Козлова Екатерина
Круглый стол для педагогов и родителей «Учимся переводить агрессию в позитив»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №4 п. Новоорск»
Круглый стол
«Учимся переводить агрессию в позитив»
Провела: педагог – психолог Козлова Е. В.
Публикация «Круглый стол для педагогов и родителей „Учимся переводить агрессию в позитив“» размещена в разделах
- Агрессивный ребенок. Консультации
- Агрессия, детская агрессивность
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
Цели: повышение психолого-педагогической компетентности родителей и педагогов по вопросам эмоционального развития детей, профилактика агрессивного поведения всех участников образовательного процесса.
Задачи:
- ознакомление педагогов и родителей с основными аспектами понятий «агрессия» и «агрессивное поведение»;
- раскрытие анализ важности отреагирования негативных эмоций, как детьми, так и взрослыми;
- обучение родителей и педагогов практическими приемами и упражнениями выражения гнева социально – приемлемыми способами;
- рекомендации для родителей и педагогов по профилактике агрессивного поведения детей;
- создание условий для построения продуктивного диалога между родителями и педагогами;
- снижение эмоционального напряжения.
Участники: родители, педагоги.
Ведущий: педагог – психолог.
Материал к занятию: свеча, газеты, веревка, колокольчик, ватман, маркер.
Ход круглого стола
1. Разминка. Игра «Поздороваемся»
Здравствуйте уважаемые коллеги, дорогие родители. Я очень рада вас видеть сегодня в нашем саду, в этом зале. Тема сегодняшнего круглого стола «Учимся переводить агрессию в позитив». Но прежде чем мы начнем обсуждение круглого стола, я хочу с вами познакомиться. Я приглашаю вас в круг в центр зала. Вы наверняка знаете, что огонь олицетворяет тепло, добро. Я хочу, чтобы вы каждый почувствовали частичку тепла, добра, которая царит в нашем саду. Вот так и произойдет наше знакомство с теплотой, добротой, хорошим настроением. (передаем свечу по кругу, здороваясь друг с другом). Вот мы и познакомились. Теперь прошу проходить за столы.
2. Мини – лекция педагога – психолога с использованием презентации
1)Понятие «агрессия», «агрессивное поведение». Проблема агрессивного поведения детей достаточно актуальна в наши дни. Психологи отмечают, что агрессивных детей становится с каждым годом все больше и больше.
Взрослые не любят агрессивного поведения детей. Подобные дети их раздражают, и разговор о них, как правило, ведется в осуждающих терминах: «грубиян», «нахал», «драчун», - такие ярлыки достаются всем агрессивным детям без исключения, причем не, только в ДОУ, но и дома.
Агрессивность как энергия необходима для нормального развития ребенка, иначе он не смог бы ни познавать окружающий мир, ни защищаться, ни конкурировать с другими людьми. А вот беспокоиться по поводу эмоционального развития ребенка нужно тогда, когда агрессия становится недостаточно мотивированной или вообще не имеет никаких оснований. Для того чтобы помочь детям с агрессивным поведением самим справиться со вспышками агрессии, необходимо понимать, что же это такое, каковы причины и формы ее проявления.
Агрессия – мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам
нападения (одушевленным и неодушевленным, приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт. Агрессивность – свойство личности, выражающееся, по мнению Артур Александрович Реан, в готовности к агрессии.
Существует несколько различных подходов в изучении и объяснении феномена агрессивности, также как и классификации видов агрессии.
2) Виды агрессии (показывается на слайде).
Эрих Фромм считает, что существует два вида агрессии : «доброкачественная» - появляется в момент опасности, носит оборонительный характер и затухает и «злокачественная» - жесткость и разрушительность, возникает спонтанно и связана со структурой личности.
А. Басс и А. Дарки выделяют 5 видов агрессии :
- физическая (действие против кого – любо, раздражение (вспыльчивость, грубость, вербальная (угрозы, крики, ругательства, косвенная (сплетни, злобные шутки, топание, выкрики в толпе, негативизм (манера поведения). Все эти виды агрессии можно наблюдать у людей всех возрастов, а иногда они проявляются с самого раннего детства.
3) Факторы, влияющие на появление агрессии (обсудить с участниками).На становление агрессивного поведения ребенка оказывают влияние множество факторов:
. некоторые соматические заболевания или заболевания головного мозга;
. стиль воспитания в семье – агрессивное поведение является отражением тех отношений, которые малыш наблюдает дома. Если родители часто применяют физические наказания, не надо удивляться, что ребенок не умеет общаться по-другому. Он знает, что родители его бьют, чтобы добиться послушания. Естественно, привыкает к тому, что, если нужно что-то получить от человека, его следует ударить. Со временем такие дети могут стать практически неуправляемыми, не реагирующими на просьбы и уговоры только на повышенный тон или физическое воздействие. Если ребенка строго наказывают за любое проявление агрессивности, то он учится скрывать свой гнев. Длительное подавление агрессии может привести к формированию детских страхов, соматическим заболеваниям или к тому, что однажды она вырвется наружу с эффектом «распрямившейся пружины»;
. повсеместная демонстрация сцен насилия в кино и на экранах телевизоров;
. нестабильная социально – экономическая обстановка;
. индивидуальные особенности человека (сниженная произвольность, низкий уровень активного торможения);
. социально- культурный статус семьи.
4) Агрессивное поведение проявляется как:
. стремление привлечь внимание окружающих. Например, ребенок не выделяется среди сверстников умением петь или рисовать, но если он разрушит снежную крепость, которую дети строили дети вместе с воспитателем, его непременно заметят, и будут говорить о происшествии весь день. Рецепт здесь только один: действия и слова взрослых должны постоянно убеждать ребенка в том, что его любят не за что-то, а несмотря ни на что;
.удовлетворение потребности в чем- либо (самоутверждение);
. защита от окружающего мира (лучший способ обороны – это нападение). Такое поведение свойственно детям, чьи родители не имеют четкой стратегии в воспитании и могут по-разному оценивать поступки своего чада в зависимости от настроения, наличия рядом посторонних. Ребенок знает, что от людей можно ожидать всего, что угодно, не доверяет окружающим и поэтому ведет себя агрессивно – на всякий случай;
. разрядка, снятие напряжения, направленные как на других, так и на себя (аутоагрессия). Одна из причин аутоагрессии – строгий запрет на проявление агрессии по отношению к другим людям. Труднее всего ребенку выплеснуть негативные эмоции на сильных и могущественных взрослых, особенно на родителей, любовь которых он боится потерять. В этом случае не стоит ждать, пока ребенок сам успокоится, следует сразу ему помочь.
3. Обсуждение. «Портрет» агрессивного ребенка
Слово педагога – психолога : «Следует отличать агрессивность от проявления возрастных кризисов. Если отклонения поведения связаны с кризисом – это не расстройство поведения, необходимо пережить это, быть гибкими, перестроить свое отношение к ребенку на более терпимое. В этом нам поможет составление портрета агрессивного ребенка»
Инструкция: Я предлагаю вам самим дать характеристику агрессивного ребенка, предложив свои качества и возможные варианты поведения, а я запишу их на ватман. Вот у нас получился портрет агрессивного ребенка. Давайте сравним наш портрет с портретом агрессивного ребенка, предложенным Галиной Борисовной Мониной. Итак, внимание на экран (показывается на слайде).
Агрессивный ребенок :
Не понимает чувств и переживаний других людей;
Часто раздражает, дерется, спорит, ругается со взрослыми;
Создает конфликтные ситуации;
Сваливает вину на других;
Теряет контроль над собой;
Не может адекватно оценить свое поведение;
Имеет мускульное напряжение;
Толкает, ломает, крушит все кругом;
Завистлив, мстителен, раздражителен;
Стремиться разозлить других людей;
Часто сердится и отказывается что – любо делать.
Примечание. В процессе педагогу – психологу следует уточнить: только когда эти признаки проявляются на протяжении 6 месяцев, можно говорить о том, что ребенок агрессивный.
4. Игра «Снежки»
Цель: создание эмоциональной разрядки, сложность восприятия команд в момент игры.
Инструкция. Теперь я предлагаю разрядить обстановку и поиграть. Проходите в центр зала. Игра называется «Снежки». Вам нужно разделиться на две группы. Я вам раздам бумагу для создания снежков, каждый лепит один снежок, сминает бумагу. Команды становятся напротив друг друга. Скакалка разделяет ваши поля.
Задача: каждая группа по сигналу должна забросить как можно больше снежков соперникам, при этом снежки можно отбивать, чтобы они не упали на свое поле или перебрасывать их на поле соперников. Выигрывает та команда, у кого окажется меньше «снежков» на поле.
Игра начинается и заканчивается по сигналу (звонок колокольчика, после финишного сигнала бросать уже нельзя, в голову бросать запрещено.
Слово педагога – психолога «Поиграли, подняли себе настроение, теперь проходим за столы для обсуждения».
Вопросы для обсуждения:
. Вы играли и не слышали звон колокольчика - почему так трудно остановиться?
. Можно ли услышать кого-то в возбужденном эмоциональном состоянии?
Вывод педагога – психолога : «Когда мы увлечены игрой, возникает азарт, поэтому сложно остановиться моментально по сигналу, равно находятся игроки, продолжающие соревнование, более темпераментные и эмоциональные люди быстрее поддаются возбуждению и начинают доказывать свою точку зрения. Вам тяжело было среагировать, остановиться, также и ребенок не слышит, к чему его призывают в данный момент; очень сложно остановиться сиюминутно, успокоиться».
5. Обсуждение. Кривая гнева
Слово педагога – психолога «Я предлагаю рассмотреть кривую гнева и обсудить все фазы протекания агрессивной вспышки».(внимание на экран).
Комментарии. Первая фаза (А) – фаза запуска, или внешнего, внутреннего стимула. Этим стимулом, провокатором вспышки гнева может служить все, что угодно: несправедливо сделанное замечание, оклик, внезапная боль. На этой фазе взрослый не всегда может предугадать, что произойдет дальше: разозлиться ребенок или сможет быстро переключиться на что- либо другое. Это та фаза, когда можно предотвратить вспышку гнева, отвлечь ребенка, направить его энергию в нужное русло или, что очень важно, научить его справляться со своим состоянием.
Вторая фаза (В) – фаза обострения. Кривая гнева начинает подниматься вверх. Это время, когда тело физиологически начинает готовить себя к предстоящему сражению: повышается уровень адреналина, напрягаются мышцы, учащается дыхание, пульс. Но все, же на этой стадии, особенно на начальном этапе, еще можно предотвратить предстоящую вспышку. И если взрослый не остановит нарастающий поток гнева у ребенка на этой фазе, придется долго ждать, пока он не придет в себя. Чтобы научить его справляться со своим гневом и лучше владеть собой, на стадиях А и В можно давать ему инструкции: «Успокойся», «Сядь в кресло и посиди пять минут», «Сделай несколько глубоких вздохов». Можно умыть ребенка прохладной водой. Позже он сам будет прибегать к этим замечательным способам управления гневом.
Третья фаза (С) – фаза кризиса, пик гнева. Ребенок начинает кричать, топать ногами, ругаться и т. д. у всех детей это проявляется по-разному. Ребенок уже не слышит взрослого, не понимает просьб, требований. Читать нотации бесполезно. Единственное, что можно сделать – это следить за его безопасностью.
Четвертая фаза (Д) – фаза плато, или спада гнева. Она протекает у всех детей по – разному. Одним присущи отдельные дополнительные вспышки, у других гнев идет на спад.
Пятая, последняя, фаза (Е) – фаза депрессии, которая может наступить после кризиса. Теперь снова можно разговаривать с ребенком, и только на этой фазе он услышит, что ему говорят.
Педагогу – психологу следует уточнить, что данная кривая характерна не только для детей, но и для взрослых, поэтому очень важно контролировать собственные негативные выплески в момент общения с ребенком.
6. Беседа «Как перевести агрессию в позитив»
Слово педагога – психолога : «Существует несколько этапов снижения агрессивности ребенка и стабилизации его эмоционального состояния. Необходимо научить ребенка выражать свой гнев в социально – приемлемой форме и открыто. Какие вы можете назвать способы выражения гнева?».(обсудить с участниками). Сейчас я вам перечислю, какие существуют способы выплескивания гнева.
Способы выражения (выплескивания) гнева:
1. Громко спеть любимую песню.
2. Пометать дротики в мишень.
3. Попрыгать на скакалке.
4. Используя «стаканчик для криков», высказать все свои отрицательные эмоции.
5. Пускать мыльные пузыри.
6. Устроить «бой» с боксерской перчаткой.
7. Пробежать по площадке детского сада или стадиону.
8. Поиграть в настольный футбол (баскетбол, хоккей).
9. «Попинать» подушку.
10. Устроить соревнование «Кто громче крикнет», «Кто выше прыгнет», «Кто быстрее пробежит».
11. Скомкать несколько листов бумаги, выплеснув всю свою злость, а затем их выбросить.
12. Быстрыми движениями руки нарисовать обидчика, а затем зачеркать его.
13. Слепить из пластилина фигуру обидчика и сломать её.
14. Использовать физические силовые упражнения.
15. Сильно потопать ногами.
Некоторые из этих упражнений могут быть применены и взрослыми для стабилизации своего состояния в момент агрессии, особенно по отношению к ребенку.
Агрессивным детям зачастую свойственны мышечные зажимы, особенно в области лица и кистей рук. Поэтому будут полезны любые релаксационные упражнения. Интересные и эффективные упражнения можно найти в книге Клауса Фопеля «Как научить детей сотрудничать».
Я предлагаю выполнить следующие упражнения, которые в дальнейшем вы можете использовать в работе с детьми. (педагог – психолог включает спокойную музыку).
Необычная радуга” (релаксационный настрой)
Психолог включает спокойную расслабляющую музыку и говорит:“Сядьте удобно, расслабьтесь, дышите ровно и глубоко. Закройте глаза. Представьте, что перед вашими глазами необычная радуга. Первый цвет – голубой. Голубой может быть мягким и успокаивающим, как струящаяся вода. Голубой -приятно ласкает глаз в жару. он освежает тебя, как купание в озере. Ощутите эту свежесть. Следующий – желтый цвет. Желтый приносит нам радость, он согревает нас, как солнышко, он напоминает нам нежного пушистого цыпленка, и мы улыбаемся. Если нам грустно и одиноко, он поднимает настроение. Зеленый – цвет мягкой лужайки, листьев и теплого лета. если нам не по себе, и мы чувствуем себя не уверенно, зеленый цвет поможет почувствовать себя лучше. Откройте глаза. Что вы чувствовали и ощущали, когда представляли себе, что смотрите на голубой, желтый и зеленый цвет? Возьмите с собой эти ощущения на весь день”.
Отдых на море” (релаксационный настрой)
Психолог включает спокойную расслабляющую музыку и говорит:“Сядьте в удобном положении. закройте глаза и слушайте мой голос. Представьте себе, что вы находитесь в прекрасном месте на берегу моря. Чудесный летний день. Небо голубое, солнце теплое. Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми. Мягкие волны докатываются до ваших ног, и вы ощущаете приятную свежесть морской воды. Появляется ощущение обдувающего все тело легкого и свежего ветерка. Воздух чист и прозрачен. Приятное ощущение свежести и бодрости охватывает лицо, шею, плечи, спину, живот, руки и ноги. Вы чувствуете, как тело становится легким, сильным и послушным. Дышится легко и свободно. Настроение становится бодрым и жизнерадостным, хочется вставать и двигаться. Открываем глаза. Мы полны сил и энергии. Постарайтесь сохранить эти ощущения на весь день”.
Релаксационные упражнения для снятия напряжения с рук
“Драгоценность”
Представьте себе, что вы держите в кулачках что-то очень ценное, дорогое для вас и кто-то хочет у вас это отнять. Вы сжимаете кулачки все крепче и крепче…ещё крепче, уже побелели косточки, кисти начинают дрожать… Но вот обидчик ушёл, а вы разжимаете свои кулачки, пальцы становятся расслабленными, кисти рук спокойно лежат на коленях… они отдыхают… (повторить 2-3 раза).
