Надежда Фомичева
Краткосрочный творческий проект «Путешествие в мир этикета» для детей подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Участники проекта :
Воспитанники подготовительной к школе группы, родители, воспитатели.
Сроки реализации проекта :
Краткосрочный (1 месяц).
Тип проекта :
Познавательный, практико-ориентированный, творческий.
Актуальность проекта :
Публикация «Краткосрочный творческий проект „Путешествие в мир этикета“ для детей подготовительной группы» размещена в разделах
Этикет – это общепринятые нормы поведения людей в обществе. Дети, так же как взрослые, должны знать как себя вести. А мамы и папы, бабушки и дедушки, тети и дяди, все близкие и родные люди должны помочь им в освоении этикета.
Именно в детстве закладываются основы поведения человека, черты характера, привычки. От того какое воспитание ребенок получил в детстве, зависит его дальнейшая успешность, образование, карьера, жизнь в целом. Кроме этого, этикет открывает малышу дверь в общество. Культура поведения, общения помогает ребенку быть понятым, услышанным. С воспитанным человеком, независимо от его возраста и статуса приятно иметь дело, разговаривать, общаться. У ребенка, который знает и соблюдает правила этикета, формируется правильное отношение и понимание совести, морали, нравственности, ответственности.
Цель проекта :
Формирование у детей основ этикета.
Задачи проекта :
1. Формировать у детей правильное понимание нравственных норм и понятий: что такое воспитанность, вежливость, культура, доброжелательность, привычки.
2. Учить детей анализировать поступки людей, персонажей, устанавливать причинно-следственную связь поступков и эмоций.
3. Развивать у детей эмпатию : сочувствие, отзывчивость, желание прийти на помощь.
4. Воспитывать у детей желание стремиться к соблюдению правил этикета.
5. Закреплять основы эстетического отношения к своим вещам и внешности дать понять детям, что внешность человека играет не последнюю роль в жизни.
6. Продолжать закреплять знания культурно - гигиенических правил.
7. Способствовать развитию речи, мелкой моторики и координации рук.
8. Вовлечь родителей в образовательный процесс дошкольного учреждения.
Этапы работы над проектом.
1. Подготовительный этап.
Воспитатели:
Определение темы проекта.
Формулировка цели и задач.
Информирование родителей о целях и реализации данного проекта.
Педагогический мониторинг детей на выявление первоначальных знаний об этикете.
Создание развивающей среды в группе.
Разработка плана мероприятий с воспитанниками.
Сбор информации и подготовка методической литературы по теме проекта.
Поиск художественной литературы для чтения, презентаций для показа детям.
Подборка игр, музыкальных произведений, наглядного материала по данной теме.
Разработка игровых ситуаций для заинтересованности воспитанников.
Оформление информационного стенда в группе по данной теме.
Родители:
Знакомство с темой, целями, задачами, актуальностью проекта.
Решение о принятии участия в проекте.
Привлечение к подборке материала для проекта.
Дети.
Вхождение в проблему проекта
( Модель трех вопросов: что знаем? что хотим узнать? как узнать).
2. Основной этап.
Воспитатели, дети:
Цикл бесед: «Я поведу тебя в музей», «Волшебные слова», «Вежливые зрители», «Мы едем, едем, едем!», «Без друзей жить нельзя!», «К нам гости пришли», «Добрые дела и поступки», «Прогулка в лес», «Лень портит», «Беседа о честности».
Просмотр презентаций: «Азбука вежливости», «Что такое хорошо и что такое плохо», «Прогулка в лес».
Решение проблемных ситуаций: «Моя мама заболела», «Неожиданно пришли гости», «Осторожно, гололед!» «Любимая игрушка».
Чтение художественной литературы и слушание аудиозаписей: А. Барто «В театре», «Любочка», «Вежливый поступок»; Е. Благинина «Подарок»; В. Сухомлинский «Почему плачет синичка»; Н. Юсупов «Простите!»; Н. Дурова «Заботливая подруга»; В. Осеева «Синие листья», «Волшебное слово», «Печенье», «Плохо»; Я. Райнис «Дедушка и яблонька»; Э. Шим «Не смей!», «Брат и маленькая сестра»; Л. Толстой «Косточка»; К Ушинский «Сила не право».
Просмотр мультфильмов: «Смешарики: азбука доброжелательности», «Чудесный колокольчик», «Мальчик-с-пальчик», «Палочка – выручалочка», «Мешок яблок», «Золушка», «Винни- Пух». «Азбука безопасности, этикет и хорошие манеры».
Дидактические игры: «Да - нет», «Что такое хорошо и что такое плохо», «Можно – нельзя», «В мире эмоций», «Исправь ошибку», «Закончи предложение», «Вежливые часики», «Комплименты», «Волшебный клубочек», «Ромашка».
Сюжетно – ролевые игры: «В магазине», «В автобусе», «В детском саду», «Семья», «День рождения куклы Тани», «А у нас гости», «В театре», «Зоопарк», «Школа».
Познавательно – исследовательская деятельность: «Как и чем можно порадовать близких», «Наши добрые дела», «Волшебные слова - почему они волшебные», «Правила поведения детей в спальне, групповой комнате, раздевалке, туалетной комнате», «Мы едем в транспорте», «Помощники речи – жесты, мимика, интонация», «Будь всегда вежливым». Рассматривание плаката: «Хорошие манеры для малышей», «Будь вежливым». Заучивание пословиц, поговорок, отгадывание загадок.
Продуктивная деятельность.
Рисование: «Подарок для мамы» (салфетки, «Наши эмоции», «Как я помогаю дома», раскрашивание раскрасок.
Аппликация: «Красивая салфетка для гостей», «Открытка для мамы».
Лепка: «Накроем стол для гостей» (посуда)
Конструирование: «Мебель для гостей», «Подарки для малышей» (оригами)
Музыкально - эстетическая деятельность: Песни Шаинского: «Улыбка», «Если с другом вышел в путь»; Савельева: «Если добрый ты»; «Друг в беде не бросит»; танец «Потанцуй со мной, дружок»; Слушание «Наедине с природой».
Разучивание новых физкультминуток, комплексов дыхательной и пальчиковой гимнастики на тему «Этикет».
Родители, дети:
Совместная работа дома:
Индивидуальные беседы: «Что такое этикет», «Семейные ценности и традиции»,
Решение кроссвордов на тему: «Этикет».
Составление рассказа «Что я умею делать лучше всего».
Рисование на тему: «Нарисуй свое желание».
Помощь в оформлении фотовыставки, выставки рисунков.
Воспитатели, родители:
Консультации и беседы для родителей:
«Этикет в обществе и дома», «Воспитание сказкой», «Как вырастить культурного ребенка», «Важность добрых и ласковых слов».
3. Заключительный этап.
Составление портфолио проекта.
Оформление альбома «Уроки вежливости».
Оформление газеты «Что я больше всего хочу».
Оформление выставки рисунков на тему: «Воспитанные дети».
Трансляция результатов проекта в фотовыставке.
Проведение обобщающего занятия «Что, где, когда».
Анализ проведенной работы показал, что
1. У детей сформированы чувства сплочённости, доброжелательности друг к другу, сопереживания друг за друга.
2. Укрепились дружеские взаимоотношения в коллективе.
3. Появились способности разрешать конфликтные ситуации.
4. Повысился уровень культуры детей и педагогический уровень родителей.
После завершения проекта воспитанники смогут применять имеющиеся знания, умения и навыки в реальных жизненных ситуациях, общаться с окружающими людьми в соответствии с правилами этикета, уважать старших.
Подводя итоги, хочется вспомнить замечательные слова А. С. Пушкина: «Научить человека быть счастливым – нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно».