Получи документы

Криотерапия как современная здоровьесберегающая технология

Удалова Евгения
Криотерапия как современная здоровьесберегающая технология

КРИОТЕРАПИЯ – КАК СОВРЕМЕННАЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ

Каждый из нас хочет видеть своих детей здоровыми, счастливыми, но не все задумываются о том, как сделать так, чтобы дети, вырастая, жили в ладу с собой, окружающим миром, другими людьми. А ведь за всем этим стоит здоровый образ жизни. Именно он дает физические и духовные силы, здоровую нервную систему, способность противостоять вредным влияниям, чувствовать радость от того что живешь.

Публикация «Криотерапия как современная здоровьесберегающая технология» размещена в разделах

Сохранение и укрепление здоровья дошкольников – одна из актуальнейших проблем нашего времени. Говоря о здоровье, мы предполагаем состояние полного физического, психического и социального благополучия.

Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной и становление ценностей здорового образа жизни.

ФГОС предусматривает инклюзивное образование с детьми с ограниченными возможностями здоровья, к которым относятся дети с тяжелыми нарушениями речи.

В настоящее время проблема своевременного преодоления особенностей развития дошкольников с нарушениями речи является достаточно актуальной. Своеобразие сочетания первичных и вторичных нарушений в общей структуре речевого дефекта детей определяет необходимость отбора наиболее оптимальных и эффективных методов и приемов логопедической работы. В связи с этим возникла необходимость использования нетрадиционных форм работы.

Академик В. М. Бехтерев доказал о влиянии манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи.

Несмотря на то, что в арсенале у педагогов есть много технологий, методов и приемов, мы открыли для себя современную, интересную и продуктивную здоровьесберегающую технологию - криотерапия.

Дословно, криотерапия переводится с греческого, как лечение холодом (kryos – холод, therapya – лечение). В широком же смысле, под понятием криотерапия, подразумевается использование холода в лечебных и оздоровительных целях.

Криотерапия – одна из современных нетрадиционных технологий коррекционной педагогики, заключающаяся в использовании игр со льдом.

Особенность данной технологии–развитие речевых и двигательных функций с использованием дозированного воздействия холода на нервные окончания пальцев и мышц лица, что обладает благотворными свойствами.

Эффект основан на изменении деятельности сосудов, первоначальный спазм мелких артерий сменяется выраженным их расширением, что значительно усиливает ток крови к месту воздействия, в результате чего улучшается питание тканей. От холода происходит сокращение мышц, а от тепла – расслабление. Сократительная способность мелких мышц кисти возрастает. Движения пальцев рук начинают формироваться в большем объёме, улучается импульсация, в кору головного мозга подаются направленные сигналы, вследствие чего, лучше развивается двигательная зона. Всё это способствует совершенствованию более тонких движений кисти руки, ведёт к выполнению чётких движений, как следствие, улучшает процесс развития речи.

Криотерапия в коррекционной работе способствует:

• снятию гипотонуса мышц лица;

• устранению гиперсаливации;

• благоприятному воздействию на мышцы мелкой моторики и их двигательных функций;

• стабилизации эмоционального фона;

• снятию психоэмоционального и физического напряжения;

• развитию навыков позитивной коммуникации;

• развитию навыков импрессивной и экспрессивной речи.

Новым в нашей системе работы является включение криотерапии во все разделы коррекционной деятельности.

Нами были определены этапы внедрения криотерапии в коррекционно-развивающую деятельность с детьми и содержание работы на каждом этапе.

Задачи первого этапа (диагностического)

• выявить уровень заболеваемости детей;

• определить уровень сформированности артикуляционной моторики;

• разработать индивидуальный образовательный маршрут дальнейшей коррекционной работы.

На втором этапе (основном) реализуются задача – ввести криотерапию в коррекционный процесс обучения.

Введение криотерапии осуществляется по уровням, с постепенным увеличением времени взаимодействия со льдом, с чередованием теплых и холодных процедур.

Методика проведения криотерапии

1 уровень – взаимодействие со льдом.

Данный уровень включает в себя игры, которые можно разделить по степени продолжительности на 4 категории:

1 категория игр

Взаимодействие со льдом 5-7 секунд.

2 категория игр

Время взаимодействия со льдом увеличивается до 10-15 секунд.

3 категория игр

Время взаимодействия со льдом и холодом до 25-30 секунд.

4 категория игр

Наиболее продолжительное взаимодействие и манипуляции со льдом от 30 до 60 секунд.

Определение игр осуществляется с учетом индивидуальных образовательных маршрутов.

2 уровень – растяжка пальцев рук с последующей пальчиковой гимнастикой.

После растяжки следует любая пальчиковая гимнастика, соответствующая определенной лексической теме или звуку, с которым происходит работа на коррекционных занятиях педагога.

3 уровень - развитие тактильной чувствительности, включающая растирание в руках шишек, шариков, пробок от пластиковых бутылок; поглаживание карточек, обтянутых разным по качеству материалом (шёлк, шерсть, ситец, буклированная ткань, крупный наждак); развитие тактильной чувствительности с помощью щётки с жёстким ворсом.

Количество занятий прописано в индивидуальном образовательном маршруте.

Для развития артикуляционной моторики определенны иное содержание уровней:

1 уровень – взаимодействие со льдом.

С целью повышения эффективности коррекции выраженных речедвигательных нарушений (гипотонуса) и устранение гиперсаливации мы так же используем элементы криотерапии.

Данный уровень включает в себя действия, которые можно разделить по степени продолжительности на 4 категории:

1 категория игр

Взаимодействие со льдом 5 секунд.

2 категория игр

Время взаимодействия со льдом увеличивается до 10 секунд.

3 категория игр

Время взаимодействия со льдом и холодом до 20 секунд.

4 категория игр

Наиболее продолжительное взаимодействие и манипуляции со льдом 30 секунд.

Игры сопровождаются речевым материалом.

2 уровень– выполнение артикуляционной гимнастики.

Комплекс артикуляционных упражнений зависит от последовательности постановки звуков.

3 уровень – самомассаж мышц лица.

Курс состоит из 10 ежедневных сеансов.

Противопоказания к применению криотерапии :

1. Нельзя проводить криотерапию с детьми, имеющими эписиндром, с миопатией;

2. При индивидуальной чувствительности к процедуре (непереносимость холода);

3. При обострении респираторных заболеваний, в том числе вирусных (ОРВИ, ОРЗ и др.);

4. С осторожностью применять криотерапию с длительно и часто болеющими детьми, гипервозбудимыми детьми.

Подготовка оборудования и атрибутов

для занятий с использованием криотерапии

Проведение криотерапии требует специального оборудования. Для её проведения необходимы кусочки льда, которые заранее готовят в специальных емкостях разной формы (контейнер для замораживания льда, подставка от шоколадных конфет, песочные формочки и т. д.). Чтобы лед был прозрачным, мы замораживаем кипяченую воду комнатной температуры. Для придания льду цвета мы добавляем пластинки разных цветов, а не используем краски и красители, которые могут вызвать аллергическую реакцию. Перед тем как давать детям играть со льдом, споласкиваем его холодной водой, чтобы он не примерзал к пальцам.

Для игр со льдом мы замораживаем пластмассовые буквы, мелкие игрушки и различные геометрические фигуры в разных формочках.

Занятия проводятся на специально оборудованном столе с двумя емкостями для льда и теплой воды (до + 40С).

Для защиты одежды от влаги, дети надевают клеенчатые фартуки.

По окончанию работы со льдом дети протирают руки одноразовыми полотенцами.

Самомассаж рук выполняют с использованием разных предметов: шишек, шариков, пробок от пластиковых бутылок, щётки с жёстким ворсом и т. д.

Задача третьего этапа (заключительного) – формировать положительную мотивацию к дальнейшему оздоровлению организма путем закаливания через решение коррекционных задач.

На данном этапе проводятся мероприятия с целью обобщения и закрепления полученных знаний и умений:

• итоговое занятие «Волшебные льдинки»;

• викторина «Ледяной остров»;

• совместное мероприятие с родителями «Путешествие в замок Снежной Королевы».

Для внедрения криотерапии в коррекционную работу активно вовлекаются родители. Для родителей разработаны буклеты «Что такое криотерапия», «Игры, которые лечат», которые содержат информацию о значении криотерапии в оздоровлении детей, а так же рекомендации по проведению игр со льдом.

Для повышения общей грамотности родителей по применению криотерапии организован мастер-класс на тему «Загадочные льдинки» с целью обучения приемам работы со льдом через игры по развитию речи детей.

Использованные формы работы с родителями позволили добиться хороших результатов, поддержать интерес совместной деятельности, положительный настрой и желание творить.

В систему работы включен мониторинг. Для этого мы сравнили две группы детей одного возраста. Первая группа комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи, с которой велась работа по криотерапии, вторая группа – общеразвивающей направленности.

Анализ результатов обследования на начало года показал, что у детей обеих групп высокий процент заболеваемости.

В результате целенаправленной работы в течение года процент заболеваемости в группе комбинированной направленности снизился на 10,1%, а в группе общеразвивающей направленноти на 6,6%.

Обобщая результаты, можно сделать выводы: содержание и выделенные этапы работы определены верно, заметен рост интереса к коррекционным занятиям, а главное, снизилась заболеваемость.

Таким образом, внедрение криотерапии способствовало благоприятному влиянию на общее оздоровление организма детей, повышению познавательной активности и эффективному усвоению учебного материала по всем разделам.

Публикации по теме:

Современная поздравительная открытка для мамы. Мастер-классСовременная поздравительная открытка для мамы. Мастер-класс Вашему вниманию хочу предложить мастер-класс по изготовлению современной открытки для мамы. День матери-это прекрасный повод отдать дань.

Аквагимнастика — здоровьесберегающая образовательная технология для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возрастаАквагимнастика — здоровьесберегающая образовательная технология для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста Речь-это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Г. Гегель. Правильно говорить в наше время могут.

Цветотерапия, как инновационная здоровьесберегающая технология для оздоровления и всестороннего развития детей дошкольниковЦветотерапия, как инновационная здоровьесберегающая технология для оздоровления и всестороннего развития детей дошкольников Цветотерапия, как инновационная здоровьесберегающая технология для оздоровления и всестороннего развития детей дошкольников. Предлагаю вашему.

Факультативный курс по духовно-нравственному воспитанию младших школьников «Мы вместе» как здоровьесберегающая технологияФакультативный курс по духовно-нравственному воспитанию младших школьников «Мы вместе» как здоровьесберегающая технология Факультативный курс по духовно-нравственному воспитанию младших школьников «Мы вместе» как здоровьесберегающая технология в начальном образовании.

Консультация для родителей «Современная мода. Что в ней есть опасного»Консультация для родителей «Современная мода. Что в ней есть опасного» Современная мода. Что же в ней опасного, какие ловушки скрыты? Мода – это всегда способ привлечения к себе внимания. Сейчас немало девушек.

Здоровьесберегающая технология. Плавание в бассейнеЗдоровьесберегающая технология. Плавание в бассейне В этом году после ремонта у нас в саду возобновились занятия по физической культуре в бассейне, чему дети были необычайно рады. Плавание.

Мастер-класс «Криотерапия или увлекательные игры со льдом» Цель: ознакомление педагогов с нетрадиционной методикой развития мелкой моторики ребенка – «криотерапией». Задачи: передать.

Музейная педагогика как современная педагогическая технологияМузейная педагогика как современная педагогическая технология В настоящее время проблема патриотического воспитания актуальна и требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания.

Весёлый новогодний танец «Я ёлка современная» Видео Детская песня –«Я ёлка современная»К сожалению авторов музыки и слов этой песни я не нашла в интернете. В танце участвуют 4 девочки, встают.

Здоровьесберегающая технология «Весёлые барабаны» в кружковой деятельности ДОУЗдоровьесберегающая технология «Весёлые барабаны» в кружковой деятельности ДОУ Развивая ребенка, важно предоставлять ему не только основное, но и дополнительное образование. Кружковая работа в ДОУ в соответствии с ФГОС.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Криотерапия как современная здоровьесберегающая технология
Опубликовано: 22 декабря 2022 в 06:17
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД