МААМ-картинки

Краткосрочный проект «Волшебный мир песка. Путешествие в песочную страну» для старших дошкольников

Лариса Николаевна Сергиенко
Краткосрочный проект «Волшебный мир песка. Путешествие в песочную страну» для старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Талаковский ясли-сад «Зернышко»

Комбинированного типа администрации г. Мариуполя

Краткосрочный проект

Тема: «Волшебный мир песка. Путешествие в песочную страну»

(«Песочная терапия в развитии творческих способностей

детей старшего дошкольного возраста»)

(01.02 – 19.02. 2024 г.)

Разработала:

Воспитатель логопедической группы

Сергиенко Л. Н.

Мариуполь 2023г.

К. Д. Ушинский писал:

«Самая лучшая игрушка для детей – куча песка!»

Игра ребенка с песком известна с давних времен и представляет собой один из наиболее излюбленных детьми видов творческой активности. Использование методов песочной терапии в работе с детьми раннего возраста, является самым доступным и естественным способом развития и само терапии.

Взаимодействуя с песком, развиваются творческие способности ребенка. И это естественно, ведь дети особенно нуждаются в песочнице, так как в ней они «проигрывают» свои чувства и эмоции, которые им пока сложно выражать в силу возрастных особенностей. Создавая «песочные страны», ребёнок входит в диалог с окружающим миром, и взрослый получает уникальную возможность увидеть мир глазами ребёнка и научиться Терапия (синоним лечение) — это процесс, желаемой (но не всегда достигаемой) целью которого является облегчение, снятие или устранение симптомов и проявлений того или иного заболевания, патологического состояния или иного нарушения жизнедеятельности, нормализация нарушенных процессов жизнедеятельности и выздоровление, восстановление здоровья.

Терапия используется в разных интерпретациях в области медицины, психологии, психиатрии и других сферах связанных с нормализацией жизненных и социальных процессов. Например, существуют следующие виды арт-терапии: изо терапия; песочная терапия.

Песочная терапия — один из методов психотерапии, возникший в рамках аналитической психотерапии. Это способ общения с миром и самим собой; способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, что повышает уверенность в себе и открывает новые пути развития. Песочная терапия дает возможность прикоснуться к глубинному, подлинному Я, восстановить свою психическую целостность, собрать свой уникальный образ, картину мира.

Автор метода песочной терапии, швейцарский юнгианский аналитик Дора Кальфф, считает что «картина на песке может быть понята как трехмерное изображение какого-либо аспекта душевного состояния. Неосознанная проблема разыгрывается в песочнице, подобно драме, конфликт переносится из внутреннего мира во внешний и делается зримым».

Игры с песком – одна из форм естественной активности ребёнка. Именно поэтому можно использовать песочницу, проводя коррекционные, развивающие и обучающие занятия. Строя картины из песка, придумывая различные истории, в наиболее органичной для ребёнка форме передаются знания и жизненный опыт, познаются законы окружающего мира [6, 4]. Взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние ребенка, улучшает самочувствие взрослых и детей. Всё это делает песочную терапию прекрасным средством для развития и саморазвития человека

Целью коррекционной деятельности является развитие творческих способностей детей через использование метода песочной терапии.

Актуальность:

Взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние ребенка. Игры с песком позитивно влияют на «эмоциональное самочувствие, и это делает его уникальным средством для развития ребенка, в оптимальном комбинировании различных методов и приемов профилактики психоэмоционального напряжения и в использование метода песочной терапии в работе с детьми дошкольного возраста с целью развития их творческих способностей

Песок обладает замечательным свойством «заземлять» негативную психическую энергию. Использование песочницы даёт комплексный образовательно-терапевтический эффект.

На песочном «листе» перед педагогом раскрывается внутренний мир ребенка. Этот мир становится реально осязаемым.

Для достижения поставленной цели необходимо решение

следующих задач:

1. Изучение взглядов и рекомендаций исследователей по проблеме арт-терапии;

2. Подбор и адаптация приемов игровой деятельности с песком для детей дошкольного возраста;

3. Профилактика и преодоление стрессовых состояний, содействие снижению эмоционального напряжения у детей, используя игры с песком;

4. Формирование активной позиции родителей по отношению к процессу коррекции детей, к повышению их творческих способностей.

