Елена Шиндорикова
Круглый стол для родителей «Я Говорю, играю, или как развивать речь ребёнка»
▼ Скачать
Круглый стол для родителей
Подготовили и провели воспитатели:
Елена Григорьевна Шиндорикова, Светлана Анатольевна Климашевич
«Я ГОВОРЮ, ИГРАЮ, ИЛИ КАК РАЗВИВАТЬ РЕЧЬ РЕБЁНКА»
Цель: повышение родительской компетенции в вопросах речевого развития детей дошкольного возраста.
Задачи:
• создание атмосферы эмоционального комфорта и доверительной обстановки;
Публикация «Круглый стол для родителей „Я Говорю, играю, или как развивать речь ребёнка“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2017
• актуализация отношения родителей к проблеме речевого развития детей;
• обучение родителей играм и упражнениям, помогающим совершенствовать устную речь ребенка;
• активизация речевого общения в семье.
Ход мероприятия:
Воспитатель: Добрый день, уважаемые родители! Мы очень рады видеть вас на нашей встрече, посвященной проблеме развития речи дошкольников.
Речь - могущественное орудие всестороннего развития ребенка. Навык правильной речи, как и все добрые навыки, приобретается в семье. То, что делает семья по развитию речи дошкольника, имеет огромное значение для всей его последующей жизни.
Свободная, ясная, логическая, выразительная, красивая устная речь ребенка - это цель, к которой мы должны стремиться. Достичь этой цели нелегко и нас беспокоит, что растет число старших дошкольников, имеющих дефекты произношения звуков речи и других её качеств, со слабо развитой связной речью, однообразной речью.
Проблема развития речи дошкольников стоит остро на сегодняшний день. Решить её мы можем только в сотрудничестве семьи и детского сада. Мы хотим предложить вам ряд способов и приемов, которые могут помочь решить эту проблему.
Сегодня вы узнаете, для чего необходимо проводить пальчиковую гимнастику. Как провести артикуляционную гимнастику. В какие словесные игры можно играть с ребенком дома.
Воспитатель: Сейчас мы с вами поиграем в игру
«Давайте познакомимся». Называем своё имя и качество характера на первую букву своего имени. Например, я Елена, ЕСТЕСТВЕННАЯ, Светлана - СЕРЬЁЗНАЯ. Затем я передаю мяч, вы называет свое имя вместе с качеством и так далее по кругу. Готовы? Начинаем!
Воспитатель: Уважаемые родители! Вы, наверное, хорошо знаете известное высказывание В. А Сухомлинского «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».
Пальчиковые игры на основе стихов развивают чувство ритма и помогают работать над дикцией детей.
Можно использовать пальчиковые игры с предметами.
Давайте поиграем с платочками. Игра называется «Проглот».
Возьмите платочек за уголок и попытайтесь вобрать его в кулак, не помогая себе второй рукой. При этом можно произносить следующие слова:
«У меня живет проглот,
Все подряд проглот жует,
Вот и стало у проглота
Брюшко как у бегемота».
Эту игру можно усложнять: не только выполнять движения поочередно правой или левой рукой, но затем двумя руками одновременно.
В качестве предметов для пальчиковых игр можно использовать природный материал (жёлуди, каштаны, орехи и др., любые мелкие игрушки, мозаики, детали конструкторов, спички без серы и многое другое. Но главное условие это должна быть игра, тогда ребенку будет интересно.
Например, можно играть в «Золушку» - отделить горох от фасоли и боба, или перебрать какую - то крупу. Вовремя этой игры следует соблюдать правила безопасности, поскольку с мелкими предметами можно играть только в присутствии взрослых.
Можно поиграть в «строителей» - построить дома из счетных палочек или спичек без серы.
Можно поиграть в «швею» - смотать нитки в клубочек или намотать их на шпульки, можно выложить картинку по образцу.
Особенно эффективны для развития речи ребенка словесные игры.
Они совершенствуют разговорную речь, обогащают словарь, формируют грамматический строй языка. Развивают внимание, память, сообразительность.
Давайте с вами разучим некоторые словесные игры, в которые можно играть с ребенком.
Игра «Скажи наоборот». Я бросаю мяч и говорю слово. Игрок, поймавший мяч, называет слово противоположное по значению (сильный - слабый, теплый - холодный, высокий - низкий, добрый - злой, веселый - грустный).
Игра «Назови одним словом». Я называю несколько слов и бросаю мяч. Игрок, поймавший мяч, называет обобщающее слово (дуб, липа, береза, сосна - деревья).
Игра «Подбери много слов». Я называю глагол, а вы должны подобрать к нему слова, подходящие по смыслу (летит - воробей, комар, жук, пчела; плачет - ребенок, человек, кошка; плавает - кораблик, рыба, утка).
Игра, «Какой?» Я называю слово, а вы должны подобрать к нему как можно больше определений (мяч - резиновый, круглый, большой, красный).
В такие игры можно играть с детьми дома, в транспорте,по дороге в детский сад и т. д.
Артикуляционная гимнастика – еще один отличный способ сделать речь своего ребенка четкой и понятной. Ее можно выполнять и в домашних условиях, а занятия сделать веселой игрой.
Существует много комплексов гимнастики для языка. Упражнения можно обыгрывать, можно придумывать различные сказки: про волшебный язычок, который любит превращаться в различные предметы, или просто любит делать гимнастику.
Вот пример артикуляционной гимнастики:
Язычок гулять собрался (открыть рот):
Почистил зубы, (провести по верхним зубам кончиком языка)
Причесался, (провести языком между нижними и верхними зубами, вперед — назад)
Вправо, влево повернулся, (движение языком вправо – влево)
Сильно-сильно потянулся, (движение языка вперед)
Погулял и улыбнулся. (спрятать язык во рту, улыбнуться)
Артикуляционные упражнения не дадут ожидаемых результатов, если не проводить занятия регулярно, весело!
Особое внимание я хочу обратить на культуру родного языка, ведь речи следует учить, прежде всего, путем примера. Слышит ребенок правильную речь и невольно воспринимает её, и мало-помалу добрый навык приобретает могущественную силу привычки. Воспримет его ухо какие - нибудь неправильные, извращенные слова и также незаметно это войдет в его речь, а с недостатками речи бороться очень трудно.
Поэтому наш совет - разговаривайте в присутствии детей и с детьми красиво. Ведь речь у дошкольников формируется по подражанию!
Воспитатель:В заключение мы хотим вам предложить
игру «Связующая нить». Давайте встанем в круг, мы передаем вам этот клубок, а вы его будете передавать друг другу и скажете о том, что вам понравилось, в какие игры вы хотите поиграть с ребенком. (Участники передают клубок ниток по кругу. Все, кто уже передал клубок, держатся за нить. Когда клубок возвращается к ведущему, участники натягивают нить).
Воспитате
ь: Эта символическая нить связала, объединила нас сегодня. Мы благодарим вас за сотрудничество, за искренность и доброжелательность.
Для того. Чтобы ваши домашние игры с ребенком проходили как можно эффективнее и интереснее, мы вам дарим эти памятки - буклеты.