Удалова Евгения
Криотерапия как современная здоровьесберегающая технология
▼ Скачать + Заказать документы
КРИОТЕРАПИЯ – КАК СОВРЕМЕННАЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ
Каждый из нас хочет видеть своих детей здоровыми, счастливыми, но не все задумываются о том, как сделать так, чтобы дети, вырастая, жили в ладу с собой, окружающим миром, другими людьми. А ведь за всем этим стоит здоровый образ жизни. Именно он дает физические и духовные силы, здоровую нервную систему, способность противостоять вредным влияниям, чувствовать радость от того что живешь.
Публикация «Криотерапия как современная здоровьесберегающая технология» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Криотерапия для детей
- Темочки
Сохранение и укрепление здоровья дошкольников – одна из актуальнейших проблем нашего времени. Говоря о здоровье, мы предполагаем состояние полного физического, психического и социального благополучия.
Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной и становление ценностей здорового образа жизни.
ФГОС предусматривает инклюзивное образование с детьми с ограниченными возможностями здоровья, к которым относятся дети с тяжелыми нарушениями речи.
В настоящее время проблема своевременного преодоления особенностей развития дошкольников с нарушениями речи является достаточно актуальной. Своеобразие сочетания первичных и вторичных нарушений в общей структуре речевого дефекта детей определяет необходимость отбора наиболее оптимальных и эффективных методов и приемов логопедической работы. В связи с этим возникла необходимость использования нетрадиционных форм работы.
Академик В. М. Бехтерев доказал о влиянии манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи.
Несмотря на то, что в арсенале у педагогов есть много технологий, методов и приемов, мы открыли для себя современную, интересную и продуктивную здоровьесберегающую технологию - криотерапия.
Дословно, криотерапия переводится с греческого, как лечение холодом (kryos – холод, therapya – лечение). В широком же смысле, под понятием криотерапия, подразумевается использование холода в лечебных и оздоровительных целях.
Криотерапия – одна из современных нетрадиционных технологий коррекционной педагогики, заключающаяся в использовании игр со льдом.
Особенность данной технологии–развитие речевых и двигательных функций с использованием дозированного воздействия холода на нервные окончания пальцев и мышц лица, что обладает благотворными свойствами.
Эффект основан на изменении деятельности сосудов, первоначальный спазм мелких артерий сменяется выраженным их расширением, что значительно усиливает ток крови к месту воздействия, в результате чего улучшается питание тканей. От холода происходит сокращение мышц, а от тепла – расслабление. Сократительная способность мелких мышц кисти возрастает. Движения пальцев рук начинают формироваться в большем объёме, улучается импульсация, в кору головного мозга подаются направленные сигналы, вследствие чего, лучше развивается двигательная зона. Всё это способствует совершенствованию более тонких движений кисти руки, ведёт к выполнению чётких движений, как следствие, улучшает процесс развития речи.
Криотерапия в коррекционной работе способствует:
• снятию гипотонуса мышц лица;
• устранению гиперсаливации;
• благоприятному воздействию на мышцы мелкой моторики и их двигательных функций;
• стабилизации эмоционального фона;
• снятию психоэмоционального и физического напряжения;
• развитию навыков позитивной коммуникации;
• развитию навыков импрессивной и экспрессивной речи.
Новым в нашей системе работы является включение криотерапии во все разделы коррекционной деятельности.
Нами были определены этапы внедрения криотерапии в коррекционно-развивающую деятельность с детьми и содержание работы на каждом этапе.
Задачи первого этапа (диагностического)
• выявить уровень заболеваемости детей;
• определить уровень сформированности артикуляционной моторики;
• разработать индивидуальный образовательный маршрут дальнейшей коррекционной работы.
На втором этапе (основном) реализуются задача – ввести криотерапию в коррекционный процесс обучения.
Введение криотерапии осуществляется по уровням, с постепенным увеличением времени взаимодействия со льдом, с чередованием теплых и холодных процедур.
Методика проведения криотерапии
1 уровень – взаимодействие со льдом.
Данный уровень включает в себя игры, которые можно разделить по степени продолжительности на 4 категории:
1 категория игр
Взаимодействие со льдом 5-7 секунд.
2 категория игр
Время взаимодействия со льдом увеличивается до 10-15 секунд.
3 категория игр
Время взаимодействия со льдом и холодом до 25-30 секунд.
4 категория игр
Наиболее продолжительное взаимодействие и манипуляции со льдом от 30 до 60 секунд.
Определение игр осуществляется с учетом индивидуальных образовательных маршрутов.
2 уровень – растяжка пальцев рук с последующей пальчиковой гимнастикой.
После растяжки следует любая пальчиковая гимнастика, соответствующая определенной лексической теме или звуку, с которым происходит работа на коррекционных занятиях педагога.
3 уровень - развитие тактильной чувствительности, включающая растирание в руках шишек, шариков, пробок от пластиковых бутылок; поглаживание карточек, обтянутых разным по качеству материалом (шёлк, шерсть, ситец, буклированная ткань, крупный наждак); развитие тактильной чувствительности с помощью щётки с жёстким ворсом.
Количество занятий прописано в индивидуальном образовательном маршруте.
Для развития артикуляционной моторики определенны иное содержание уровней:
1 уровень – взаимодействие со льдом.
С целью повышения эффективности коррекции выраженных речедвигательных нарушений (гипотонуса) и устранение гиперсаливации мы так же используем элементы криотерапии.
Данный уровень включает в себя действия, которые можно разделить по степени продолжительности на 4 категории:
1 категория игр
Взаимодействие со льдом 5 секунд.
2 категория игр
Время взаимодействия со льдом увеличивается до 10 секунд.
3 категория игр
Время взаимодействия со льдом и холодом до 20 секунд.
4 категория игр
Наиболее продолжительное взаимодействие и манипуляции со льдом 30 секунд.
Игры сопровождаются речевым материалом.
2 уровень– выполнение артикуляционной гимнастики.
Комплекс артикуляционных упражнений зависит от последовательности постановки звуков.
3 уровень – самомассаж мышц лица.
Курс состоит из 10 ежедневных сеансов.
Противопоказания к применению криотерапии :
1. Нельзя проводить криотерапию с детьми, имеющими эписиндром, с миопатией;
2. При индивидуальной чувствительности к процедуре (непереносимость холода);
3. При обострении респираторных заболеваний, в том числе вирусных (ОРВИ, ОРЗ и др.);
4. С осторожностью применять криотерапию с длительно и часто болеющими детьми, гипервозбудимыми детьми.
Подготовка оборудования и атрибутов
для занятий с использованием криотерапии
Проведение криотерапии требует специального оборудования. Для её проведения необходимы кусочки льда, которые заранее готовят в специальных емкостях разной формы (контейнер для замораживания льда, подставка от шоколадных конфет, песочные формочки и т. д.). Чтобы лед был прозрачным, мы замораживаем кипяченую воду комнатной температуры. Для придания льду цвета мы добавляем пластинки разных цветов, а не используем краски и красители, которые могут вызвать аллергическую реакцию. Перед тем как давать детям играть со льдом, споласкиваем его холодной водой, чтобы он не примерзал к пальцам.
Для игр со льдом мы замораживаем пластмассовые буквы, мелкие игрушки и различные геометрические фигуры в разных формочках.
Занятия проводятся на специально оборудованном столе с двумя емкостями для льда и теплой воды (до + 40С).
Для защиты одежды от влаги, дети надевают клеенчатые фартуки.
По окончанию работы со льдом дети протирают руки одноразовыми полотенцами.
Самомассаж рук выполняют с использованием разных предметов: шишек, шариков, пробок от пластиковых бутылок, щётки с жёстким ворсом и т. д.
Задача третьего этапа (заключительного) – формировать положительную мотивацию к дальнейшему оздоровлению организма путем закаливания через решение коррекционных задач.
На данном этапе проводятся мероприятия с целью обобщения и закрепления полученных знаний и умений:
• итоговое занятие «Волшебные льдинки»;
• викторина «Ледяной остров»;
• совместное мероприятие с родителями «Путешествие в замок Снежной Королевы».
Для внедрения криотерапии в коррекционную работу активно вовлекаются родители. Для родителей разработаны буклеты «Что такое криотерапия», «Игры, которые лечат», которые содержат информацию о значении криотерапии в оздоровлении детей, а так же рекомендации по проведению игр со льдом.
Для повышения общей грамотности родителей по применению криотерапии организован мастер-класс на тему «Загадочные льдинки» с целью обучения приемам работы со льдом через игры по развитию речи детей.
Использованные формы работы с родителями позволили добиться хороших результатов, поддержать интерес совместной деятельности, положительный настрой и желание творить.
В систему работы включен мониторинг. Для этого мы сравнили две группы детей одного возраста. Первая группа комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи, с которой велась работа по криотерапии, вторая группа – общеразвивающей направленности.
Анализ результатов обследования на начало года показал, что у детей обеих групп высокий процент заболеваемости.
В результате целенаправленной работы в течение года процент заболеваемости в группе комбинированной направленности снизился на 10,1%, а в группе общеразвивающей направленноти на 6,6%.
Обобщая результаты, можно сделать выводы: содержание и выделенные этапы работы определены верно, заметен рост интереса к коррекционным занятиям, а главное, снизилась заболеваемость.
Таким образом, внедрение криотерапии способствовало благоприятному влиянию на общее оздоровление организма детей, повышению познавательной активности и эффективному усвоению учебного материала по всем разделам.