Любовь Мюльгаузен
Кризис трех лет
▼ Скачать + Заказать документы
Кризис трех лет
Ранний возраст – 3 года, по признанию специалистов всего мира, – уникальный период в жизни человека.
А в какой-то день он вдруг поразит вас тем, что еще придумает истории, в которых причудливо сочетаются фантазия и реальность. Ваш ребенок теперь не просто манипулирует кубиками, а строит из них что-то по осмысленному плану. Теперь с малышом хочется говорить как со взрослым.
В этот период жизни у ребенка интенсивно развивается центральная нервная система. В 3 года составляет уже две трети массы мозга взрослого. Метаморфозы умственного развития связаны с воспитанием ребенка и возникают благодаря взаимодействию с социальным окружением.
Публикация «Кризис трех лет» размещена в разделах
Ваш ребенок повзрослел, казалось, что теперь с ним должно быть намного легче, но к своему удивлению, вы обнаруживаете, что во взаимоотношениях с ним появились неожиданные затруднения. Они возникают при кормлении ребенка, при укладывании его спать, при попытке отвлечь от опасного предмета. Он стал обидчивым, вспыльчивым. Простейший запрет вызывает у него капризы. Он чрезмерно стремится к самостоятельности, хотя не все ему удается, малыш категорически отвергает вашу помощь. А бывает еще хуже. Спокойный раньше малыш вдруг начинает топать ногами, выражая свое недовольство. А вчера он улегся посреди улицы на землю, когда вы не согласились погулять с ним подольше. Некоторые трех летние дети начинают лгать, чтобы избежать наказания, очень бурно переживают неодобрение окружающих.
Психолог говорит, что проблемы с воспитанием ребенка вызваны «кризисом 3-х лет». То, что в детском развитии периодически возникают кризисы, известно давно. Кризисы свидетельствуют о скачкообразном, резком переходе ребенка от одного возраста к другому. Именно это и делает поведение детей непредсказуемым, непрогнозируемым, и взрослые остро ощущают необычность в действиях хорошо знакомого им малыша. Наблюдения свидетельствуют о том, что у многих малышей осложнения в поведении возникают резко и быстро проходят.
А есть дети, которые не обнаруживают неблагоприятных изменений в своем поведении.
В кризисный период это развитие приобретает форму скачкообразных изменений, характеризуется появлением за короткий срок качественно новых психологических образований. Сами по себе они очень прогрессивны. Так в 3 года у малыша складывается потребность в самостоятельности, гордость за свои достижения.
У малыша появляется особая позиция – новое отношение к себе, к другим, к миру. Оно выражается в обостренном чувстве личного достоинства и обуславливает повышенную ранимость своего «Я».
Например: Рассказывает мама Саши (3 года). Девочка возвращается из детского сада в непривычно мрачном расположении духа. Мама пытается выяснить причину её настроения. Дочь сначала отмалчивается, а потом вдруг останавливается посреди улицы и раздражается горьким плачем, захлёбывается слезами. Испуганная мать на руках доносит девочку до дома. В ходе возобновившейся беседы выясняется, воспитательница сегодня перед всей группой пристыдила Сашу за то, что она медленно одевается и задерживает всех ребят. Девочка была глубоко уязвлена. Порицание, высказанное при всех, выраженное резкими словами, заставило ребенка страдать.
В три года повышенная ранимость ребенка и его стремление к признанию окружающими достигнутых им успехов обусловили глубокую неудовлетворенность малыша и его попытки компенсировать свои неудачи действиями назло взрослым.
Дети очень остро переживают, когда окружающие высмеивают их неуклюжесть при овладении новыми действиями с предметами, неправильности их речи.
Важным образованием у младших дошкольников является развитие воображения. Благодаря фантазии для ребенка становится доступными не только прошлое и настоящее, но и будущее. Если взрослые поддерживают усилия малыша, выслушивают его сбивчивые рассказы, то тем самым они побуждают его к дальнейшему творчеству.
К фантазиям малышей следует относится очень осторожно, учитывать их яркость у младших дошкольников. Развитие фантазии может послужить детям средством ограждения от нежелательного.
Для детей трех лет очень характерно ясное понимание неправдоподобия их выдумок. Они не стремятся всерьез обмануть взрослого и охотно отзываются на согласие старшего превратить выдумку в игру.
В период кризиса 3-х лет у ребенка появляются новые качества личности и более высокий уровень сознания. Это ценные достижения его психического развития, но нередко они могут появляться в процессе общения его взрослыми и негативно в форме конфликтов, капризов, детской лжи. Нестабильность, хрупкость психики ребенка в фазе кризиса создают основу для достижения взаимоотношений с ними окружающих. Но ответственность за возможные конфликты падает на взрослых, а не на ребенка.
Дети трех лет очень любят слушать сказки, в которых они принимают участие сами, причем как положительные персонажи. Рассказывайте их детям!
В этом возрасте ребенок н6ачинает придавать большое значение своим отношениям со сверстниками. Помогайте ему наладить дружбу! Для этого полезно рассматривать вместе с ребенком реальные и вымышленные ситуации, в которых участвуют сам ребенок и его друзья, и находить правильный выход из них, если они принимают конфликтный характер.