Елена Вылегжанина
Круглый стол для педагогов «Роль родителей в нравственно-патриотическом воспитании детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: актуализировать знания родителей по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.
Задачи:
• Повысить профессиональную компетентность родителей по организации работы в области нравственно-патриотического воспитания дошкольников;
• углубить теоретические и методические знания родителей по вопросу нравственно-патриотического воспитания дошкольников;
Темочки:
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Консультации
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
• обобщить знания родителей об этапах, современных формах, методах и средствах патриотического воспитания;
• вызвать интерес родителей к данной теме.
Форма: круглый стол.
Актуальность
«Воспитание детей – самая важная
область нашей жизни. Наши дети – это будущие граждане
нашей страны и граждане мира» А. С. Макаренко
“Любовь к Родине начинается с семьи”. Ф. Бекон
Патриотизм – это любовь к Родине, Отечеству, одно из наиболее глубоких чувств, закреплённых веками и тысячелетиями.
В современных условиях проблема патриотического воспитания детей
становится одной из самых актуальных. Вместе с тем она обретает новые
характеристики и соответственно новые подходы к её решению. В последние
годы наблюдается отчуждение подрастающего поколения от отечественной
культуры, общественно-исторических ценностей, в частности, фильмов, мультфильмов, игрушек.
Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало
знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто
равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко
сострадают чужому горю.
В современных условиях главным социальным и государственным
приоритетом становится воспитание человека-гражданина.
В настоящее время задачи патриотического воспитания ориентированы на семью. В ней ребенок получает уроки нравственности, закладываются жизненные позиции. Не случайно основная задача патриотического воспитания — воспитание любви к родителям, близким, дому, детскому саду, малой родине. Решение задач патриотического воспитания возможно лишь во взаимодействии с семьей, под которым мы понимаем обмен мыслями, чувствами, переживаниями.
В настоящее время особой популярностью, как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения. Они построены по типу телевизионных и развлекательных программ, игр и направлены на установление неформальных контактов с родителями.
Исходя из ФГОС дошкольного образования, в новых формах взаимодействия с родителями используется принцип партнерства, диалога. Положительной стороной подобных форм является то, что участникам не навязывается готовая точка зрения, их побуждают думать, искать собственный выход из сложившейся ситуации.
Именно по этой причине многие ДОУ и, наше в том числе, сегодня ориентируются на поиск таких форм и методов работы, которые позволяют учесть актуальные потребности родителей, способствуют формированию активной родительской позиции.
Остановимся на некоторых инновационных формах работы с семьей.
Почтовый ящик. Это коробка или тетрадь, в которую родители могут класть записки со своими идеями и предложениями. Заданные вопросы освещаются на родительских собраниях. Такая форма работы позволяет делиться своими мыслями с воспитателями эффективно, когда нехватка времени мешает педагогам встретиться с родителями лично.
Дневник группы. В " Дневнике" отражаются наиболее важные события: праздники и развлечения, дни рождения детей, походы и экскурсии, встречи гостей, интересные мероприятия.
Информационные стенды, где размещается информация о жизни группы, успехах детей, продукты коллективного детского творчества.
Выставки детских и родительских работ по сезонам, к праздникам, экологические. Например: "Удивительное рядом", «Сотвори чудо. Новогодний подсвечник» и т. д.
Досуги. Здесь наиболее полно раскрываются возможности для сотрудничества, проявления творчества. Родители наиболее охотно идут на контакт, выражают желания сотрудничать с детским садом именно тогда, когда речь идет непосредственно об их ребенке.
Спортивные праздники. Родители совместно с детьми принимают участие в спортивных соревнованиях и развлечениях.
Круглый стол с родителями. Эта форма взаимодействия позволяет в нетрадиционной обстановке с участием специалистов, обсудить с родителями актуальные проблемы. На обсуждение приглашаются родители, письменно или устно выразившие желание участвовать в обсуждениях.
А что такое Родина? … Как вы понимаете это?.
Родина - это то, где человек родился и вырос, где получил образование и встал на ноги. Каждый человек должен любить и защищать свою Родину. "Где родился, там сгодился" - эту поговорку знают многие, но ни кто не задумывается о её смысле. Так как же её понимать? Т. е человек не должен уезжать куда-либо со своей Родины, он должен жить там, где ему подарили жизнь и помогать своему государству изо всех сил. Таким образом, у каждого из вас возник свой образ родины, у кого-то он похож, у кого-то нет.
А сейчас я предлагаю вам по очереди продолжить фразу «Я горжусь своей страной, потому что…»
А что по вашему мнению означает слово патриотизм?.
Патриотизм — нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству и готовность пожертвовать своими частными интересами во благо интересов отечества. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя (особое эмоциональное переживание своей принадлежности к стране и своему гражданству, языку, традициям) с другими членами народа, стремление защищать интересы родины и своего народа. Любовь к своей Родине, стране, народу, привязанность к месту своего рождения, к месту жительства
Патриотическое воспитание – это процесс освоения, наследия традиционной отечественной культуры, формирование отношения к государству, стране, городу (посёлку, где живёт человек.
Я предлагаю вам сегодня принять участие в работе круглого стола. Мы побеседуем на тему, которая интересует нас всех «Роль родителей в нравственно - патриотическом воспитании своих детей».
Игра «Мозговой штурм».
Вопросы.
1. Назовите символы нашего государства. (Герб, флаг, гимн)
2. Что символизирует двуглавый орел на гербе России?
Смысл двуглавого орла на русском гербе очень символичен: сам орёл – символизирует русское государство, одна голова – символ власти правителя (царя, т. е. символ верховной власти, другая – символ власти не светской т. е. духовной, власти церкви.
-единство;
-верность;
-силу;
-власть.
3. Назовите города федерального значения
(Москва, Санкт – Петербург).
4. Почему Красная площадь так называется? («Красная» - красивая.)
5. Дата принятия Конституции РФ. (12.12.1993.) .Достаточно год.
6. Кто основал Москву?
(Князь Юрий Долгорукий, сын Великого князя Киевского Владимирова Всеволодовича Мономаха.)
7. То, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовало от предшествующих поколений? (Традиция).
1. Игра «Правовая академия».
Живя в социуме, в государстве, человек должен знать свои права и обязанности. Предлагаю вам ответить на несколько вопросов.
1. Как называется основной документ по правам ребёнка, принятый 4-й сессией Генеральной Ассамблеи ООН? (Конвенция о правах ребёнка).
2. До какого возраста человек считается ребёнком, по мнению ООН?
(до 18 лет).
3. На кого Конвенция возлагает основную ответственность за воспитание ребёнка? (На родителей).
4. С какого возраста ребёнок способен принимать самостоятельные решения?
(с 3 лет).
5. Какое преступление совершили гуси-лебеди в одноимённой сказке, украв братца? (Похищение детей).
6. В каких сказках нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу?
(Серая Шейка, Красная Шапочка, Дюймовочка, Сказка о рыбаке и рыбке).
2. Игра «Ситуации».
Поговорка гласит: посеешь привычку — пожнёшь характер, посеешь характер — пожнёшь судьбу.
1. Какими принципами вы руководствуетесь при распределении обязанностей в семье?
2. Как учитываются возрастные особенности ребенка?
3. Какие постоянные, временные поручения имеет ваш ребенок?
(Ответы родителей).
Вашему вниманию предлагаются ситуации, в которых мы, как родители, могли бы оказаться. Как поступить достойно?
Ситуация №1. Мальчик был наказан. Отец серьёзно с ним поговорил и в наказание не разрешил выходить ему из дома. Пришли друзья и позвали его сходить в кино. Мама пожалела сына и стала уговаривать отца отпустить его с друзьями. Между родителями произошёл конфликт. Как правильно поступить, чтобы избежать конфликта? Закон: Родители должны предъявлять единые требования к ребёнку.
Ситуация №2. Родители решили поехать за город, поработать на даче. Все нашли себе работу, кроме Пети. Ему предлагали пополоть грядки, принести воды из родника, но он отказался от всех предложений. Бегал по саду за бабочками, кричал, мешал работать. Почему сложилась такая ситуация? Закон: Основы трудолюбия должны закладываться с детства.
Ситуация № 3. Девочке очень хотелось сделать сюрприз для мамы. Она помыла посуду. Пришла с работы мама. Девочка бросилась к ней и поцеловала её. Мама была не в настроении и никак не отреагировала на поцелуй. Затем дочь пригласила её к столу ужинать. После ужина мама сказала спасибо и ушла в свою комнату. Как бы вы поступили на ее месте? Закон: Ребёнок нуждается в ласке, похвале.
Ситуация №4. Притча «Старый дед и внучек» (Л. Н. Толстой). Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой. Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел её подвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им всё в доме портит и чашки бьёт, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке. Старик только вздохнул и ничего не сказал. Сидят раз мужик с женой дома и смотрят - сынишка их на полу дощечками играет - что-то слаживает. Отец и спросил: "Что ты это делаешь, Миша?" А Миша и говорит: "Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой старые будете, чтобы вас из лоханки кормить. " Это ли не иллюстрация переживаемых ребёнком эмоций и чувств в собственном доме? Закон: Уважительного отношения членов семьи друг к другу.
Вывод: Если эти законы в семье выполняются, значит, ребёнок состоится как личность.
Рефлексия. (показ картинок на слайдах). Что видим? Картинка одна, а видим разное. Что вы, семья, вложите в ребёнка, то и увидят в нём окружающие. ТО ваш ребёнок будет отдавать людям.
Наш круглый стол подошёл к концу. Я вручаю каждому памятки.
Благодарю за сотрудничество!
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Роль родителей в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников
Если в детстве ребенок испытал чувство жалости к другому человеку, радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, то он приобрел эмоциональный опыт, который поможет ему в дальнейшей жизни справиться со многими ситуациями.
Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него – семьи, родного дома, детского сада, своей улицы и родного города.
• Обращайте внимание ребенка на красоту родного села.
• Во время прогулок расскажите, что находится на вашей улице, поговорите о значении каждого объекта.
• Вместе с детьми принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению детского сада и своего двора.
• Расширяйте собственный кругозор.
• Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей.
• Читайте ребенку книги о Родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа.
• Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, за примерное поведение в общественных местах.
• Проводите больше времени со своими детьми.
• Служите личным примером в воспитании патриотизма у детей.