которые живут в пресноводных водоемах? (пресноводные) (карась, щука, ёрш) Слайд 5
- Как называются рыбы, живущие в аквариуме? (аквариумные) Слайд 6
- Кто такие мальки? (рыбкины детки)
- Чем ловят рыбу? (сетями, удочками)
- Как называется суп из рыбы? (уха)
- Как называется человек, который ловит рыбу? (рыболов, рыбак)
4. Знакомство с произведением.
– Сегодня я хочу вас познакомить с рассказом, в котором говорится о семейной рыбалке. Рассказ написал Евгений Пермяк (показываю портрет). Свой рассказ он назвал «Первая рыбка». Слайд 7
– Я сейчас вам буду читать рассказ, а вы, слушайте меня внимательно, и постарайтесь ответить на вопрос, почему этот рассказ назвали так?
Евгений Пермяк «Первая рыбка».
Юра жил в большой и дружной семье. Все в этой семье работали. Только один Юра не работал. Ему всего пять лет было.
Один раз поехала Юрина семья рыбу ловить и уху варить. Слайд 8
Много рыбы поймали и всю бабушке отдали. Юра тоже одну рыбку поймал. Ерша. И тоже бабушке отдал. Для ухи. Слайд 9
Сварила бабушка уху. Вся семья на берегу вокруг котелка уселась и давай уху нахваливать: Слайд 10
— Оттого наша уха вкусна, что Юра большущего ерша поймал. Потому наша уха жирна да навариста, что ершище жирнее сома.
А Юра хоть и маленький был, а понимал, что взрослые шутят. Велик ли навар от крохотного ершишки? Но он всё равно радовался. Радовался потому, что в большой семейной ухе была и его маленькая рыбка.
– Ребята, а кто помнит, о чём я попросила подумать в начале чтения рассказа? (почему так назвали) Слайд 11
– Кто запомнил автора этого рассказа? (Евгений Пермяк).
– В какой семье жил Юра? (Юра жил в большой и дружной семье. Все в этой семье работали. Только один Юра не работал. Ему всего пять лет было.)
– Куда отправилась Юрина семья? Как иначе можно сказать об этом? (На рыбалку, на рыбную ловлю).
– Сколько рыбы поймал Юра?
– -Какими словами назван в рассказе Юрин улов? (ёрш, большущий ершище, крохотный ершишка).
– Послушайте ещё раз, как об этом говорится в рассказе : «Оттого наша уха вкусна, что Юра большущего ерша поймал. Потому наша уха жирна да навариста, что ершище жирнее сома». Слайд 12
– Почему одну и ту же рыбку в рассказе называют по-разному : то «большущий ершище», то «крохотный ершишка»? (ответы детей)
– Правильно, ребята, потому что когда взрослые шутили, они хотели преувеличить то, что было на самом деле, вот и подобрали такие слова. Не просто большой, а «большущий», не просто ёрш, а «ершище». А Юра понял их шутку, он понял, что на самом деле все по-другому. Вот и слова употребил с противоположным значением: не «большущий ершище», а «крохотный ершишка».
5. Дид/игра «Скажи по-другому» Слайд 13
Крохотный – маленький, малюсенький…
Ершище – большой (огромный, громадный)
6. Дид/игра «Скажи наоборот» Слайд 14
Ершище -… ершишка
Большущий - … крохотный
Воспитатель. Как вы думаете, можно ли так сказать: «большущий ершик»? Почему вы считаете, что нельзя? А можно сказать «крохотный ершище»? Почему так нельзя сказать?
Воспитатель. Про что еще можно сказать «крохотный», что бывает крохотным? А что бывает большущим?
7. Объяснение новых слов. Слайд 15
– Ребята, Юра написал письмо другу о своей рыбалке. Но друг не понял некоторые слова. Объясните ему значения непонятных слов:
1) уха (суп из рыбы,
2) вокруг (около, возле, рядом,
3) нахваливать (много хвалить,
4) ершище (большая рыба,
5) жирна, да навариста; навар (это вода в ухе (бульон) с жиром от рыбы, чем жирнее рыба, тем навара больше в ухе).
8. Физминутка. Слайд 16
9. Чтение рассказа (второе). Выставление мнемотаблицы. Слайд 17,18,19
10. Пересказ детей.
– Ребята, рассказывать будете по этому плану: один из вас расскажет о том, как Юрина семья поехала на рыбалку, второй о том, как варили уху, а третий – о том, какие чувства испытывал Юрик. А остальные ребята внимательно слушают рассказчиков, всё ли они расскажут.
(Трое ребят по желанию пересказывают рассказ по плану).
– Следующее задание будет сложнее. Нужно быть очень внимательным. Я могу остановить ваш рассказ в любом месте, а следующий должен будет продолжить его. (Ребята рассказывают).
– А теперь предстоит выполнить самое трудное задание. Кто готов рассказать полностью весь рассказ? Слайд 20,21
12. Итог. Слайд 22
– Ребята, с каким рассказом сегодня познакомились?
– Кто автор рассказа?
– Что вам больше понравилось? Что запомнилось?
– В какую игру играли с вами?