Марина Шуманская
Краткосрочный проект «Зимующие птицы» во второй младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №8»
Краткосрочный проект
во второй младшей группе
«Зимующие птицы»
Подготовила: воспитатель
Шуманская М. В
Краткосрочный проект «Зимующие птицы»
Актуальность
В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в дошкольном возрасте происходит становление человеческой личности, формирование начала экологической культуры. Поэтому очень важно пробудить в детях интерес к живой природе, любовь и бережное отношение к ней.
С приходом зимы перелётные птицы улетели в тёплые края, а те, что остались, вынуждены искать себе корм сами. Мы с ребятами решили узнать: кто остаётся зимовать вместе с нами, хватает ли им еды с приходом холодов или потребность в ней возрастает.
У малышей недостаточно информации о том, кто такие зимующие птицы и почему их так называют, не сформированы навыки оказания помощи птицам.
Задача взрослых - воспитывать интерес у детей к нашим соседям по планете - птицам, желание узнавать новое об их жизни, заботиться о них, радоваться от сознания того, что делясь крохами, можно спасти птиц зимой от гибели. Дать детям элементарные знания о том, чем нужно кормить птиц зимой.
В совместной работе с родителями мы должны создать условия для общения ребёнка с миром природы, научить оказывать посильную помощь нашим пернатым друзьям.
Цель: сформировать у дошкольников общие представления о зимующих птицах нашего края, об их образе жизни, характерных признаках и связи с окружающей средой, о роли человека в жизни птиц.
Задачи:
Образовательные:
Сформировать у детей представлений о том, кто такие зимующие птицы, о внешнем виде, повадках, пользе в природе.
Обучить умению узнавать пернатых по внешнему виду, по голосу и описанию.
Обогатить словарный запас детей.
Расширять кругозор.
Активизировать познавательную деятельность малышей.
Развивающие:
Способствовать развитию конструктивных, художественно-творческих умений и навыков; памяти, речи детей; мелкой моторики рук.
Воспитательные:
Воспитывать бережное отношение к природным объектам, заботливому отношению к птицам, желание помогать им в трудных зимних условиях.
Материал: иллюстрации с изображением зимующих птиц; маски для подвижных игр; художественная литература по теме проекта, аудиозапись «Голоса птиц».
Предварительная работа: 1. Подбор методической литературы по теме.
2. Подбор художественной литературы для чтения детям.
3. Подбор дидактического материала, подвижных игр, наглядного пособия (альбомы для рассматривания, иллюстрации, мультфильмы, аудиозаписи голосов птиц)
4. Изготовление масок для проведения подвижных игр.
5. Составление перспективного плана.
Формы реализации проекта: • занятия (по рисованию, лепке, аппликации, чтению художественной литературы); • беседы;
• отгадывание загадок о птицах;
• наблюдения на прогулке;
• пальчиковая гимнастика;
. рассматривание иллюстраций;
• раскрашивание картинок;
• дидактические игры;
• подвижные игры;
• просмотр мультфильмов;
• прослушивание аудиозаписи (голоса птиц);
• работа с родителями;
• оформление коллективной работы.
Продукт проектной деятельности – создание коллективной работы в технике рисования по теме «Покормите птиц зимой».
Основной (практический):
Представляет собой внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приёмов по расширению знаний дошкольников о зимующих птицах, их повадках, особенностях жизни в зимний период.
Выполнение проекта проводилось в трёх направлениях:
1. работа воспитателей с детьми;
2. работа воспитателей с родителями;
3. совместная деятельность родителей и детей.
4. Работа с воспитанниками:
Формы работы: непосредственно организованная деятельность, беседы, наблюдения, пальчиковые, дидактические и подвижные игры, чтение художественной литературы, прослушивание аудиозаписей, продуктивные виды деятельности.
Беседы:
«Какие птицы остались зимовать в нашем дворе?»
Цель: выявить уровень знания детей о зимующих птицах.
«Меню птиц»
Цель: познакомить детей с видами подкормки птиц в зимний период.
«Зимние гости»
Цель: расширять представления детей о зимующих птицах.
«Зачем помогать птицам зимой»
Цель: воспитать бережное отношение к живой природе.
Рассматривание зимующих птиц на иллюстрациях в книгах, наблюдение за птицами на прогулке.
Рассматривание картин: «Птицы на кормушке»; «Дети кормят птиц».
Дидактические игры: «Угадай по описанию»; «Что за птица?»; «Назови и покажи зимующих птиц», «Сложи картинку».
Разгадывание загадок о зимующих птицах.
Подкормка птиц во время прогулок; вывешивание кормушек, сделанных руками родителей.
Рисование: «Приглашаем снегирей съесть рябинку поскорей».
Раскрашивание раскрасок: «Воробей», «Ворона», «Снегири на ветке», «Голубь».
Лепка: «Ягодки для птички».
Прослушивание аудиозаписи: «Голоса птиц».
Чтение художественной литературы: С. Маршак «Где обедал воробей?»; Н. Хилтон «Скворечник»; В. Зотов «Ворона»; Т. Евдошенко «Берегите птиц»; А. Барто «Воробей.
Подвижные игры: «Птички летают»; «Воробушки и автомобиль»; «Кот и воробьи».
Пальчиковые игры: «Воробей»; «Птички»; «Я зимой кормлю всех птиц»
2. Работа воспитателей с родителями:
Консультации: «Как и из чего можно сделать кормушку для птиц».
Памятка для родителей: «Покормите птиц»
Домашнее задание для родителей: принести корм для птиц, чтение произведений о птицах детям, наблюдение за птицами на улице с детьми.
3. Работа родителей и воспитанников.
Участие в изготовлении кормушек для птиц; а также подкормка птиц во время прогулок.
Наблюдение за птицами вне детского сада.
3. Заключительный этап. Подведение итогов.
В результате проведения данного проекта «Зимующие птицы» у детей и родителей появилась заинтересованность в совместной деятельности; также были созданы благоприятные условия для формирования у младших дошкольников целостного представления о жизни зимующих птиц, для воспитания у детей бережного отношения к природе; были сформированы для развития у детей любознательности, творческих способностей.
Воспитанники и их родители приняли активное участие в оказании помощи птицам в трудных зимних условиях.
Приложение 1:
Конспект занятия «Наблюдение за птицами на прогулке».
Цель: формировать желание детей заботиться о зимующих птицах. Задачи: узнавать птицу, называть части тела.
Ход занятия: Дети выходят на прогулку вместе с воспитателем. Воспитатель: Ребята, чувствуете, как на улице холодно? Да, и птичкам маленьким тоже зимой холодно и голодно. (Обращает внимание на поведение птиц (птицы не поют, не чирикают, редко летают, только люди могут помочь – покормить их.
Затем воспитатель предлагает отгадать загадку:
На суку сижу,
«Кар! Кар!» — кричу. (ворона)
Чик-чирик!
С ветки прыг.
Клюй не робей!
Кто это…
Дети хором отвечают: воробей.
Воспитатель: Правильно!
Дети вместе с воспитателем повторяют:
«Здравствуй, птичка невеличка мы пришли тебя угостить».
Воспитатель:
-Люди зимой развешивают кормушки для птиц, чтобы птицы не голодали, подкармливают их крошками хлеба, семечками, салом. На участке у нас тоже есть кормушка. Ребята, давайте покормим птиц. Сейчас мы положим корм в кормушки и отойдём в сторонку, посмотрим, что произойдёт.
Воспитатель:
-кто прилетел? что птицы делают?
-птицы очень пугливые, наблюдать можно только издалека.
-Посмотрите, ребята, на ветку села птица. У птицы есть; клюв, оперение, хвост, лапки. Птица летает, чирикает, поет, прыгает.
Воспитатель:
-назовите части тела птички.
-А сейчас мы поиграем в игру «Ворон и воробей». (Один из детей выбирается быть вороном, а остальные дети воробушки. Дети имитируют характерные движения птицы. По команде воспитателя воробушки летают, чирикают, клюют корм. Когда прилетает ворон, воробушки улетают в гнездышки.)
Паспорт методического пособия «Лэпбук» на тему «Зимующие птицы»
Цель: обобщать и систематизировать знания детей о зимующих птицах, с помощью наглядного пособия лэпбука.
Задачи: развивать у детей познавательный интерес, физические, художественные и коммуникативные способности, речь.
Характеристика: эстетичный, доступный, мобильный, вариативный.
Составные части лэпбука:
1. Д/игра «Чем питаются птицы зимой?»
Задачи: учить различать птиц по внешнему виду, познакомить детей с видами подкормки птиц в зимний период.
Материалы: картинки с изображением птиц, карточки с изображением кормы для птиц.
Правила игры: ребёнок с помощью воспитателя или самостоятельно выбирает карточку с кормом и крепит на планшет около птицы, для которой подходит эта пища.
2. Д/игра «Собери картинку»
3. «Строение птицы»
4. «Раскрась птичку»
5. «Птичье кафе»
6. Пальчиковые гимнастики «Птички зимой», «Птички»
7. Дыхательная гимнастика «Подуй на снежинку»
Предполагаемый результат:
В ходе реализации проекта в группе созданы необходимые условия по формированию представлений о зимующих птицах. У детей сформирована система знаний о зимующих птицах и их детёнышах, появится желание помогать пернатым в зимнее время. Установлены причинно-следственные связи между образом жизни птиц и средой обитания. Расширен кругозор. Сформирована познавательная активность. Развиты любознательность и творческие способности малышей. Пополнится развивающая среда.
У детей формируется чувство ответственности и заботы за птиц.
Этапы работы над проектом:
1. Подготовительный этап:
Составление плана совместной работы с детьми и родителями по теме проекта:
Разработка методических материалов.
Подбор оборудования для занятий, бесед, игр.
Подготовка атрибутов для проведения игр, НОД.
Подготовка консультации для родителей.
Сотрудничество с родителями: привлечь родителей к более тесному сотрудничеству в проектной деятельности: к подбору фотографий, иллюстраций, стихов, загадок о зимующих птицах;
2. Основной этап:
Мероприятия по работе с детьми:
• Беседы: «Кто такие зимующие птицы?», «Как живут наши пернатые друзья зимой?», «Какую пользу приносят птицы».
• Чтение художественной литературы (стихотворения В. Берестов «Воробушки», Ю. Марова «Кормушка», А. Прокофьев «Снегирь», разучивание А. Я. Яшин «Покормите птиц зимой», рассказов: И. Тургенева «Воробей», С. Маршак «Где обедал воробей?», М. Горького «Воробьишко»).
• Рассматривание иллюстраций «Зимующие птицы».
• Отгадывание загадок о зимующих птицах.
• Занятие по краеведению «Зимующие птицы нашего города».
• Занятие по рисованию нетрадиционной техникой – ладошкой «Птицы».
• Занятие по аппликации «Птичка – невеличка».
• Занятие по лепке «Воробушки».
• Наблюдения во время прогулки за прилетевшими птицами на участок детского сада.
• Пальчиковая гимнастика по теме «Зимующие птицы»: «Мы кормушку смастерили», «Сорока - белобока».
• Дидактические игры: «Какие голоса подают птицы», «Назови ласково», «Скажи наоборот», «Один - много», «Подскажи словечко», «Назови и покажи зимующих птиц».
• Раскрашивание раскрасок «Красногрудые птахи», «Птицы на участке».
• Прослушивание аудиозаписи «Голоса птиц».
• Подвижные игры: «Воробышки и автомобиль», «Птички в гнёздышках», «Воробышки и кот».
Мероприятия по работе с родителями:
Рекомендации родителям по прочтению художественной литературы по теме проекта.
Памятки для родителей «Покормите птиц зимой».
Акция «Покормите птиц зимой!» (сделать фотографию и принести в детский сад).
Беседы с родителями о необходимости привития детям желания и умения заботиться о братьях наших меньших – пернатых, учить любить птиц.
Работа родителей и детей – сбор корма для птиц.
3. Заключительный этап:
- Проведение Акции «Покормите птиц зимой».
- Создание коллективной работы с детьми «Покормите птиц зимой».
Ожидаемые результаты:
Для детей:
• Развит познавательный интерес к братьям нашим меньшим - птицам.
• Даны представления о внешнем виде птиц, о поведении, о том, чем они питаются, какую пользу приносят.
• Воспитанники и их родители приняли активное участие в оказании помощи птицам в трудных зимних условиях.
• Воспитано чувство любви и бережного отношения к птицам.
Для родителей:
• Просвещение родителей по теме проекта.
• Родители и дети приняли активное участие в оказании помощи пернатым в трудное зимнее время.
• Совместная продуктивная деятельность родителей и детей (принятие участия в акции «Покормите птиц зимой», наблюдение за птицами вне детского сада).
• Укрепление детско-родительских отношений, выявление и развитие творческих способностей детей и родителей.
Вывод:
• В результате проведения данного проекта «Зимующие птицы» у родителей и детей появилась заинтересованность в совместной деятельности.
• Созданы благоприятные условия для формирования у младших дошкольников целостного представления о жизни зимующих птиц, об их значении для природы в целом и для человека, о правилах подкормки.
• Проявляется интерес к окружающему миру, что находит отражение в детских играх, поделках, рассказах.
• Были созданы условия для развития у детей любознательности и творческих способностей.
• Закрепляется навык работы с карандашами, красками, пластилином, развивается мелкая моторика через разные виды деятельности с детьми.
• Воспитывается чувство любви и бережного отношения к природе и ко всему живому.