Ольга Димитрова
Краткосрочный проект в средней группе «Зимняя сказка»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
городского округа Королёв Московской области
«Детский сад компенсирующего вида №23 «Чебурашка»
Краткосрочный проект
«Зимняя сказка»
в средней группе №4 «Винни и его друзья»
Подготовили воспитатели:
Бирюкова М. Н.
Димитрова О. С.
Город Королев, февраль 2019 г.
Паспорт проекта «Зимняя сказка»
Тип проекта :
Публикация «Краткосрочный проект в средней группе „Зимняя сказка“» размещена в разделах
- Зима. Проекты и тематические недели на тему «Зима»
- Проекты. Проектная деятельность
- Сказка. Проекты по сказкам
- Средняя группа
- Темочки
познавательно-исследовательский, творческий
Продолжительность проекта :
краткосрочный (с 11.02.2019 по 17.02.2019)
Участники проекта :
воспитанники, воспитатели группы, родители, музыкальный руководитель.
Возрастная группа :
средняя группа.
Актуальность темы:
Дети средней группы в недостаточной степени владеют умением описывать происходящие зимой явления в живой и неживой природе, пользуясь лишь односложными скупыми ответами. С трудом составляют описательный рассказ, не делая акцент на красоту зимнего пейзажа. Так как в 4-5 лет ребенок активнее накапливает опыт и усваивает знания в результате непосредственного общения с природой и разговоров с взрослыми, за основу в работе была выбрана проектная деятельность над темой «Зимняя сказка».
Цель:
Углублять знания и представлений детей о живой и неживой природе в зимний период. Помочь детям почувствовать красоту зимнего пейзажа; воспитывать бережное отношение к природе; создавать у детей радостное настроение посредством привлечения к праздничным мероприятиям.
Задачи:
• Расширять представления о зимних явлениях неживой природы, свойствах снега через познавательно-исследовательскую деятельность.
• Уточнять и расширять представления об образе жизни диких животных зимой (заяц, лиса, волк, медведь и белка). Расширять представления о разнообразии птиц (галки, синицы, воробьи, способах добывания пищи, приспособлении к зимним условиям жизни.
• Развивать связную речь, эмоциональный отклик, чувственность к явлениям живой и неживой природы.
• Формировать умения устанавливать простейшие взаимосвязи и взаимозависимости между явлениями живой и неживой природы.
• Воспитывать бережное отношение к природе.
• Развивать наблюдательность, познавательную активность, инициативу.
• Расширять представления детей о зимних играх и забавах, знакомить детей с зимними видами спорта.
• Учить самостоятельно в рисовании, лепке, аппликации создавать выразительные образы окружающей действительности, отражая в них накопленные впечатления от непосредственного общения с природой.
• Содействовать формированию сотрудничества в детско-родительских отношениях.
Ожидаемый результат:
По окончанию проекта дети смогут устанавливать зависимость жизни растений и животных от изменений в природе. Бережно относится к природе, замечая её красоту и эмоционально откликаясь на неё. Расширить знания о зимней природе. Познакомятся с зимними видами спорта. Расширят представления о зимних играх и забавах. Получат положительные эмоции от участия семей в работе.
Формы реализации проекта :
1. Образовательная деятельность.
2. Чтение художественной литературы.
3. Беседы.
4. Наблюдения.
5. Игровая деятельность.
6. Продуктивная деятельность.
7. Исследовательская деятельность.
8. Досуговая деятельность.
Этапы реализации проекта :
I этап – подготовительный:
1. Создание необходимых условий для реализации проекта.
2. Разработка и накопление методических, дидактических материалов (макеты, иллюстрации, книги, картины, игрушки герои и т. д.); наглядные пособия (альбомы для рассматривания, картины, настольные игры).
3. Создание развивающей познавательной предметной среды (оформление уголка природы по сезону; оформление группы и раздевалки совместно с детьми и их семьями – макеты, совместные работы и т. д.).
4. Подбор художественной литературы по темам (стихи, сказки, рассказы, загадки, поговорки, чистоговорки).
5. Настольные игры по теме проекта.
6. Оформление зимнего участка.
II этап – основной (практический) :
Познавательно-исследовательская деятельность:
«Как ведёт себя снег в ладошке?»
«Превращение снега в воду»
«Чистый ли снег?»
«Изготовление цветных льдинок»
«Ледяные узоры» (замораживание в воде узоров из камешков, бусинок, листьев и рассматривание их)
«Освобождение из плена» (размораживание маленьких игрушек, замороженных во льду «ледяной колдуньей»
«Снежные фигуры» (лепка из снега снежных баб, снегурочек, зайчиков, игра в снежное царство)
«Кто прошел? «(узнавать следы на снегу по отпечаткам).
«Сравнение хвойных и лиственных деревьев»
«Таяние снега»
«Свойства снега»
«Снег сохраняет тепло»
«Откуда сосулька пришла»
Беседы:
«Птицы – наши друзья»
«Белый снег пушистый»
«Волшебница зима»
«В какие игры можно играть зимой?»
«За что я люблю зиму»
«Как живется животным леса зимой»
«Где найти ёжика и медведя зимой?»
«Особенности жизни диких животных зимой в лесу»
«Кто как к зиме приготовился»
Рассматривание иллюстраций и картин:
«Как дети спасали птиц»
«Зимующие птицы»
«Времена года»
«Хорошо зимой»
«Зимние пейзажи»
«Как проводят зиму дикие животные»
«Художники о зиме»
Наблюдения:
— за деревьями в инее
— за птицами
— за играми детей на участках
— за деревьями
— за снегопадом
— за воробьями
— «Куда исчезли насекомые»
— за ветром
— за заснеженными деревьями
— вечерним небом
— за снежинками
— за голубями
— за травой под снегом
— за сосульками
— за трудом дворника
— за сезонными изменениями в природе
Продуктивная деятельность:
Лепка «Снегурочка»
Аппликация «Варежки и шапочка для куклы Маши»
Рисование «Зимний пейзаж»
Конструирование «Зимние игрушки»
Аппликация «Снеговик любуется снежинками»
Лепка «Птицы зимой»
Речевое развитие и чтение художественной литературы:
Обучение рассказыванию по картине «Вот это снеговик»
Пословицы и поговорки о зиме
Зимние скороговорки и чистоговорки
Чтение и заучивание стихотворений о зиме
Чтение русской народной сказки «Зимовье»
Чтение сказки «Морозко»
Чтение М. Познанская «Снеговик»
Чтение произведения И. Никитина «На дворах и домах снег лежит полотном…»
Чтение литературной сказки Т. Энгер «Приключение в лесу Ёлки – на – горке»
Слушание музыкальных произведений:
«Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик», муз. П. И. Чайковского
Песни «Зимняя сказка»,
«Кабы не было зимы»,
«Раз морозною зимой»
Дидактические игры:
«Отгадай птицу по описанию»
«Можно — нельзя»
«Зимующие птицы»
«Как вести себя на улице зимой»
«Когда это бывает?»
«Метель»
«Собери снежинки»
«В чем пойдем гулять?»
«Доскажи словечко»
«Так бывает или нет»
«На что похоже?»
«Зима – это хорошо или плохо?»
«Какие бывают иголки?»
«Что умеют делать звери?»
«В лесу»
Пальчиковая гимнастика:
«Снежинки»
«Хитрый зайчик»
«Снежок»
«Мы во двор пришли гулять»
«На дворе мороз и ветер»
«Ой, сердит мороз!»
Релаксационная гимнастика и гимнастика после сна:
«Снежная баба»
«Путешествие снежинки»
Упражнения для коррекции зрения «Снежинки»
«Мы – снежинки»
«Наконец пришла зима»
Подвижные игры и игровые упражнения:
«Птички и кошка»
«Охотник и зайцы»
«Снег кружится»
«Снежинки и ветер»
«Перепрыгни через сугроб»
«Довези санки с игрушкой»
«Прокати снежный ком»
«Птичка раз! Птичка – два!»
«Бег по следам»
«Весёлые воробушки»
«Быстрые и меткие»
«Хоккей без ворот»
«Маленькие зайки»
«Не задень»
«С льдины на льдину»
«Не будите медведя»
«Попади в цель»
«Два Мороза»
Работа с родителями:
• Информационный материал «Детям о зиме»;
• Акция «Покормите птиц зимой»;
• Консультации «Как одевать ребёнка зимой», «Как сделать прогулку зимой интересной», «Укрепление здоровья детей в зимнее время»
III — этап заключительный
1. Обработка результатов по реализации проекта
2. Выставка рисунков, поделок, аппликаций «Февральские фантазии»
3. Изготовление презентации проекта и демонстрация его воспитателям.
Выводы: Участие в проекте позволило детям не только расширить представления о зиме, как времени года, но и получить эмоциональный отклик на её красоту, научиться устанавливать взаимосвязи между явлениями живой и неживой природы, бережно относиться к природе. Особое удовольствие детям доставила продуктивная и исследовательская деятельность. Расширили представления о зимних играх и забавах. Участие родителей в жизни группы способствовало укреплению детско–родительских отношений.