Астафьева Вера Леонидовна
Критическое мышление как важное звено формирования функциональной грамотности
▼ Скачать + Заказать документы
Современная жизнь требует мышления высокого уровня, общения, способности адаптироваться в широком спектре общественных и интеллектуальных ситуаций. Актуальной задачей современной педагогики является реализация компетентного подхода в образовании, который предполагает не усвоение ребенком отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе. Наше время требует новых подходов, использования современных образовательных технологий не только в школе, но и в дошкольном учреждении. В своей работе с детьми дошкольной группы я использую такие технологии как: информационные, здоровьесберегающие технологии, применение упражнений и игр на развитие психических способностей, проектную деятельность, использование исследовательской деятельности и технологии развития критического мышления. Благодаря использованию инноваций увеличивается интерес детей к деятельности, и как следствие повышается образовательная мотивация и формируется функциональная грамотность.
Публикация «Критическое мышление как важное звено формирования функциональной грамотности» размещена в разделах
Актуальность технологии критического мышления состоит в том, что она является одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании информационной компетентности ребенка. Она представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией, дает возможность личностного роста ребенка, развития его индивидуальности, развития его мышления. Критическое мышление происходит, когда новые, уже понятые идеи проверяются, оцениваются, развиваются и на основе проделанной работы делаются выводы.
Критическое мышление – это особая методика обучения, которая отвечает на вопрос: как учить мыслить. Ребёнок нуждается в критическом мышлении, оно помогает ему жить среди людей
Цель моей работы - это повысить самооценку детей, научить из огромного потока информации выбирать нужное, делать аргументированные выводы, научить критически мыслить.
Критическое мышление самостоятельное, так как каждый формулирует свои идеи, убеждения независимо от остальных. Информация является отправным, а конечным пунктом критического мышления, ведь чтобы родилась сложная мысль нужно переработать массу фактов, идей и теорий, которые также подвергаются критическому осмыслению. Критическое мышление начинается с проблемных ситуаций и вопросов возникающих у дошкольника. Таким образом, образование становится проблемно-постановочным, ведь критическое мышление стремится к убедительной аргументации: убеждение, доказательство, вывод.
Критическое мышление есть мышление социальное (использование парной и групповой работы, дебаты, дискуссии). Выработка качеств, необходимых для продуктивного обмена мнениями: терпимости, ответственности за свою точку зрения, умения слушать. Критически мыслящим человеком невозможно манипулировать.
Технология развития критического мышления позволяет в дошкольном образовании решать следующие задачи:
• Пробуждать в ребёнке стремление к образованию, прежде чем образовывать его своими наставлениями.
• Учить ребёнка мыслить, начиная не с ответов на вопросы воспитателя, а с собственных вопросов и проблем.
• Воспитывать в ребёнке желание конструировать своё знание, которое рождается в процессе деятельности, а не присваивать готовое.
Использование педагогом приёмов и методов технологии развития критического мышления помогает детям самостоятельно добывать знания, вырабатывать собственное мнение, позволяет использовать свои знания, как в стандартных, так и нестандартных ситуациях, развивает способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, развивает самостоятельность, ответственность, умение адаптироваться к сложившейся ситуации, монологическую и диалогическую речь.
Технология критического мышления направлена на достижение образовательных результатов:
• умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний;
• пользоваться различными способами интегрирования информации;
задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;
решать проблемы;
• вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;
• выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;
• аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;
• способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность);
• брать на себя ответственность;
• участвовать в совместном принятии решения;
• выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми;
• умение сотрудничать и работать в группе и т. д.
Структура деятельности с использованием технологии критического мышления
1 фаза - вызов (пробуждение интереса к получению новых знаний)
2 фаза – осмысление содержания (получение новой информации)
3 фаза – рефлексия (рождение нового знания).
Приемы развития критического мышления
• Верные и неверные утверждения
• Кластер
• Дерево предсказаний
• Толстые и тонкие вопросы
• Чтение с остановками
• Синквейн
• Кубик
• Перемешанные события
• Заучивание по схеме
• Загадка
• Цитата
• Корзина идей и многое другое
Немаловажным для эффективности процесса обучения становится умение правильно выбрать технологические приемы, удачно их комбинировать, вмещать в рамки уже знакомых традиционных форм занятия.
Критическое мышление - это шаг к активным, творческим методам. Если мы хотим воспитать ребенка неординарной личностью, стоит не просто пичкать его информацией, но побуждать его мыслить критически, то есть делать собственные умозаключения на основании полученной информации, размышлять, ставить правильные вопросы.
В основном технология развития критического мышления рассчитана на детей школьного возраста, так как многие приемы можно использовать только при умении читать. Но некоторые приемы, особенно при соединении с экспериментированием, вполне возможно использовать с дошкольниками. Умственное развитие ребенка в 3-4 года уже достаточно богато, чтобы попробовать дать ему посыл к движению мысли. Словарный запас и багаж знаний малыша уже позволяет грамотно излагать свои мысли, а разгар периода «почемучек» способствует к постановке вопросов.
Приём «Кубик»
Каждая сторона кубика несё т вопрос:
Картинка изображаемого предмета. Что это?
На что похоже?
Форма, величина, цвет
Как это делают?
Для чего используют?
За и против (положительное и отрицательное)
Кубик. Тема «Спички»
Спички.
Похожи на палочки.
Деревянные палочки небольшого размера, на конце сера.
Выстругивают из отходов дерева одинаковой длины и толщины палочки, один конец которых обмакивают в серу.
Используются для того, чтобы зажечь газ, развести костёр, растопить печь и т. д.
Хорошо то, что спички дают тепло, огонь. Плохо то, что спички детям не игрушка, может случиться пожар.
Прием «Прогнозирование».
Активизация представлений детей по теме содержания текста для чтения, выраженного в его названии. Тема: «Чтение М. Пришвина «Лисичкин хлеб». - Как вы думаете, о чём вы сейчас узнаете в рассказе М. Пришвина «Лисичкин хлеб»? О каких животных пойдёт речь? Назовите. (Или выберите из набора иллюстраций).
Прием «Логические цепочки»
Развитие умения устанавливать общий признак. - Продолжи ряд слов: шапка, шляпа, панама, … и т. д.
Прием «Ассоциативный куст» -
активизация знаний детей по теме, установление взаимосвязи выделенных понятий.
Тема: «Зимние виды спорта» - Какие ассоциации возникают при слове «спорт»? Называйте всё, что вспоминается. Дети называют слова, фразы, всё обозначается на маркерной доске заглавными буквами слова или рисунком –символом. - Докажите, что вы назвали правильные слова. Доказанные слова соединяются с основным словом «спорт» с помощью стрелок. - Выберите из ряда предметов новые слова, имеющие отношение к спорту. Докажите ваш выбор.
Игра «Сказка»
Рассказываем сказку: «Я расскажу тебе историю, а ты внимательно слушай, и там где будет неправда, говори «Так не бывает!» Примером такой сказки может быть: «Жил -был маленький зайчик. Он жил в большом красивом лесу. Его лучшим другом был волк Вася…»
• Старайтесь приучить ребенка сначала выяснять всю информацию, а уже потом делать выводы. Покажите, что неразумно критиковать то, о чем ничего не знаешь, нужно всегда стараться судить объективно.
Пробуждая в детях критическое мышление, воспитатель учится честно отвечать на детские вопросы, даже если он не знает ответа. И самое лучшее. Что можно ответить в таком случае: «Я не знаю, почему это так. Давай вместе придумаем, как это можно узнать»
Обучение с помощью приемов развития критического мышления я использую несколько лет, на занятиях с детьми и во время свободной деятельности. Уникальность этих приемов состоит в том, что их можно применить к любому занятию, видоизменяя вопросы и задания в соответствии с нужной темой. Благодаря, применяемой мной технологии, дети моей группы легко и быстро усваивают материал, необходимый для подготовки к школьному обучению, а также адаптируются в школе и с ходу берут «высокий старт» в обучении. У детей моей группы за последние три года повысился познавательный интерес, понизился уровень тревожности, повысилась самооценка, растет уровень высокой готовности к школьному обучению. Все это доказывает эффективность, внедряемых мной в образовательный процесс технологий.