“Игра с песком”
Представьте себе, что вы сидите на берегу моря. Наберите в руки песок (на вдохе). Сильно сжав пальцы в кулак, удержать песок в руках (задержка дыхания). Посыпать колени песком, постепенно раскрывая кисти и пальцы. Уронить бессильно руки вдоль тела, лень двигать тяжелыми руками (повторить 2-3 раза).
«Возьми себя в руки»
«Как только ты почувствуешь, что хочется кого-то стукнуть, что-то крикнуть, обхвати ладонями локти и сильно прижми руки к груди – это поза выдержанного человека. Ты – хозяин своих эмоций».
Релаксационные упражнения для снятия напряжения мышц лица
“Пчелка”
Представьте себе теплый, летний день. Подставьте солнышку ваше лицо, подбородок тоже загорает (разжать губы и зубы на вдохе). Летит пчелка, собирается сесть кому-нибудь на язык. Крепко закрыть рот (задержка дыхания). Прогоняя пчелку можно энергично двигать губами. Пчелка улетела. Слегка открыть рот, облегченно выдохнуть воздух (повторить 2-3 раза).
“Бабочка”
Представьте себе теплый, летний день. Ваше лицо загорает, носик тоже загорает – подставьте нос солнцу, рот полуоткрыт. Летит бабочка, выбирает, на чей нос сесть. Сморщить нос, поднять верхнюю губу кверху, рот оставить полуоткрытым (задержка дыхания). Прогоняя бабочку можно энергично двигать носом. Бабочка улетела. Расслабить мышцы губ и носа (на выдохе) (повторить 2-3 раза).
“Качели”
Представьте себе теплый, летний день. Ваше лицо загорает, ласковое солнышко гладит вас (мышцы лица расслаблены). Но вот летит бабочка садится к вам на брови. Она хочет покачаться как на качелях. Пусть бабочка качается на качелях. Двигать бровями вверх – вниз. Бабочка улетела, а солнышко пригревает (расслабление мышц лица) (повторить 2-3 раза).
Слово педагога – психолога : «Агрессивные дети иногда проявляют агрессию лишь потому, что не знают, как вести себя в конфликтных ситуациях.
На этом этапе очень важны сюжетно – ролевые игры, показывающие взаимодействие между людьми в различных ситуациях. И конечно, сами взрослые должны контролировать собственные агрессивные импульсы. Надо всегда помнить, что дети учатся приемам социального взаимодействия, прежде всего, путем наблюдения за поведением окружающих людей. Кроме того, формирование таких позитивных качеств личности, как эмпатия, доверие к людям, доброта, происходит во время позитивного общения с ребенком, за совместным обсуждением книг, просмотром фильмов и передач и прочее».
Примечание. Участникам раздаются буклеты.
7. Подведение итогов.
Слово педагога – психолога (рассказывает притчу «Бабочка в руке») : «Жил – был один мудрец, к которому многие люди приходили за советом. И вот однажды завистливый человек решил опорочить мудреца, загадав ему загадку, отгадать которую невозможно. Поймал он бабочку, зажал между ладонями, пришел к мудрецу и спрашивает: «Скажи, что у меня в руках?» Мудрец отвечает: «Бабочка». «Правильно. А какая бабочка – живая или мертвая?» - спрашивает завистник, а сам думает: «Если ответить «мертвая», я открою ладони, и бабочка улетит. А если скажет «живая», я сожму ладони и раздавлю её». Мудрец помедлил немного и ответил: «Все в твоих руках».
Помните, что дети – в наших руках. И только вы родители решаете и определяете их жизненный путь, мы, педагоги, можем лишь помочь вам в создании необходимого психологического комфорта и в сопровождении ребенка в процессе его развития и становления как личности».
На такой веселой нотке наш круглый стол закончился. Спасибо за то, что вы поделились своими мыслями, впечатлением, эмоциями. Спасибо всем кто принял участие. Спасибо всем!