Оксана Никулина
Краткосрочный проект «Моя семья» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Краткосрочный проект «Моя семья»
Вид проекта : творческо-исследовательский
Актуальность проблемы
Семья – это самое дорогое и родное, что есть у каждого человека. «Семья – это та самая среда, в котором человек учится, и сам творит добро» - говорил В. А. Сухомлинский.
Семья в жизни человека занимает очень большое место. И если человек не имеет семьи, не знает своих дедов и прадедов, он обделен самым главным на земле - теплом и вниманием. Незнание своих корней ведет к незнанию истории своей страны, своего народа. Развитие отношений между ребенком дошкольного возраста и его семьей имеет большое значение для развития личности ребенка. К сожалению, часто любовь к маме и папе связывают только с материальными ценностями, а не с духовными. В беседах с детьми выяснили, что дети имеют недостаточные знания о своей семьи и возникли вопросы : «Что такое семья? Для чего человеку семья? История моего рода. Поэтому возникла идея познакомить детей с «генеалогическим древом семьи» в ходе проведения проекта «Моя семья».
Публикация «Краткосрочный проект „Моя семья“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» апрель 2019
Цель проекта :
Закрепить представление о семье, как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. Воспитывать чувство глубокой любви и привязанности к самым близким и родным людям – маме, папе, уважение к бабушке, дедушке.
Задачи проекта :
Познавательное развитие:
- расширение представления о себе, своей семье, родственных отношениях;
- развитие любознательности и познавательной мотивации;
- ознакомление детей с понятием «генеалогическое древо семьи».
Социально-коммуникативное развитие:
- формирование ценностного отношения к семье, повышение статуса семьи в глазах ребенка;
- развитие общения и взаимодействия детей со сверстниками и взрослыми;
- развитие эмоциональной отзывчивости;
- формирование позитивных установок к различным видам творчества.
Речевое развитие:
- обогащение активного словаря;
- развитие связной, грамматически правильной монологической речи.
Художественно-эстетическое развитие:
- реализация самостоятельной творческой изо-деятельности детей.
Физическое развитие:
- развитие мелкой моторики;
- становление ценностей здорового образа жизни.
Продолжительность проекта : краткосрочный (1 неделя).
Участники проекта : дети подготовительной группы «Знайки», родители воспитанников, воспитатель 1 квалификационной категории Никулина Оксана Александровна, воспитатель высшей квалификационной категории Лялина Людмила Николаевна.
Необходимые материалы:
Иллюстрации, картинки с изображением членов семьи, сюжетные картинки из серии «Моя семья», фотоальбом «Моя семья», альбомы «Быт семьи»; художественная литература: В. Осеева «Волшебное слово», «Хорошее», «Сыновья», «Отомстила», В. Катаев «Цветик-семицветик», татарская народ. сказка «Три дочери», русские народ. сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Гуси-лебеди», стихи и загадки о членах семьи; картотека мультфильмов; атрибуты к сюжетно-ролевым играм; конструктор; альбом, картон, клей, краски, кисти, ножницы, карандаши.
Предполагаемый результат:
- владеть понятием «семья»;
- знать информацию о своей семье, о членах семьи, традициях, о жизни бабушек и дедушек.
- профессии родителей;
- знать свои права и обязанности;
- составлять творческий рассказ о семье;
- уметь совместно с родителями составлять родословную семьи.
Список литературы:
Н. Е. Вераксы. «Комплексные занятия по программе «От рождения до школы»; подготовительная группа; - Волгоград: Учитель, 2012. – 415 с.
Л. А. Парамонова «Развивающие занятия с детьми 6-7 лет». – Москва: ОЛМА Медиа Групп, 2015. – 944с.
А. В. Аджи. «Конспекты интегрированных занятий в подготовительной группе» - Воронеж: ТЦ «Учитель», 2006. – 333с.
Т. М. Бондаренко «Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада» : - Воронеж: ТЦ «Учитель» 2007, 666 с.
В. П. Новикова «Математика в детском саду» 6-7 лет. Издательство «Мозаика – Синтез», Москва, 2005. - 181с.
Л. Г. Горькова «Сценарии занятий по комплексному развитию дошкольников (подготовительная группа). Москва: ВАКО, 2005. – 192 с.
Н. Н Авдеева «Безопасность» Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – Санкт – Петербург: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2002. – 144 с.
Этапы проекта. Сроки. Содержание деятельности.
I этап
(подготовительный, вхождение в тему) 26.11.2018 г. Определение темы, целей, задач, содержание проекта, прогнозирование результата;
Обсуждение с родителями проекта;
Определение содержания деятельности всех участников проекта.
II этап
(основной) 26.11.2018 - 29.11.2018г. Содержание деятельности педагога с детьми:
Беседы: «Род и родословие», «Быт моей семьи», «Мой дом - моя семья»;
Ситуации общения «Чем мы можем порадовать своих родных», «Хозяйство семьи»
НОД из цикла «Взаимоотношения и общение в семье» : «Моя семья», «Род и родословие», «Красивые светильники», «Сердечки из бумаги», рисование «Моя семья»;
Знакомство с литературными произведениями: В. Осеева «Волшебное слово», «Хорошее», «Сыновья», «Отомстила», В. Катаев «Цветик-семицветик», татарская народ. сказка «Три дочери», русские народ. сказки «Сестрица Алёнушка
и братец Иванушка», «Гуси-лебеди»;
Подбор стихов и загадок обо всех членах семьи;
Просмотр мультфильмов «Маша больше не лентяйка», «Встречайте бабушку», «Самый маленький гном», «Непослушный медвежонок», «Разноцветная семейка», «Осторожно, обезьянки!», «Мама для мамонтёнка»;
Разучивание песен, стихов о семье;
Оформление альбома «Моя семья», рассматривание фотографий
Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Дочки - матери», «Поездка всей семьей к морю»»; «Выходной в семье»
Строительная игра «Дом для моей семьи»
Взаимодействие с родителями:
Составление генеалогического древа «Моя родословная»
Оформление альбома «Моя семья»
III этап
(заключительный) 30.11.2018 г. Семейная выставка – «Родословная моей семьи»
Достигнутые результаты.
За время реализации проекта «Моя семья» уровень сформированности положительного образа семьи у детей значительно повысился:
- дети лучше узнали свои корни, узнали, что такое род, родословная, семья.
- в процессе работы над проектом воспитатели и дети ближе познакомились с семьями воспитанников, с их семейными традициями, особенностями семейного воспитания.
Благодаря этому проекту укрепились детско-родительские отношения, расширился кругозор, и обогатился словарный запас детей.
Родители из наблюдателей перевоплотились в активных участников жизни детей в детском саду.
Если Вы, родители, ласкатели, хвалители,
Если Вы, родители, прощатели, любители,
Если разрешители, купители, дарители,
Тогда Вы не родители, а просто восхитители!
А если Вы, родители, ворчатели, сердители,
А если Вы, родители, ругатели, стыдители,
Гулять не отпускатели, собакозапретители,
То знаете, родители, Вы просто крокодители!
Ключевые понятия.
Семья – неотъемлемая часть общества, которая способствует формированию гармоничной личности. Без нее человек становится одиноким, оторванным от общества. Каждому хочется, чтобы его ждали близкие и любимые люди, поддерживали и давали чувство опоры.
Генеалогическое (родословное) древо – схематическое представление родственных связей.
Род – группа кровных родственников, ведущих происхождение от общих предков по одной линии.
План работы:
Дата Содержание работы Участники Ответственные
Понедельник
26. 11 Утро: Объявление темы недели родителям; Приглашение родителей на праздник посвященный Дню матери.
Предложить сделать родословное дерево совместно с детьми.
Беседа на тему «Мой дом, моя семья» Цель: расширить представления детей о родственных отношениях. Этюд: Попроси маму, бабушку о чем-либо. Скажи это так, чтобы им захотелось выполнить твою просьбу. У брата беда – сломался грузовик. Утешь его. Папа задержался в командировке. Мама расстроена. Утешь ее. Игра «Перейти через ручеек» Цель: развивать равновесие, координацию движений.
НОД: Социальный мир. Тема: «Моя семья» Программные задачи: Формировать понятие о семье, о родственных отношениях, семейных традициях. Упражнять в умении составлять небольшой рассказ о своей семье. Развивать навыки правильного грамматического строя речи, отвечать на вопросы. Воспитывать уважение к членам семьи. Содержание. Мотивация: Как вы думаете, что самое главное в жизни каждого человека? Методы и приемы: беседа на тему «Моя семья», рассказ воспитателя о большой семье. Загадывание загадки о семье. физминутка. Анализ: О чем мы с вами беседовали? Что было самое интересное.
Вечер: Разучивание пословиц о семье, о доме. Цель: формировать уважительное отношение к семье через фольклор. Повторить стихотворения ко Дню Матери. Цель: развивать память, выразительность речи. Составление рассказа из личного опыта по сюжетной картине «Семья» Цель: воспитывать любовь и уважение к членам семьи. Просмотр мульфильма «Самый маленький гном» Цель: рассмотреть отношения в семье на примере сказочных героев. Составление рассказ из опыта «Много у бабушки с нами хлопот» с Матвеем Ш. Цель: совершенствовать умение составлять короткие рассказы о членах своей семьи. Беседа на тему «Моя семья» Цель: формировать умение уважительно относится к труду и занятиям членов семьи. С/р игра «Семья» Цель: формировать уважительное отношение к членам семьи, желание выполнять обязанности по дому. Воспитатели, родители, дети подготовительной группы Воспитатели
Вторник
27. 11 Утро:
Беседа на тему «Род и родословие» Цель: расширить представления детей о родственных отношениях; формировать интерес к своей родословной. Используя дидактический материал назвать родство, объяснить родственные отношения, ответить на вопрос «Что такое семья?» Ситуация общения «Чем мы можем порадовать своих родных» Цель: воспитывать стремление радовать старших своими хорошими поступками, выполнять постоянные обязанности по дому.
Закрепить знания домашнего адреса, имен и отчеств родителей, дедушек и бабушек с Матвеем Т.
Слушание песни «Семейный Альбом» (сл. М. Танича). чтение отрывка из стих-я А. С. Пушкина «Моя родословная»
Цель: формирование уважения к семье ее членам ч/з худ. произведения.
Д/и «Моя семья»
НОД: Конструирование. Тема: «Сердечки из бумаги» Программные задачи: Упражнять детей в умении работать с бумагой в технике плетении. Закреплять умения работать ножницами, использовать в своей работе шаблоны. Воспитывать аккуратность при работе с клеем. Содержание. Мотивация: Поможем железному дровосеку получить настоящее любящее сердце. Методы и приемы: игра «Веселый счет»изготовление сердечек из бумаги, рассматривание образца, описание этапов работы, физминутка. Анализ: Рассматриваем и обсуждаем готовые работы, отмечаем самые удачные поделки.
Утренник «Нет мамочки моей дороже»
Пальчиковая гимнастика «Моя семья» Цель: развитие мелкой моторики. Артикуляционная гимнастика «Бабушкино варенье» Цель: развитие артикуляционного аппарата.
Вечер: Ситуация общения на тему «Хозяйство семьи» Цель: познакомить с понятием «хозяйство семьи»; воспитывать уважение к труду и занятиям других членов семьи, стремление радовать своими поступками старших, воспитывать желание выполнять постоянные обязанности по дому.
Игра-драматизация "Найди свою маму" Цель: воспитывать чувство привязанности к самому близкому человеку - маме.
С. р/и "Выходной в семье". Цель: вызвать интерес детей к семейным традициям. Воспитатели, родители, дети, музыкальный руководитель. Музыкальный руководитель.
Среда
28. 11 Утро: Консультация по теме «Проблемы во взаимоотношении родителей и детей»
Ситуация общения «Уют в нашем доме» Цель: познакомить с предметами, создающими комфорт дома; умение соблюдать технику безопасности. Чтение русской нар. сказки «Гуси-лебеди». Беседа по сказке.
Игры с конструктором «Лего»
Строительная игра «Дом для всей семьи». Цель: развивать конструктивные способности, умение обыгрывать постройку.
НОД: Речевое развитие. Тема: «Рассказывание на тему: «Моя любимая игрушка» Программные задачи: Упражнять в умении отбирать соответственно теме факты из личного опыта, рассказывать связно, полно и выразительно. Упражнять в умении подбирать слова для характеристики тех или иных качеств и признаков. Закрепить правильное произношение звуков (в) и (ф, умение дифференцировать эти звуки на слух и в произношении. Воспитывать желание участвовать в беседе. Содержание. Мотивация: расскажем гостям о своих любимых игрушках. Методы и приемы: рассматривание внешнего вида игрушек, наводящие вопросы, придумывание имен игрушкам и запись их на листочке, рассказы детей о своих любимых игрушках, задание: подобрать названия предметов со звуком (в, (ф, физминутка. Анализ: Чей рассказ вам понравился больше всего?
Вечер: Просмотр мультфильмов «Маша больше не лентяйка», «Непослушный медвежонок».
Изготовление атрибутов для с. р/игры «Поездка всей семьи к морю» Цель: развивать способность планировать свои действия, умение договариваться. Воспитатели, родители, дети подготовительной группы Воспитатели
Четверг
29. 11 Утро: Беседа и заполнение схемы «Быт моей семьи» Цель: воспитывать стремление радовать старших своими хорошими поступками, выполнять постоянные обязанности по дому, уважительно относится к труду и занятиям членов семьи
Д/И «Скажи ласково» Цель: учить детей образовывать слова в уменьшительно-ласкательной форме. Чтение русской народ. сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
Рисование семейного портрета с Алиной С., Миланой М. Цель: развивать творческие способности.
Упражнение «Когда я стану мамой» Цель: развивать воображение, фантазию, воспитывать уважение и любовь к своей семье. Разучивание стих-й о членах семьи.
Чтение художественной литературы: Э. Успенский «Дядя Федор, пес и кот» В. Осеева «Сыновья», «Хорошее». Цель: формировать представления о семейных взаимоотношениях ч/з худ. слово
Вечер: Театрализация р. н. сказки «Репка» Цель: упражнять в умении подражать героям сказки, согласовывая движения с текстом, формировать эмоциональное воспроизведение.
Просмотр мультфильма «Встречайте бабушку». Цель: формировать уважение к родственникам к старшим, на примере героев мультфильма. Воспитатели, дети подготовительной группы Воспитатели
Пятница
30. 11 Утро:
Организация выставки «Родословное дерево»
Инд беседы с родителями «Маршрут выходного дня. Гуляйте и наблюдайте»
Чтение татарской народ. сказки «Три дочери». Беседа по сказке.
Д/И «Кто что делает?», «Собери семью» Цель: закрепить знания о членах семьи с Ильей Ш.
НОД: Социальный мир. Тема: «Род и родословие» Программные задачи: Закреплять представления о родственных отношениях. Формировать элементарные представления о том, что такое род и родословие, о происхождении фамилии, традициях и обычаях. Воспитывать любовь и уважение к членам семьи. Содержание. Мотивация: Загадывание загадки «Репка» Методы и приемы: беседа о семье, о членах семьи, использование памятки по составлению родословного дерева. Слушание песни «Семейный альбом» Танича. Стих-е А. С. Пушкина «Моя родословная», чтение сказки Ушинского «Лиса и козел», вопросы по рассказу, физминутка. Анализ: О чем мы с вами беседовали? Что было самое интересное.
НОД: Рисование. Тема: «Моя семья» Программные задачи: Вызвать желание нарисовать свою семью. Упражнять в умении самостоятельно выбирать сюжет и технику исполнения рисунка. Закреплять умения располагать «сюжет» на всем листе бумаги, выделять главное, выбирать цветовое решение. Воспитывать эстетический вкус. Содержание. Мотивация: Кого вы любите больше всего на свете? Методы и приемы: рассматривание семейных фотографий, д/и «Назови ласково», объяснение последовательности рисования и расположения сюжета на листе, физминутка, практическая деятельность детей. Анализ: Выставка на тему «Моя семья», Что самое сложное было в рисовании семьи? Чья работа вам понравилась больше всего? Почему?
Чтение художественной литературы: В. Катаев «Цветик-семицветик» Цель: воспитывать положительные качества, любовь и уважение к близким ч/з худ. произведение.
Вечер: «Семейные посиделки» Цель: формировать представение о своей родословной, знания о своих близких родственниках, умение рассказывать, используя родовое дерево.
Мастерская «Умелые ручки» Цель: учить изготавливать поделки ко Дню матери «Букетики настроения» Цель: развивать умение вырезать детали по контуру, воспитывать аккуратность в работе, желание делать приятное маме. Просмотр мультфильмов: «Осторожно, обезьянки!», «Мама для мамонтёнка». Ситуация общения «Семейное дерево». Цель: формировать к своей родословной, представление о семейных традициях.
С. р/и «Дочки-матери» Воспитатели, родители, дети подготовительной группы Воспитатели, родители
Приложение 1.
Методическое обеспечение проекта
Материалы для проведения бесед: иллюстрации, сюжетные картины на тему «Моя семья», фотоальбомы, художественная литература, схемы родословного древа каждой семьи.
Воспитательные мероприятия: «Семейные посиделки»