Виктория Каргина
Краткосрочный проект в младшей группе «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Краткосрочный информационно-практико-ориентированный проект.
«Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ»»
Подготовил воспитатель:
Каргина В. Б.
МБДОУ №6 «Улыбка»
Г. Пролетарск, Ростовской области
Проблема:
Публикация «Краткосрочный проект в младшей группе „Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ“» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Адаптация. Проекты
- Младшая группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Ребенок растет, вместе с ним растут и проблемы. Очень важная проблема- это адаптация к детскому саду. Поэтому, отправляясь с ребенком в детский сад, родители понимают, что в его жизни происходит множество изменений. Из знакомой, привычной для него семейной среды он попадает в среду дошкольного учреждения. Ребенок должен приспособиться к изменениям, произошедшим в его жизни.
Актуальность: выбранной темы заключена в том что, процесс адаптации ребенка к ДОУ имеет свои сложности, что обусловливает важную роль педагогической поддержки ребенка в этот период. Необходима такая организация жизни ребенка раннего возраста в учреждении, которая обеспечит наиболее адекватное, и почти безболезненное приспособление к новым условиям; позволит сформировать положительное отношение к детскому саду и навыкам общения, не только со взрослыми людьми, но и со сверстниками. Очень важно, чтобы этот переход был органичным и не травмирующим для ребенка. Педагоги и родители должны помнить, что упущенное в воспитании малыша ничем потом не восполнишь. «Ранний детский возраст является одним из ключевых в жизни ребенка и во многом определяет его будущее психологическое развитие», В. С. Мухина.
Итак, необходимым условием для эффективного руководства процессом привыкания к детскому учреждению и сохранению здоровья ребенка в адаптационный период является продуманная система педагогических воздействий, в которых главное место занимает организация деятельности ребенка, отвечающая потребностям, которые определяют его поведение.
Цель: Создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ.
Задачи:
1. Создать условия, обеспечивающие ребенку физический и психологический комфорт для облегчения периода адаптации к условиям ДОУ.
2. Формировать у детей культурно-гигиенические навыки.
3. Закладывать основы доброжелательного отношения детей друг другу.
4. Создание системы взаимодействия с родителями.
5. Организация воспитательно-образовательного процесса в соответствии с возрастными особенностями детей раннего возраста.
6. Учить вводить детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога, активизировать желание искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом).
Проект будет использован в следующих видах деятельности: игровой, совместной, двигательной, продуктивной, творческой.
Участники проекта :
Воспитатель: Каргина В. Б., дети, родители.
Вид проекта : фронтальный, среднесрочный (август-декабрь)
Тип проекта : информационно-практико-ориентированный, познавательно- творческий.
Методы: наглядный, словесный, практический, интерактивный.
Формы:
- Консультирование — повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации.
-Подбор специальной психолого-педагогической литературы по вопросу адаптации детей к детскому саду
- Целевые прогулки, экскурсии по территории детского сада.
-Проведение НОД по данной направленности.
-чтение художественной литературы;
- творческая мастерская по изо-деятельности;
- дидактические игры;
-выставки творческих работ;
- фотовыставка
- культурно-досуговые мероприятия
-Спортивные мероприятия
-анкетирование и консультации для родителей;
- Беседы. - адаптационные карты;
-картотека подвижных игр;
- картотека развивающих игр;
- физкультминутки;
- пальчиковые игры;
-игры с песком;
-сенсорное оборудование (пирамиды, вкладыши, конструктор лего, автомобили и т. д);
- информационно-коммуникационные технологии (мультимедиа).
Этапы реализации проекта :
1 этап – организационный:
- создание базы данных о будущих воспитанниках;
- родительское собрание по теме «Адаптация детей в дошкольной образовательной организации»;
- мероприятия, проводимые в период адаптации;
- накопление информации и материалов
- картотека игр: дидактические, развивающие, подвижные, пальчиковые и т. д.
- консультация для родителей по проблеме адаптации детей в образовании организации;
- оформление адаптационных карт на каждого ребенка.
2 этап – основной:
- ликвидация всех неблагоприятных последствий (с целью повышения функциональных и адаптационных возможностей организма);
- упражнение с использованием сенсорных элементов;
- организация режимных моментов: утренняя гимнастика, проведение игр, засыпание.
План реализации проекта
Образовательная область Виды деятельности Задачи
Социально-коммуникативное
развитие Дидактические игры:
- «Накормим куклу Катю»;
- «Покатаем куклу на машине»; «Уложим куклу спать», «Чей домик?», «Кто спрятался?»
«Отгадай и назови».
Пальчиковые игры:
- «Этот пальчик дедушка»;
- «Пальчик - мальчик», «Капуста», «Мы делили апельсин».
Дидактические игры:
- «Поможем кукле Кате одеться на прогулку».
Рассматривание сюжетных картинок:
- «Играем вместе». - содействовать накоплению опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками;
- обогащать чувственный опыт детей в играх с дидактическим материалом;
- развивать наблюдательность, внимание и память.
- Воспитывать добрые чувства, заботу друг к другу;
- привлечение родителей к оснащению кукольного центра.
- Развивать интерес к сверстникам;
- знакомство с правилами безопасного взаимодействия друг с другом.
Познавательное развитие Дидактические игры:
- «Чудесный мешочек»;
- «Построим домик для котика»;
- «Угостим сметаной киску»;
- «Чьи детки»;
- «Подбери такую же картинку».
- формировать представления о предметах ближайшего окружения;
- развивать тактильные ощущения;
- обогащать сенсорный опыт, знакомя с предметами.
Речевое развитие Чтение потешки:
- «Кто у нас хороший»;
- «Чики – чикичикалочки»;
- «Поехали, поехали»;
- «Зайка к деткам подбежал»;
- «Где же, где наши ручки».
Потешка:
- «Водичка, водичка»;
- «Мыльные пузыри»;
- «Ладушки, ладушки».
Упражнения на звукоподражание: пи-пи, мяу, ко-ко, ква-ква, ку-ка-ре-ку.
Формирование словаря:
- «Принеси Машеньке вазочку для варенья»;
- «Возьми красный карандаш»;
- «Спой песенку маленькому медвежонку».
Называть их местоположение: - «Грибок на верхней полочке, высоко». У кого какая мама-домашние животные», «Что мы делаем утром, днем и вечером в детском саду» - Создать благоприятные условия для эмоционального контакта с детьми;
- формировать умение отвечать на вопросы, подводить к обобщающему понятию;
- развивать умение повторять фразы, активизировать слова детей за счет звукоподражания героев потешки;
-развивать умение детей по словесному указанию педагога находить предметы по названию, цвету, размеру
Художественно-эстетическое развитие Конструктивно - модельная деятельность:
- «Мебель для кукол»;
- «Машина»;
- «Дорожки длинные и короткие».
Слушание:
- муз. Е. Макшанцева
«Дождик»
- муз. И. Арсеева
- «Колокольчик»;
- «Воробушки».
- муз В. Верховенца «Ай - да»
Изобразительная деятельность:
- знакомство с изобразительными материалами, со свойствами краски; с правилами работы кисточкой, карандашом.
- знакомство с пластилином, его свойствами и правилами работы с этим материалом.
- рисование дорожки следов кисточкой;
- лепка «колбаски». - Знакомить с мебелью;
- учить создавать постройки, накладывать детали друг на друга и ставя их рядом по образцу;
- обыгрывать постройки;
- общаться в диалоге с воспитателем, со сверстниками;
- развивать эмоциональность и образность восприятия музыки через движения;
- развивать интерес к музыкальным произведениям.
Развитие интереса к различным видам изобразительной деятельности; совершенствование умений в рисовании, лепке, аппликации, художественном труде;
- формирование умения бережно относиться к материалам, правильно их использовать
Физическое развитие Тематическая утренняя гимнастика:
- «Дети спрятались»;
- «Птички».
Подвижные игры:
- «Спрячем игрушку»;
- «Догони мяч»;
- «Солнышко и дождик»;
- «Птички и автомобиль».
Хороводные игры:
-«Пузырь»,
-«Каравай»,
-«Карусели».
- Поддерживать игровую мотивацию, положительный настрой;
- создать благоприятного психологического климата в группе;
- поддерживать игровую мотивацию, положительный настрой;
- развивать двигательную активность с целью укрепления здоровья;
- воспитывать доброжелательные отношения друг к другу;
- формировать внимание и умение действовать по правилам игры.
3 Этап - заключительный
- подведение итогов;
- разработка рекомендаций для родителей (соблюдения единства требований воспитания в дошкольной организации и дома);
Ожидаемый результат:
- преодоление психологического барьера в период адаптации;
- формирование положительного отношения воспитанников к дошкольной организации;
- расширение жизненного опыта детей, обогащение чувственного мира;
- снижение уровня заболеваемости;
- привлечение родителей (законных представителей) к участию в жизни группы и дошкольной организации.
Заключение:
Анализируя проделанную работу можно сделать выводы:
Тема проекта была выбрана с учетом возрастных особенностей детей раннего возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды деятельности (игровую, познавательную, художественно-речевую, музыкально-игровую); отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей, дети проявляли интерес и желание играть, возросла речевая активность детей, что положительно повлияло на самостоятельную игровую деятельность детей.
В ходе реализации данного проекта адаптация детей к детскому саду прошла без осложнений; эмоциональное напряжение детей понизилось, игра помогла детям успокоится, развить коммуникативные способности. Дети стали общаться друг с другом.
Список литературы:
-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
детского сада комбинированного вида №6 «Улыбка»
г. Пролетарска Пролетарского района Ростовской области
на 2019 – 2020 учебный год
-Белкина Л. В. Адаптация детей раннего возраста в условиях ДОУ. Практическое пособие. – Воронеж: Учитель, 2004.
-Волосова Е. Развитие ребёнка раннего возраста (основные показатели). – М. : Линка-Пресс, 1999.
- Губа Г. И. Комплексные развивающие занятия для детей раннего возраста от 1,5 до 3 лет. Учебно-методическое пособие. – М. : Педагогическое общество России, 2004.
-Павлова С. В., Савинцева Е. А. Комплексные развивающие занятия для детей раннего возраста. Детский клуб «Умка». – Учебно-методическое пособие. – М. :
-Педагогическое общество России, 2010. – 80с.
-Роньжина А. С. Занятия психолога с детьми 2-4х лет в период адаптации к дошкольному учреждению. – М. : ООО «Национальный книжный центр», 2012. – 72с.
-Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. – М. : Мозаика-синтез, 2011. – 56с