Жарникова Екатерина
Круги Луллия как средство развития связной речи у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Круги Луллия, как средство развития связной речи у дошкольников.
Цель: Распространение опыта использования «Кругов Луллия» в работе с дошкольниками по развитию речи.
Задачи:
Публикация «Круги Луллия как средство развития связной речи у дошкольников» размещена в разделах
- Круги и кольца Луллия. Пособия и игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
продемонстрировать особенности игрового пособия «Круги Луллия»;
раскрыть возможности применения пособия в практической работе со старшими дошкольниками;
создать условия для повышения профессиональной компетентности педагогов посредством активной практической деятельности;
раскрыть значимость использования «Кругов Луллия» в работе по развитию речи.
Оборудование: игровое пособие «Круги Луллия», карточки с заданиями для участников.
Технические средства : компьютер, проектор, экран, презентация.
Методы: игровой, практический, словесный, наглядный.
В XIII веке французский монах Раймонд Луллий создал логическую машину в виде бумажных кругов. Оказывается, ее можно прекрасно использовать как средство развития речи у детей. «Кольца Луллия» — это что-то вроде компьютера, только для слов. Простота конструкции позволяет применять ее даже в детском саду. А эффект огромен — познание языка и мира в их взаимосвязи.
Не секрет, что речевое развитие было и остается актуальной проблемой. Сегодня, хочу поделиться с вами своей находкой – это универсальное дидактическое пособие «Круги Луллия». Используя его в работе, отмечаю, что «Круги Луллия» помогают сделать занятие эффективным, дают возможность обучать играя, помогают поддерживать интерес к изучаемому материалу, способствуют созданию непринуждённой обстановки.
Следует отметить, что данное пособие обладает большим потенциалом не только для решения речевых задач и формирования мыслительных процессов, но и способствует достижению целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования.
Круги Луллия представляют дошкольникам, как чудесные кольца или загадочные круги. Для работы с детьми 3-4-го года жизни целесообразно брать только два круга разного диаметра с 4 секторами на каждом.
В работе с детьми 5-6-го года жизни используют два - три круга (4 -6 секторов на каждом).
Дети 7-го года жизни вполне справляются с заданиями, в которых используются до четырех кругов с 8 секторами на каждом.
Принцип изготовления игры заключается в следующем. Вырезанные из картона круги разбивают на 4, 6, 8 секторов. Серединку вырезают. В каждый сектор помещают картинку. Подходы к подбору изображений могут быть разными. Например, на одном кольце — разнообразные деревья, на другом — их листья или семена. Другой вариант: на одном кольце — животные (домашние, дикие, рыбы, птицы, на другом — их «дома», детеныши.
Кольца Луллия можно изготовить несколькими способами: открытым, где картинки остаются на виду и закрытым, где картинки спрятаны и только одна пара сопоставляется.
Основная цель работы с дидактическим пособием – освоение способа познания мира, развитие речи и творческих способностей дошкольников посредством использования кругов Луллия.
Игровые упражнения с детьми по кругам Луллия помогают решать следующие задачи:
формировать целостную картину мира;
развивать познавательную активность;
развивать навыки фантастического преобразования объектов;
обогащать активный и пассивный словарь ребенка;
развивать мелкую моторику и координацию движений рук;
формировать способность решать проблемные ситуации.
Данное пособие отвечает требованиям ФГОС ДО и будет полезно педагогам дошкольных учреждений, работающих с детьми дошкольного возраста, а также родителям (законным представителям) воспитанников в качестве методического пособия.
Игры с «Кольцами Луллия» можно условно разделить на четыре типа.
1-й вариант: «Найди реальное сочетание»
Дети под стрелкой объединяют картинки, формирующие реальную картину мира. Составляют предложения, объединяющие в себе эти объекты. Делают выводы.
2-й вариант: «Объясни необычное сочетание»
При раскручивании кругов рассматриваются случайные соединения объектов и как можно достовернее объясняются необычность их взаимодействия.
3-й вариант: «Придумай фантастическую историю или сказку»
В данном типе объединение случайных объектов служит основой для фантазирования. Предлагается сочинить фантастический рассказ или сказку. Неправильных ответов в этой игре быть не может, важно принять любой ответ ребёнка.
4-й вариант: «Реши проблему»
В фантастических сказках с героями происходят разные истории. Необходимо учить ребёнка формулировать проблемы, выдвигать идеи по их решению.
На практике можно использовать все четыре варианта заданий или включать отдельные этапы в игру. Всё зависит от того, какие задачи ставит педагог на данном этапе игры. При проведении игры дошкольники должны быть свободны в своих высказываниях, а взрослые – приветствовать самые неожиданные предложения детей.
Формы организации образовательной деятельности:
на индивидуальных занятиях;
на подгрупповых занятиях;
в свободной игровой деятельности;
в самостоятельной деятельности.
Предлагаю вам убедиться в универсальности данного пособия на практике. Мы сегодня с вами поиграем и сами превратимся в кольца Луллия. Встаем в круг, перед вами на столе лежат предметы, в руках картинки, нужно найти ассоциативную пару, на ваш взгляд. Рассказать почему вы так думаете — это первый вариант игры - простой.
Второй вариант составить из случайного сочетания, нужно придумать фантастический рассказ.
В третьем варианте будем формулировать проблему и решать ее. Так как это игра с элементами сочинительства, фантазия детей ничем не ограничена. Давайте поможем друг другу сформулировать «проблемы», которые можно решать с помощью этой игры.
Считаю, что данное пособие будет полезно воспитателям, т. к. его можно эффективно использовать на занятиях развитию речи, по формированию элементарных математических представлений, ознакомлению с окружающим миром и т. д.
- Какие на, ваш взгляд, положительные стороны можно отметить у этого пособия?
Положительные стороны пособия «Круги Луллия» :
1. Формирование навыков сотрудничества у детей. Дошкольники учатся слышать друг друга, договариваться, совместно находить общее решение.
2. Вариативность. Используя лишь несколько кругов, можно получить разные варианты игр, дополнять и усложнять игру, придумывать свои задания.
3. Многофункциональность. «Круги Луллия» позволяют решать большое количество образовательных задач не только в рамках образовательной области «Речевое развитие». Дидактические игры с использованием данного пособия легко интегрируются с любой из пяти образовательных областей.
4. Простота в изготовлении. «Круги Луллия» каждый педагог без труда сможет изготовить самостоятельно.
А самое главное - пособие позволяет сделать процесс обучения интересным и незаметным для детей.
- Спасибо за отзывы и активное участие.
- Желаю вам новых открытий и интересных находок!
Список источников
1. Логинова, Л. «Кольца Луллия» / Л. Логинова. – Текст : электронный // Обруч. – URL : https://www.obruch.ru/index.php%3Fid%3D8%26n%3D21%26r%3D7%26s%3D450 ( дата обращения: 12.10.2022).
2. Сидорчук, Т. А. Познаём мир и фантазируем с кругами Луллия. Практическое пособие для занятий с детьми 3-7 лет / Т. А. Сидорчук, С. В. Лелюх. — Москва : АРКТИ, 2019. — Текст : непосредственный.
3. Альтшуллер, Г. С. Найти идею. Введение в ТРИЗ - теорию решения изобретательских задач / Г. С. Альтшуллер. – М. Альпина Паблишер, 2017. — 402 с.
4. Сидорчук, Т. А. Познаём мир и фантазируем с кругами Луллия : практическое пособие для занятий с детьми 3-7 лет / Т. А. Сидорчук, С. В. Лелюх. – М. : АРКТИ, 2019. – 40 с.
5. Сидорчук, Т. А., Хоменко Н. Н., Лелюх СВ. Развитие творческого мышления дошкольников на основе ТРИЗ и РТВ. / Т. А. Сидорчук, Н. Н. Хоменко, С. В. Лелюх. – Ребенок в детском саду, № 2, 2006.
6. Творческие задания “Золотого ключика” : учеб. пособие / Е. В. Андреева [и др. ]. – Самара, 2001. – 108с.
7. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования").