Мария Воробьева
Краткосрочный проект во второй младшей группе «Веселые пальчики»
▼ Скачать + Заказать документы
Продолжительность проекта : краткосрочный.
Сроки проведения: 6.11. – 17.11.2023г.
Участники проекта : дети второй младшей группы, родители, воспитатель.
Вид проекта : образовательный, игровой, творческий.
Публикация «Краткосрочный проект во второй младшей группе „Веселые пальчики“» размещена в разделах
«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают ум ребенка. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» В. А. Сухомлинский.
Актуальность:
В условиях реализации ФГОС обучение детей производится в игре, так как игра составляет основное содержание жизни ребенка дошкольного возраста и является его деятельностью и соответственно развитие мелкой моторики должно осуществляться с помощью различных игр, игровых упражнений.
Развитие навыков мелкой моторики важно ещё и потому, что вся дальнейшая жизнь ребёнка требует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
В процессе проектной деятельности необходимо не только организовать систему работы, направленную на развитие мелкой моторики, но и просветить родителей в данном вопросе, а также научить их создавать условия для развития моторики пальцев рук в домашних условиях.
Цель проекта : создание условий для развития и укрепления мелкой моторики и координации движений пальцев рук.
Задачи проекта :
- развивать мелкую моторику пальцев рук у детей через использование разнообразных форм, методов и приёмов;
- активизировать речь детей;
- совершенствовать предметно – развивающую среду группы для развития мелкой моторики;
- в процессе работы над мелкой моторикой способствовать развитию следующих психических процессов: произвольного внимания, наглядно-образного мышления, памяти, речи детей;
- научить родителей создавать условия для развития мелкой моторики детей в домашней обстановке.
Предполагаемый результат:
Дети:
- У детей пальчики станут более ловкими, кисти рук – подвижными, гибкими, исчезнет скованность движений;
- Повысится интерес детей к пальчиковым играм, и начнут овладевать сложными упражнениями;
- Дети овладеют двигательными умениями, навыками, совершенствуется деятельность артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти и т. д;
- Станут больше говорить со взрослыми, общаться со сверстниками (расширится активный словарь).
Родители:
- Повысится интерес у родителей к данному вопросу;
- Расширится кругозор родителей о влиянии пальчиковых игр на развитие мелкой моторики детей;
- Родители будут играть дома с детьми в пальчиковые игры;
- Помощь и участие в создании ППРС.
Педагоги:
- Разработанная система поможет повысить уровень развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста;
- Установится эмоциональный контакт с ребенком;
- Будут налаживаться партнёрские отношения с родителями воспитанников.
Этапы работы:
1. Подготовительный этап
1. Составление перспективного плана мероприятий проекта, составление перспективного плана работы по развитию мелкой моторики в младшей группе;
2. Изучение и подбор методической, художественной литературы, дидактических, пальчиковых, подвижных игр и игр на развитие мелкой моторики и т. д.
3. Пополнение предметно-развивающей среды группы младшей группы.
4. Работа с родителями
Оформление папок передвижек:
«Значение развития моторики рук для речевой активности ребенка»,
«Пальчиковые игры с детьми», «Развитие мелкой моторики в домашних условиях».
2. Основной этап
План работы воспитателя с детьми:
Понедельник – 6.11.23
Пальчиковая гимнастика «Дом», «В гости к пальчику большому» - развивать мелкую моторику рук, координацию речи с движением.
Массаж пальцев шестигранными карандашами – активизируют нервные окончания, снимают напряжение.
Дидактическая игра «Волшебный мешочек» - развивать умение узнавать и называть предмет.
Настольная игра «Мозаика» - развивать мелкую моторику рук.
Игры с крупой «Найди шарик» - развивать тактильные ощущения, мелкую моторику рук, внимание, мыслительные операции, точность движений.
ХТД – рисование «Веточка рябины» - учить рисовать пальчиками, получать удовольствие от процесса рисования.
Вторник – 7.11.23
Пальчиковая гимнастика «Осень», «Перелётные птицы» - развивать мелкую моторику рук, координацию речи с движением.
Игры с крупой «Нарисуй солнышко» - развивать мелкую моторику рук.
Массаж пальцев рук пластмассовым ковриком «Травка» - активизируют нервные окончания, снимают напряжение.
Игры с водой «Достань, что скажу» - развивать тактильные ощущения, мелкую моторику рук, внимание, мыслительные операции, точность движений.
Настольная игра «Пазлы» - развивать умение собирать целое из частей.
Среда – 8.11 23
Пальчиковая гимнастика «Пальчики здороваются», «Засолка капусты» - развивать мелкую моторику рук, координацию речи с движением.
Дидактическая игра «Собери бусы» - развивать мелкую моторику рук, усидчивость.
Настольная игра с прищепками: «Солнышко», «Тучка» - развитие мелкой моторики рук.
Массаж кистей и пальцев рук грецкими орехами – активизировать нервные окончания, снять напряжение.
Четверг – 9.11.23
Пальчиковая гимнастика «На двери висит замок», «В лес по ягоды» - развивать мелкую моторику рук, координацию речи с движением.
Массаж резиновыми рифлёными мячами – активизируют нервные окончания, снимают напряжение.
ХТД – рисование «Осеннее дерево» - формировать умение наносить пальцем ритмичные мазки, развивать мелкую моторику рук, воспитывать усидчивость.
Дидактическая игра «Разноцветные клубочки» - развивать тактильные ощущения, мелкую моторику рук, внимание, точность движений.
Настольная игра «Шнуровки» - развитие мелкой моторики рук.
Конструирование «Башня» - подводить детей к совместным играм, развивать конструкторские навыки, учить играть в коллективе.
Пятница – 10.11.23
Пальчиковая гимнастика «Фруктовая ладошка», «Ветер по лесу летал» - развивать мелкую моторику рук, координацию речи с движением.
Массаж кистей и пальцев рук в сухом бассейне - активизировать нервные окончания, снять напряжение.
ХТД – лепка «Ёжик» - развивать интерес детей к лепке, воспитывать положительные отношения к сотрудничеству со взрослым, развивать мелкую моторику рук.
Настольная игра «Вкладыши» - учить соотносить предмет с формой, развивать внимание, логическое мышление, мелкую моторику рук.
Игры с тактильной книжкой – развивать тактильные ощущения.
Игра «Пуговицы» - развивать мелкую моторику рук, координацию движений.
Понедельник – 13.11.23
Пальчиковая гимнастика «Повстречались», «Сказки» - развивать мелкую моторику рук, координацию речи с движением.
Игры с фасолью «Найди сюрпризы», «Накорми Катю конфетками» - развивать тактильные ощущения, мелкую моторику рук, внимание, мыслительные операции, точность движений.
Массаж кистей и пальцев рук шишками - активизировать нервные окончания, снять напряжение.
Игры с кинетическим песком – обучать создавать различные изделия из песка, формировать координацию движений, развивать умение регулировать силу нажатия на песок, развивать воображение.
Настольные игры с прищепками «Петушок», «Ёжик» - развитие мелкой моторики рук.
Индивидуальная деятельность «Разукрасим игрушки» - учить наносить штриховку, не выходя за контур.
Вторник – 14.11.23
Пальчиковая гимнастика «Морковка», «Пальчик – мальчик» - развивать мелкую моторику рук, координацию речи с движением.
Массаж рифлёными мячиками - активизировать нервные окончания, снять напряжение.
Игры с дидактическим пособием «Пальчиковый театр» - «Назови животного» - учить узнавать и называть животного.
Настольная игра «Пирамидки» - развивать умение разбирать и собирать пирамидки в порядке убывания.
Дидактическая игра «Найди сокровище» - развивать тактильные ощущения, мелкую моторику рук, внимание, мыслительные операции, точность движений.
Среда – 15.11.23
Пальчиковая гимнастика «Стирка», «Мышка» - развивать мелкую моторику рук, координацию речи с движением.
Массаж кистей пальцев в сухом бассейне - активизировать нервные окончания, снять напряжение.
Игры с природным материалом – ракушками – развивать познавательную деятельность детей, тактильные ощущения.
Настольная игра «Собери матрёшку» - упражнять детей в умении разбирать и собирать матрёшку.
Игры с крупой «Большие и маленькие мячи» - развивать тактильные ощущения, мелкую моторику рук, внимание, мыслительные операции, точность движений.
Четверг – 16.11.23
Пальчиковая гимнастика «Кто игрушки разбросал?», «Овощи» -развивать мелкую моторику рук, координацию речи с движением.
Массаж пальцев рук пластмассовым ковриком «Травка» - активизируют нервные окончания, снимают напряжение.
Игры с крупой «Разноцветные линии» - развивать тактильные ощущения, мелкую моторику рук.
Конструирование «Башня из мисочек» - формировать представления об основных цветах и геометрических фигурах.
Дидактическая игра «Паутина» - развивать тактильные ощущения, мелкую моторику рук, совершенствование координации движений рук, зрительной и осязательной активности.
ХТД – рисование «Разноцветные листики» - познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования губкой, развивать мелкую моторику рук, воспитывать аккуратность.
Пятница – 17.11.23
Пальчиковая гимнастика «Домашние птицы», «Детки» - развивать мелкую моторику рук, координацию речи с движением.
Массаж рифлёными мячиками - активизировать нервные окончания, снять напряжение.
Конструирование «Домик» - учить детей составлению домов разных размеров, учить обыгрывать свои постройки.
ХТД – лепка «Заплатки» - развивать мелкую моторику рук, формировать знания о синем цвете, воспитывать интерес к лепке.
Настольная игра «Лабиринты» - развивать мелкую моторику рук.
Досуг «Весёлые пальчики» - создать благоприятную атмосферу в группе, закрепить знакомые пальчиковые игры, развивать мелкую моторику рук, доставить детям радость.
Работа с родителями
Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах развития мелкой моторики детей второй группы раннего возраста :
- Консультация для родителей «Почему важно развивать мелкую моторику рук»;
- Родительское собрание «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста»;
- Фото – газета «Поиграй со мною мама», родителям воспитанников предоставить фотографии, в какие игры на развитие мелкой моторики они играют с детьми дома.
- оформление папок передвижек для родителей:
«Значение развития моторики рук для речевой активности ребенка»,
«Пальчиковые игры с детьми», «Развитие мелкой моторики в домашних условиях».
3. Заключительный этап:
Подведение итогов проекта.
Досуг «Весёлые пальчики».
Оформление фотогазеты «Поиграй со мною мама».
Организация выставки детского творчества.
Заключение.
Анализируя проделанную работу, можно сделать выводы:
Тема проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей и актуальностью проблемы.
Использование пальчиковых игр, игровых упражнений вызвало положительную реакцию и интерес у детей, они с желанием выполняли упражнения, пользовались играми и пособиями в свободной деятельности.
Речевая активность детей возросла, их речь стала более ритмичной, эмоциональной.
Родители приняли участие в реализации проекта, начали использовать игры с различными материалами для развития мелкой моторики дома.