Данный проект рассчитан на детей дошкольного старшего возраста, родителей, педагогов. Проект раскрывает формы работы и особенности ее организации с детьми дошкольного возраста:

• с помощью игр с песком на групповых профилактических мероприятиях,

• во время индивидуальной коррекционно-развивающей работы с воспитанниками,

• на совместных тренингах с родителями,

• на педагогических советах,

• индивидуальных консультациях.

Условия реализации.

Условиями реализации предложенного проекта являются следующие:

• организация предметно-развивающей среды в ДОУ,

• осуществление коммуникативно-диалоговой основы взаимоотношений дошкольников с взрослыми и сверстниками,

• создание единого ценностно-смыслового сотрудничества педагогов и родителей;

• включение в целостный педагогический процесс разнообразных форм и методов работы с песком.

Содержание проекта.

Материально-техническое обеспечение:

-кинетический песок, пластиковые разносы.

-Интерактивная песочница. Чистый просеянный песок. Он не должен быть слишком крупным или слишком мелким. Песком заполняется меньшая часть ящика, он может быть влажным или сухим.

-«Коллекция» миниатюрных фигурок, желательно, не более 8 см высотой. В набор входят: человечки, здания, животные, транспорт, растения, сказочные герои, злые и добрые, различные геометрические фигуры, природный материал - камешки, веточки, шишки - все, что может быть использовано в песочных играх;

-дидактические пособия.

Методическое обеспечение:

-теоретическая и методическая литература.

Участники проекта: дети старшей логопедической группы, воспитатели, родители детей.

Предмет исследований:

Интерактивная песочница, кинетический песок, набор миниатюрных предметов и игрушек.

Название проекта «Волшебный мир песка»

Вид проекта Творческий, коррекционный

Цель проекта Развитие творческих способностей и коммуникативных навыков ребенка, коррекция его эмоционально-волевой сферы.

Задачи проекта · Развивать тактильную «чувствительность» как основу развития «ручного» интеллекта ребенка.

· Формировать познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление).

·Развивать творческие способности детей;

. Обогащать и активизировать словарь детей.

. Формировать представления об окружающем мире.

Сроки и этапы

реализации проекта

Проект краткосрочный 01.02—19.02.2024 г.

Исполнители

проекта Дети разновозрастной логопедической группы, их родители

Ожидаемые конечные результаты

реализации проекта Развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков, стабилизация (или укрепление) эмоционально-волевой сферы.

Противопоказания:

1. Высокий уровень тревожности.

2. Кожные заболевания и порезы на руках.

3. Аллергия на пыль и мелкие частицы.

4. Астма.

Этапы проекта:

1 этап –(организационный) поисково-теоретический

• Изучение и анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме

• Подбор необходимого дидактического инструментария.

2 этап -подготовительный (предварительная работа детьми).

• Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта, целенаправленности, систематизации образовательного процесса;

• Планирование деятельности.

3 этап –творческий (практическая работа: беседы, консультации, занятия).

• реализация проекта

4этап –- заключительный (обобщение результатов работы).

• Подведение итогов и анализ результатов проекта

Работа с детьми:

• Организованная образовательная деятельность с детьми;

• Подгрупповая и индивидуальная совместная деятельность с детьми;

• Самостоятельная игровая деятельность детей;

Условия работы с детьми:

• Согласие и желание ребенка.

• Специальная подготовка педагога, его творческий подход к проведению занятий.

• У детей не должно быть аллергии на пыль от сухого песка, кожных заболеваний и порезов на руках.

Виды работы в педагогической песочнице:

– конструирование из песка;

– рисование песком и на песке;

– экспериментирование;

– составление узоров на песке;

– создание картин на песке

– создание песочных композиций.

Методы и приемы песочной терапии:

• Исследовательская, практическая деятельность, включающая в себя работу с раздаточным материалом (совочки, формочки, кисточки, элементы экспериментирования, наблюдения;

• Игровая деятельность (обыгрывание ситуаций, инсценировка, элементы театрализации);

• Словесные методы (беседы, рассказ педагога, чтение произведений литературы, использование фольклорного жанра)

• Наглядные методы (показ игрушек, рассматривание картин и иллюстраций, моделирование).

Формы работы с детьми во время проведения занятий с использованием

арт-терапии:

1. Сюжетные игры – «Строим дорожку», «Норки для мышат». Освоив простую постройку, даем усложнение с использованием дидактического материала (камушки, шарики, мелкие игрушки от «киндер-сюрпризов» и т. д.).

2. Игры-забавы – «Найди предмет», «Найди сюрприз», «Забавные следы».

3. Дидактические игры-упражнения - «Узоры на песке», «Я рисую мир».

4. Рассказывание «песочной сказки»

5. Рисование песком – хорошо просушенный и просеянный песок насыпаем на световой планшет и рисуем пальчиком картинку.

6. Конструирование из песка.

План работы

Январь-февраль - предварительная работа: разработка плана мероприятий, конспектов по теме проекта (17.01-30.01.2023г.)

- подбор и изготовление атрибутов и пособий (25.01-30.01)

-консультация для родителей «Песочная терапия в развитии детей дошкольного возраста».(05.02)

- Обзор методической литературы и дидактических пособий (30.01-31.01)

-создание картотеки игр в педагогической песочнице (01.02-06.02)

-Знакомство с правилами игры с песком. (01.02.)

февраль -Наблюдение за песком: Игра «Волшебная страна».(01.02.24)

Игра-занятие с песком: «В гостях у сказки»

- Дидактическая игра-упражнение: «Рисуем на песке»(02.02)

-Игра – упражнение «Волшебные ладошки.» (14.02.)

-Игра-забава «Найди предмет»

- Рассказывание «Песочной сказки»( 05.02)

-Сюжетная игра «Норки для мышат» (15.02)

-Игра-упражнение «Узоры на песке» (06.02

-Игра –забава «Разные следы»

-«Сказка о песочной стране»7.02

- Игра- упражнение «Мои мечты» (16.02)

- Игра –забава «Найди сюрприз»8.02

-фотовыставка продуктов проектной деятельности 16.02

-Консультация для родителей «Безопасные игры детей в песочнице».(13.02)

-итоговая игра-забава «Путешествие в песочную страну» 19.02

Литература

1. Аромштам,М. «Игры на влажном песке»/М. Аромштам. / /Дошкольное образование: издательского дома «Перое сентября».2006.№ 12. С. 6. Дошкольное образование – игры – психология – психотерапия-песочная психотерапия- занятия

2. Епанчинцева О. Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. –СПб. : «Детство-Пресс», 2010

4. Васильченко,Л. «Песочная терапия как средство развития деятельности ребёнка» /Л. Васильченко /Развитие и коррекция-2001.-вып. 10.-С. 42-47.

5. Грабенко,Т. М. «Игры с песком, или песочная терапия» /Т. М. Грабенко/ /Дошкольная педагогика. -2004.№5.

6. Жителева,С. С. «Песочная терапия» /С. С,Жителева/ /Ребёнок в детском саду. -2006.-№4.

8. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Путь к волшебству» СпБ «Речь», 1998

9. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Чудеса на песке. СПб. : «Речь», 2005

Публикации по теме:

Конспект занятия «Путешествие в песочную страну» с использованием песочной анимации, песочной терапииКонспект занятия «Путешествие в песочную страну» с использованием песочной анимации, песочной терапии Конспект педагога-психолога Левченкова Владимира Владимировича (при использовании данного материала обязательна ссылка на автора, сайт.

Фотоотчет «Путешествие в песочную страну»Фотоотчет «Путешествие в песочную страну» Цель нашего путешествия: создание эмоционального комфорта для детей. Задачи: развивать мелкую моторику во время игр с песком, развитие.

Квест-игра «Путешествие в страну финансов» для старших дошкольниковКвест-игра «Путешествие в страну финансов» для старших дошкольников Квест-игра: “Путешествие в страну финансов” Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста. Финансовая грамотность-это.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Краткосрочный проект «Волшебный мир песка. Путешествие в песочную страну» для старших дошкольников
Опубликовано: 17 января 2025 в 10:07
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Краткосрочный проект «Волшебный мир песка. Путешествие в песочную страну» для старших дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Лариса Николаевна Сергиенко (УИ 3316332) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
18 января 2025 суббота
Лепим, клеим и рисуем снеговиков
19 января 2025 воскресенье
Всемирный день снега и день зимних видов спорта!
С Крещением!
Какой ваш любимый зимний вид спорта?



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД