МААМ-картинки

Краткосрочный проект в подготовительной группе «Широкая Масленица» (3 фото)

Борина Елена Вадимовна
Краткосрочный проект в подготовительной группе «Широкая Масленица»

Проект "Широкая Масленица"

Проект предназначен для детей подготовительной группы

Введение

Эпиграф проекта:

Солнце круглое как блин,

Улыбаясь, светит.

Рады теплой встрече с ним

Взрослые и дети.

(Т. Кайзер)

Публикация «Краткосрочный проект в подготовительной группе „Широкая Масленица“» размещена в разделах

Этнокультурное образование дошкольников предполагает учет национального компонента в образовательной программе в дошкольном детстве. Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда - наше прошлое, а также «наше сегодня» творит традиции нашего будущего. Наши дети должны хорошо знать традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; самореализовывать себя как личность, любящую свою Родину, свой народ и все, что связано с народной культурой: народные праздники, в которых дети черпают народные нравы, обычаи.

Россия богата своими народными праздниками: самые любимые и известные — это снежное и морозное Рождество, светоносное торжество Пасхи, весенне-летняя Троица, солнечный радужный день Ивана Купалы. Народным праздником является и ранневесенняя Масленица, указывающая дорогу весенним и солнечным дням, «Масленица» - большое народное гулянье в конце зимы, а в этом году праздник выпал на середину марта. Образовательная работа в ДОУ этнокультурной направленности даёт детям колоссальный эмоциональный заряд, а это обостряет наблюдательность и восприятие, обогащает чувственный опыт, и, следовательно, формирует неподдельный интерес к таким этнокультурным явлениям, как народные праздники.

А. П. Усова; К. Д. Ушинский, П. Ф. Лесгафт отмечали, что в народных праздниках ребенок приобретает знакомство с привычками и обычаями народа. Они считали народные праздники ценнейшим средством всестороннего воспитания личности ребенка, развития у него нравственных качеств: честности, правдивости, выдержки, дисциплины, товарищества.

В дошкольном возрасте формируются глубокие чувства любви и привязанности к своей культуре, к своему народу, к своей земле. Знание истории своего народа, родной культуры, участие в народных праздниках, духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре. Ключевая роль дошкольного воспитания заключается в создании условий для формирования развитой личности, обладающей эстетическим сознанием, задатками художественной культуры, творческими способностями к индивидуальному самовыражению через различные формы творческой деятельности.

Внедрение метода проектов в воспитательный процесс дошкольного образования обеспечивает у детей развитие любознательности, уверенности в себе, умения самостоятельно мыслить, фантазировать; помогает наполнить жизнь детей интересными делами, яркими впечатлениями, радостью творчества. Любая тема в проекте рассматривается всесторонне. Дети с удовольствием включатся в совместную деятельность, предлагают свои способы решения проблем. Знания, полученные таким способом, запоминаются надолго. Это происходит благодаря тому, что в проекте интегрируются различные образовательные области, виды детской деятельности, формы работы с детьми.

Актуальность проекта:

В настоящее время актуальным стало социально–личностное развитие дошкольников, развитие нравственных ценностей, забота об эмоциональном благополучии своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;

Идеей создания проекта послужило желание помочь ребенку – дошкольнику в социализации с ориентацией на общечеловеческие ценности посредством народной культуры.

В основу занятий с детьми положен прием погружения детей в тему, который дает им возможность глубоко осознать, прочувствовать то, что хочет донести до них педагог. Тема не ограничивает возможности планирования разных видов деятельности, задач развития, обучения и воспитания средних дошкольников; она лишь является основой, которая позволяет объединить все виды детской деятельности, сделать их интересными, максимально полезными для детей.

Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье «Масленица». Здесь всегда находятся желающие силой потягаться, удаль свою показать, вкусными блинами угоститься да песни попеть. Масленица — один из самых радостных и светлых праздников на Руси. Познакомить детей с традициями проведения этого праздника можно, опираясь на парциальнуцю программу «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской культуры» О. Л. Князевой, М. Д. Маханевой. Но непосредственное участие в празднике оставляет более полное и глубокое представления о нем, дает детям возможность понять всю глубину, широту и глубокий смысл этого веселого и немножко грустного праздника. Поэтому и возникла идея в проведении праздничного гулянья «Масленица» силами педагогов, специалистов, родителей и ребят.

Цель проекта: расширение знания детей о традициях русского народа; формирование у детей чувства патриотизма; формирование представлений о народных русских обрядовых праздниках; воспитание эстетического и духовно-нравственного отношения к традициям своего народа.

Задачи проекта:

- Возрождать интерес к обрядовым русским праздникам;

- Обогащать духовный мир детей;

- Обобщить и закрепить знания детей о празднике «Масленица»;

- Вызвать эмоциональное сопереживание и участие в игре-действии, приобщить всех участников к традиции проведения народного праздника Масленицы;

- Воспитывать чувство патриотизма, основанного на русских традициях.

Предполагаемые результаты:

- Дети приобщились к традиции проведения народного праздника – Масленицы через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии;

- Создана атмосфера радости приобщения к традиционному народному празднику;

- У детей повысился познавательный интерес к родной истории;

- Установлен социально-коммуникативный контакт между детьми, родителями и педагогами.

Тип проекта:

По числу детей — групповой (коллективный).

По доминирующему методу — игровой, познавательно-творческий.

По предметным областям — познание, социализация, художественное творчество, физическое развитие, безопасность, музыкальное развитие, коммуникация

Объект проекта: русская народная культура.

Предмет проекта: русский народный календарный праздник «Масленица».

Вид проекта: краткосрочный.

Участники проекта: дети подготовительной группы 2, родители, воспитатели группы, музыкальный руководитель, педагоги дополнительного образования.

Этапы реализации проекта «Широкая Масленица»

Подготовительный этап:

- Составление совместного плана работы над проектом;

- Подбор методической, художественной литературы, муз. произведений, картин и иллюстраций по теме;

- Изготовление с детьми и родителями творческих работ и атрибутов;

- Проведение различных форм и методов работы с детьми и родителями;

- Организация места проведения праздника;

- Подведение итогов, оформление проекта.

Основной этап:

Образовательные области. Формы работы с детьми.

Заключительный этап:

- Проведение досуга «Масленичные гуляния»;

- Оформление проекта «Широкая Масленица».

План работы с детьми по осуществлению проекта

«Широкая Масленица»

Основной этап:

Образовательные области. Формы работы с детьми.

Познавательное развитие:

1. Беседа с использованием ИКТ «Откуда к нам пришла Масленица?»;

2. Просмотр видеофильма «Как на Руси Масленицу встречали»;

3. Просмотр мультфильма Смешарики «Масленица»;

4. Просмотр иллюстраций, фотографий в познавательных энциклопедиях о праздновании Масленицы;

5. Рассматривание материалов, применяемых в русских народных промыслах (разные виды посуды, игрушек-самоделок, деталей праздничной одежды и головных уборов)

6. Знакомство с звучанием разных народных музыкальных инструментов: дудочка, гусли, гармошка.

Художественное творчество:

Рисование: «Масленица», рассматривание мини-выставки иллюстраций на тему масленичных гуляний.

Лепка: «Барышня на масленице».

Аппликация: коллективная аппликация на тему «Прощание с зимой».

Речевое развитие:

Рассматривание картин и иллюстраций о Масленице и составление по ним описательных рассказов:

1. Рассматривание репродукции картины Б. М. Кустодиева «Масленица»;

2. Рассматривание репродукции картины В. И. Сурикова «Взятие снежного городка».

Ситуативный разговор:

1. «Какие русские народные праздники вы знаете?»;

2. «Какие традиции празднования Масленицы вы знаете?»;

3. Составление рассказа из личного опыта «Как мы Масленицу встречали».

Словесные игры: «Пословицы перепутались», «Расскажи по порядку», «Составь слово по первым звукам», «Скажи наоборот».

Чтение художественной литературы:

Чтение стихотворений о масленице: А. Усачев «Масленица», Ф. Тютчев «Зима недаром злится.», В. Степанов «Мастеница».

Загадывание загадок о домашней утвари, продуктах, о зиме и весне.

Чтение рассказов: К. Д. Ушинский. «Проказы старухи-Зимы».

Чтение русских народный сказок: «Снегурочка».

Чтение частушек и закличек, загадок, пословиц, поговорок о Масленице.

Социально-коммуникативное развитие:

Сюжетно-ролевые игры: «Встречаем Масленицу», «Накрываем стол для гостей».

Дидактические игры: «Кузовок», «Барыня прислала сто рублей», «Неоконченный рассказ», «Целое и часть», «Который по счету», головоломка «Волшебный круг», муз. дид. игра «Ты катись, веселый блинчик», «Вышел Ваня погулять».

Беседы: «Нам огонь не друг», «Правила обращения с острыми предметами».

Ситуативный разговор: «Какие праздники ты любишь? За что?», «Как вы празднуете Масленицу дома с семьей?».

Слушание музыкальный произведений:

Разучивание закличек: «Весна-весна красная», «А мы Масленицу дожидались» и др., разучивание русских народных песен: «К нам гости пришли», «Блины»; «масленичных» частушек, русских народных заигрышей: «Масленица - кривошейка», «Ой, Масленица», «Веснянка».

