Ахунзянова София
Краткосрочный проект «Зимующие птицы» в подготовительной и старших группах детского сада
Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное
учреждение детский сад №33/3 «Светлячок»
комбинированного вида г. Улан-Удэ
Краткосрочный проект «Зимующие птицы»
в подготовительной и старших группах детского сада №33/3
Разработала: воспитатель Ахунзянова С. А.
г. Улан-Удэ
2020 г.
Содержание
1. Краткая аннотация проекта
Публикация «Краткосрочный проект „Зимующие птицы“ в подготовительной и старших группах детского сада» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Проекты
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Птицы. Проекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» ноябрь 2020
2. Вид, участники проекта
3. Актуальность проекта
4. Постановка проблемы
5. Цели и задачи проекта
6. Ожидаемый результат
7. Мероприятия для реализации проекта
8. Вывод
9. Список используемой литературы
10. Приложение
1. Краткая аннотация проекта
В дошкольном возрасте наиболее интенсивно происходит развитие наглядно-образного мышления и воображения, начинают формироваться морально-нравственные критерии. Всё это создаёт благоприятные условия для того, чтобы максимально расширить предпосылки к воспитанию любви к природе.
Воспитание любви к природе у дошкольников, основанное на принципах единства воздействия на чувства, опыт, сознание, поведение – основа гармоничного и целостного развития личности ребёнка, достигается путём экологического воспитания - формирования сознательного восприятия окружающей природной среды, убежденности в необходимости бережного отношения к природе, разумного использования ее богатств, естественных ресурсов. Любое педагогическое воздействие, должно вызывать положительный эмоциональный отклик, формировать осознанность, расширять представления об устройстве и явлениях мира.
2. Вид проекта
• Познавательный
• Творческий
• Краткосрочный
По срокам реализации: 1 неделя;
Участники проекта : дети подготовительной группы, дети старших групп,
воспитатели, родители групп;
Место проведения: группа, участок детского сада.
3. Актуальность проекта
В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно, в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
Птицы окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость. В холодное время года доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. И мы, педагоги, совместно с родителями должны научить воспитанников видеть это, пополняя представление о зимующих птицах, их повадках и образе жизни, создать условия для общения ребенка с миром природы.
4. Постановка проблемы
• Недостаточное представление детей о зимующих птицах;
• У детей не сформированы навыки оказания помощи птицам зимой;
• Отсутствие навыка наблюдения в природе.
5. Цели и задачи проекта
Целью данного проекта является :
Сформировать бережное, заботливое, ответственное отношение к природе и зимующим птицам.
Задачи проекта :
для детей : расширить знания детей о зимующих птицах, сформировать бережное, ответственное отношение к миру природы, элементарные экологические знания; воспитывать желание помогать птицам в трудных зимних условиях; учить отражать в продуктивных видах деятельности свое отношение к миру природы.
для родителей : сформировать активность и заинтересованность в воспитательно – образовательном процессе; привлечь к изготовлению кормушек для птиц и их подкормке; учить родителей на личном примере показывать детям, как надо бережно относиться к природе, охранять и заботиться о ней.
для педагогов : пополнить предметно-развивающую среду по теме проекта, внедрение в образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний детей о зимующих птицах.
6. Ожидаемый результат
• У детей сформированы представления о зимующих птицах (внешний вид, образ жизни, приспособленность птиц к жизни в зимнее время года);
• Созданы необходимые условия по формированию целостного представления о жизни зимующих птиц;
• Вызвано желание детей заботиться о птицах зимой;
• Родители приняли активное участие в реализации проекта (беседы с детьми, чтение литературы, транслирование мультфильмов о зимующих птицах, изготовление кормушек).
• Благоприятное взаимодействие между родителем и педагогом
7. Мероприятия для реализации проекта
1 этап Подготовительный
Постановка целей проекта, определение знаний, актуальности проекта; подбор методической литературы, наглядно-дидактического материала, художественной литературы, фотографий; организация развивающей среды. Беседы с родителями о необходимости участия их в проекте, о серьезном отношении к воспитательно-образовательному процессу в общеобразовательном учреждении.
2 этап Практический
1. НОД «Зимующие птицы»
2. Образовательная выставка «Синичкин день»
3. Беседа «Зимующие и перелетные птицы»
4. Беседа «Что нужнее птице, тепло или пища?»
5. Беседа «Для чего кормушке крыша?»
6. Дидактические игры:
«Угадай по описанию» Цель: научить составлять описательный рассказ о предложенной птице, не показывая ее.
«Счет птиц» Цель: закреплять умение детей согласовывать числительные с существительными.
«Назови ласково» Цель: упражнять в словообразовании (синица-синичка, воробей-воробушек).
«Четвертый лишний» Цель: закреплять знания детей о зимующих птицах, их внешнем виде.
Физическое развитие
1. Утренняя гимнастика;
2. Подвижные игры: «Вороны», «Птички в гнездышках сидят», «Воробушки и автомобиль», «Совушка», «Воробьи и собачка», «Зимующие и перелетные птицы» (с мячом);
3. Пальчиковая гимнастика: «Сколько птиц к кормушке нашей прилетело», «Прилетайте, птички», «Кормушка», «Сорока», «Птички прилетали», «Дятел»;
4. Ритмическое упражнение: «Снегири».
Художественно – эстетическое развитие
1. Рисование - «Снегирь на ветке»;
2. Конструирование из бумаги «Синичка»;
3. Лепка – «Воробей из шишки».
Исследовательская деятельность
- обследование и рассматривание перьев;
- называть части тела;
- окраску;
- чем питаются.
ОБЖ
1. Беседа «Чем кормить птиц?» ;
2. «Как помочь птицам».
Чтение художественной литературы
• В. Сухомлинский «Как синичка меня будит»;
• О. Григорьева «Синица»;
• Л. Воронкова «Птичьи кормушки»;
• В. Звягина «Воробей»;
• Т. Евдошенко «Берегите птиц»;
• Ю. Никонов «Зимние гости»;
• М. Горький «Воробьишко».
Речевое развитие
1. Рассматривание плаката «Зимующие птицы»;
2. Рассматривание иллюстраций, фотографий на тему: «Птицы», «Птицы у кормушки»;
3. Чтение и обсуждение пословиц и поговорок о зимующих птицах;
4. Заучивание стихотворение А. Яшина «Покормите птиц зимой».
Деятельность на прогулке
1. Экскурсия по площадкам детского сада;
2. Наблюдения за птицами;
3. Труд - уборка сломанных веток на участке.
Совместная работа с родителями
1. Закреплять название зимующих птиц;
2. Нарисовать плакат птицы зимой;
3. Посоветовать сходить на экскурсию в лес, парк.
3 этап Заключительный
1. Оформление выставки на праздник «Синичкин день»;
2. Развешивание кормушек на участке;
3. Вручение грамот и благодарностей за участие в проекте и организации выставки.
Вывод
Воспитание любви к природе у дошкольников должно проводиться в системе, с использованием самих впечатлений от общения с живой природой и с привлечением различных форм искусства: художественной литературы, музыки, живописи. Лучшие образцы русской классики учат детей любви к природе, окружающему миру.
Чтобы это воспитание не было беспочвенным, обязательно нужно формирование экологического сознания5. Экологически образованная личность, зная какой вред природе приносят те или иные действия, формирует свое отношение к этим действиям и решает для себя вопрос о их правомерности.
В результате проведенной работы дети узнали:
• Какие виды птиц остаются зимовать в наших краях, а какие прилетают к нам на зиму;
• Как различить птиц по окраске;
• Какие корма предпочитают птицы;
• Почему птицы становятся заметными и более активными с приходом тепла, чем ярче светит солнце, тем больше птиц на улице, тем они активнее;
• В ветреные дни птицы не прилетают.
• Дети приняли участие в создании кормушек для птиц совместно со своими родителями.
• По итогу проекта была создана творческая выставка под названием «Синичкин день»
Список используемой литературы
1. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968.
2. Гарбузов В. И. От младенчества до отрочества. – Л., 1991.
3. Деятельность и взаимоотношения дошкольников / Под ред. Т. А. Репиной. – М., 1987.
4. Лола В. Л. Учим воспринимать эстетические свойства природы // Начальная школа. - № 1. – 1988
5. Трусова Т. М. Воспитание любви к природе // Начальная школа. - № 8. – 1986.
6. Электронный словарь «Академик».
7. Т. А. Шорыгина «Птицы. Какие они?»; М. -2007г.
8. Е. Г. Зверева, О. Н. Монтазери, М. А. Игошина «Окружающий мир»; «Ювента» 2006г.
9. Л. Б. Фесюкова, О. О. Григорьева «Времена года»; «Ранок», Харьков 2008г.
10. Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева примерная программа дошкольного образования «От рождения до школы»; «Мозаика-Синтез», Москва 2014г.
Приложение