Марина Цветкова
Круги Луллия «В гостях у сказки»
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию пособие "Круги Луллия"
Инновационное движение в дошкольном образовании по своему масштабу не уступает школьным инновациям. Поиск и разработка новых эффективных технологий – одно из его направлений.
В дошкольных образовательных учреждениях в работе с детьми по художественно-эстетическому воспитанию используются, как традиционные педагогические технологии например, игровые, так и высокоэффективные дидактические системы на основе теории проблемного обучения, теории сотрудничества, теории диалога культур, применения изобретательских задач.
Публикация «Круги Луллия „В гостях у сказки“» размещена в разделах
В области художественно-эстетического воспитания активно используются технологии, в основу которых положены метод проблемного изложения, частично поисковый (эвристический) метод, исследовательский метод ТРИЗ.
Круги Луллия – одно из средств развития интеллектуально – творческих способностей детей, предложенное авторами ТРИЗ для использования в дошкольных учреждениях. Это пособие вносит элемент игры, помогает поддерживать интерес к изучаемому материалу.
Методика построена на изобретении Раймонда Луллия (14 в., Италия) и получила название «Круги Луллия». В XIII веке французский монах Раймонд Луллий создал логическую машину в виде бумажных кругов. Оказывается, ее можно прекрасно использовать как средство развития речи и интеллектуально-творческих способностей у детей. «Круги Луллия» — это что-то вроде компьютера, только для слов. Простота конструкции позволяет применять ее даже в детском саду. А эффект огромен — познание языка и мира в их взаимосвязи.
А представляют они собой несколько кругов разного диаметра, нанизанных на общий стержень (по типу пирамидки). В верхней части стержня устанавливается стрелка. Круги подвижны. Все они разделены на одинаковое количество секторов. При свободном вращении кругов под стрелкой оказываются определенные сектора. Луллий на секторах размещал рисунки, писал слова и целые изречения. Любой желающий мог задать вопрос и с помощью полученной комбинации получить ответ, который надо было расшифровать, подключив воображение.
В современном образовательном процессе это круги с картинками, подобранные по изучаемым темам («Фрукты», «Овощи», «Одежда», «Деревья» и др.). Круги вращаются относительно друг друга с помощью пальчиков ребенка, перемещая картинки с целью поиска нужного результата, например в следующих Д/ И: «Подбери цвет» (в темах «Овощи», «Фрукты», «Ягоды», «Найди нужный хвост», «Чей малыш?» (в теме «Животные», «Соедини части в целое» (в темах «Посуда», «Обувь», «Одежда») и пр.
На стержень нанизывается от 2 до 4 кругов разного диаметра. Сверху устанавливают указатель, ограничитель или стрелку. Все круги разделяются на одинаковое число секторов.
Методические рекомендации при использовании этого метода
• Для работы с дошкольниками целесообразно использовать не более 4-х кругов разного диаметра с количеством секторов от 4 до 8.
• Для работы с детьми 4-го года жизни целесообразно брать только 2 круга разного диаметра с 4 секторами на каждом.
• В работе с детьми 5-го года жизни используют 2-3 круга по 4-6 сектора на каждом.
• Дети 7-го года вполне справляются с заданиями, в которых используются 4 круга с 8 секторами на каждом.
• Сами круги желательно изготовить из пластика или толстого картона. На сектора прикрепляются картинки по теме занятия с помощью, например, скотча, чтобы можно было легко поменять их.
Круги Луллия особенно рекомендованы для следующих занятий в ДОУ:
- ознакомление с окружающими предметами;
- развитие связной речи;
- знакомство с математикой;
- развитие мышления;
- умение составлять логические связи между предметами;
- комфортная социализация и общение с детьми.
На занятиях по развитию речи я применяю круги Луллия по прочитанным сказкам.
Дидактическая игра "В гостях у сказки" для детей средней группы.
На большом круге с шестью секторами воспитатель располагает картинки с изображением сюжетов сказок (например, "Гуси-лебеди", " "Вершки и корешки", "Волк и семеро козлят"). На верхнем, усеченном на один сектор круге, изображена иллюстрация данной сказки и ее название. Круги наложены друг на друга и соединены между собой канцелярской иглой. К этим кругам отдельно прилагаются вырезанные персонажи этой сказки.
1 вариант. По просьбе воспитателя ребенок, вращая круги Луллия, пытается самостоятельно воспроизвести сюжет сказки.
2 вариант. Воспитатель раскручивает круги и дает задание ребенку подобрать для выпавшего сектора с изображением фрагмента сказки подобрать из вырезанных персонажей тех, которые участвуют в данном сюжете сказки. И озвучить её.
3 вариант. Фантастическое задание. Ребенок сам раскручивает круги, спонтанно выбирает вырезных персонажей этой сказки и сам придумывает, фантазирует свой сюжет сказки.