Досуги, развлечения:

«Масленичные гуляния».

Физическое развитие:

Пальчиковая гимнастика: «Ладушки-ладушки», «Бабушкины оладьи».

Русские народные игры: «Масленица», «Звонарь», «Веселый бубен», «Карусель с лентами», «Веснянка», «Гори, гори ясно!», «Ручеек».

Подвижные игры: «Петушки», «Коленки», «Золотые ворота», эстафеты.

Беседа: «О пользе для здоровья прогулок в любое время года».

Мероприятия по работе с родителями:

- Разучивание дома с детьми пословиц и поговорок про Масленицу;

- Участие родителей в изготовлении костюмов, атрибутов для праздника;

- Ознакомление с наглядным, тематическим материалом по теме;

- Участие в совместном досуге с детьми «Масленичные гуляния».

Заключительный этап:

- Проведение досуга «Масленичные гуляния»;

- Оформление проекта «Широкая Масленица».

Результаты проектной деятельности:

- Дети получили новые знания о Масленице как об одном из русских народных праздников;

- Дети расширили представления о родственных отношениях; познакомились с предметами быта старинной русской избы; приняли участие в досуге «Масленичные гуляния»;

- Дети познакомились с репродукциями картин русских художников, аудиозаписями, стихами, пословицами, поговорками, спортивными играми;

- Родители проявили интерес и активно участвовали в реализации проекта: пекли блины, предоставили атрибуты для проведения «Масленичных гуляний».

Критерии оценки результата: установление социально-коммуникативных контактов между детьми, родителями и педагогами; активная деятельность детей и родителей в ходе реализации проектных мероприятий.

Дети ближе познакомились с традициями родной страны. Работа по проекту помогла развить у них кругозор, эстетическую восприимчивость. Дети получили возможность отпраздновать Масленицу, поиграть в народные игры. Ребята получили положительные эмоции от пения народных песен, разучивания частушек и закличек про Масленицу. У детей появилось желание узнать больше о русских народных праздниках и традициях, они научились работать в команде, приобщились к традициям празднования Масленицы. Родители поучаствовали в приготовлении к празднованию Масленицы, получили положительные эмоции, делая фотографии и участвуя в «Масленичных гуляниях».

Анализируя результаты проекта, я сделала вывод, что дети с большим интересом включаются в различные виды деятельности, проявляют любознательность и инициативу, творческий интерес. Реализуя проект, я ставила перед собой цель — сделать жизнь своих воспитанников интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.

Приложения:

- Развлечение "Масленичные гуляния"

Краткосрочный проект в подготовительной группе «Широкая Масленица»
Фото «Широкая Масленица»

- Подготовка родителями атрибутов для празднования Масленицы

Краткосрочный проект в подготовительной группе - фото
Публикации по теме:

«Широкая Масленица, мы тобой хвалимся». Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе«Широкая Масленица, мы тобой хвалимся». Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе Интеграция областей:познание, художественное творчество. Задачи:- воспитывать чувство сопричастности и любви к своему народу, интерес к.

Фотоотчёт о развлечении «Широкая Масленица» в подготовительной группеФотоотчёт о развлечении «Широкая Масленица» в подготовительной группе Традиция отмечать Масленицу не потеряла своей актуальности, несмотря на ограничения в связи с коронавирусом. И даже погода как-то не.

Фотоотчёт о тематической неделе в подготовительной к школе группе «Широкая Масленица»Фотоотчёт о тематической неделе в подготовительной к школе группе «Широкая Масленица» Цель: Совершенствовать знания старших дошкольников о традициях празднования Масленичной недели. Широкая Масленица продолжалась в нашем.

Краткосрочный познавательно-творческий проект «Широкая Масленица» для воспитанников старшей специальной группы 5–6 летКраткосрочный познавательно-творческий проект «Широкая Масленица» для воспитанников старшей специальной группы 5–6 лет Продолжительность проекта – 1 неделя (краткосрочный) Возраст воспитанников: 5-6 лет Участники проекта: воспитанники старшей специальной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Краткосрочный проект в подготовительной группе «Широкая Масленица»
Опубликовано: 22 июня 2024 в 18:45
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Краткосрочный проект в подготовительной группе «Широкая Масленица»» (включая файлы) размещена пользователем Борина Елена Вадимовна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 августа. День Военно-воздушных сил России. Передвижка «Летчики. Авиация России»

12 августа в России отмечается День Военно-воздушных сил, День ВВС.

11 августа. День строителя. Передвижка «Строительные профессии»

Ежегодно во второе воскресенье августа в России отмечают День строителя. Строительная профессия — одна из самых важных, ведь строители созидают мир вокруг нас, строят здания, мосты, дороги.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД