Татьяна Михайлова
Краткосрочный проект «Путешествие в сказку Дьенеша» во второй младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация к проекту
«Путешествие в сказку Дьенеша»
во второй младшей группе
Актуальность.
Современные требования к развивающему обучению в период дошкольного детства диктуют необходимость создания новых форм игровой деятельности, при которой сохранялись бы элементы познавательного, учебного и игрового общения. Блоки Дьенеша помогают ребенку овладеть мыслительными операциями и действиями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития.
Публикация «Краткосрочный проект „Путешествие в сказку Дьенеша“ во второй младшей группе» размещена в разделах
Практическая значимость.
Проект позволяет : закрепить представления о свойствах геометрических фигур (цвет, форма, размер); сравнивать группы предметов; формулировать цель и планировать свою деятельность; воспитывать интерес детей к элементарной математической деятельности; развивать познавательные способности детей в исследовательской деятельности, устанавливать простейшие причинно – следственные связи.
Инновационная направленность. Проект направлен на повышение уровня познавательных способностей детей младшего дошкольного возраста посредством развивающих игр – логические блоки Дьенеша.
Степень распространения: МБДОУ «Детский сад «Сказочная поляна» (март 2016 года, муниципальный, региональный, всероссийский.
Продолжительность проекта : 1 неделя (краткосрочный).
Тип проекта : игровой.
Авторы проекта : Михайлова Т. Е.
Участники проекта : дети, педагоги, родители.
Возраст детей: дети второй младшей группы.
Цель проекта : Закрепление представлений о свойствах предметов: цвет, форма, размер. Познакомить детей и родителей с блоками Дьенеша.
Задачи:
• для детей:
Образовательные
- Закрепить представление о свойствах геометрических фигур (цвет, форма, размер);
-Продолжать учить находить один и много предметов в специально созданной обстановке, обозначать совокупности словами один, много;
- Формировать навык полных ответов на вопросы;
- Счет до 3 – ех;
- Расширить словарный запас детей, связную речь и грамматический строй речи в процессе проектной деятельности;
- Сравнение групп предметов;
- Учить детей формулировать цель и планировать свою деятельность.
Воспитательные
- Воспитывать интерес детей к элементарной математической деятельности;
- Воспитывать эмоциональную отзывчивость на полученную информацию.
Развивающие
- Развивать навыки самоконтроля, умения работать в коллективе, сотрудничать и договариваться;
- Развивать познавательные способности детей в исследовательской деятельности;
- Развивать эмоциональный интерес к деятельности и позитивные навыки взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
- Развивать внимание, память детей, наглядно – образное мышление, устанавливать простейшие причинно – следственные связи.
• для педагогов:
- Ознакомить с современной методической литературой по теме «Блоки Дьенеша»;
- Повышать педагогическую грамотность в вопросах ФЭМП;
- Повышать профессиональный уровень по проектной деятельности.
• для родителей:
- Включить в воспитательно – образовательный процесс;
- Участвовать совместно с детьми при создании продуктов проектной деятельности;
- Создать информационные листы.
Форма проведения итогового мероприятия проекта :
Показ итогового занятия по ФЭМП.
Название итогового мероприятия проекта :
«Путешествие в сказку».
Продукты проекта :
• для детей:
- фотовыставка «Я - математик»;
- аппликация «Больница»;
- рисование «Скворечник»;
- лепка «Машина».
• для педагогов:
- презентация проекта.
• для родителей:
- итоговое мероприятие;
- создание фотовыставки «Я - математик».
Ожидаемые результаты по проекту
• для детей:
- приобретение необходимых знаний и представлений о геометрических фигурах;
- умение решать предложенные задачи в совместной деятельности;
- желание детей участвовать в проектной деятельности;
- проявление эмоциональной отзывчивости на результат своей деятельности (познавательной, творческой, исследовательской, поисковой, игровой);
- овладение необходимыми коммуникативными умениями и навыками взаимодействия со взрослыми и детьми;
- подвести детей к самостоятельному использованию игровых пособий «Блоки Дьенеша».
• для педагогов:
- повышение профессионального уровня по проектной деятельности;
- расширение и углубление знаний о блоках Дьенеша.
• для родителей:
- установление эмоционального контакта с детьми.
Этапы реализации проекта
«Путешествие в сказку Дьенеша»
1 этап - подготовительный
Участники проекта Задачи проекта Средства решения, мероприятия
Дети Выявление уровня представлений детей о геометрических фигурах (цвет, форма, размер).
Счет до 5.
Подборка наглядно-дидактического материала. Художественной литературы, репродукций картин.
Организация развивающей среды в группе. Обсуждение проблемы, вживание в игровую ситуацию.
Подбор методической литературы.
Организация развивающей среды.
Что мы знаем о
геометрических
фигурах?
Геометрические фигуры нас окружают повсюду. Мы узнали о них на занятиях математики.
Что хотим узнать?
• Для чего нужны геометрические фигуры?
• Где мы их встречаем?
Что нужно сделать, чтобы узнать?
1) Спросить у взрослых.
2) Понаблюдать.
3) Прочитать в книжке.
Посмотреть по телевизору мультфильмы.
Родители Познакомить со структурой проекта, его образовательными задачами для детей и педагогическими задачами для родителей. Обсуждение и принятие названия проекта.
Выбор возможных источников информации.
2 этап – основной
Понедельник
Дети Познавательное развитие
• Беседа: «Круг и квадрат».
• Игра «Найти предмет в группе».
Речевое развитие
• Дидактическая игра «Математическое лото».
• Рассматривание иллюстрации на тему «Геом. фигуры вокруг нас».
Здоровье
• Физкульт. минутка.
Социально – коммуникативное развитие
Дидактические игры «Сложи узор».
Сюжетно-ролевая игра «Магазин»
Художественно – эстетическое развитие
Рисование «Скворечник».
Музыкально – дидактическая игра «Отгадай, где путешествовал Мишка».
Родители Проведение с детьми математических игр в домашних условиях.
Вторник
Дети Познавательное развитие
Беседа: «Треугольник и прямоугольник»
Дидактическая игра «Разрезные картинки»
Речевое развитие
Чтение и просмотр иллюстраций к сказке «Теремок».
Социально - коммуникативное развитие
• Проблемная ситуация «Если бы у нас не было геометрических фигур»
• Рассматривание схем построек из геометрических фигур.
Художественно-эстетическое развитие
Аппликация «Больница».
Физическое развитие
Подвижная игра «Кот и мыши».
Родители Изготовление игрового материала для дидактических игр.
Среда
Дети Познавательное развитие
Игра – ситуация «Мишка в гости к нам пришел» и рассматривание схем по данной теме.
Дидактическая игра «Фигуры».
Речевое развитие
Ситуативные беседы «Что есть в доме».
Чтение З. Н. Александрова «Мой мишка», беседа о прочитанном.
Социально-коммуникативное развитие
• Сюжетно-ролевая игра «Полечим мишку».
Художественно-эстетическое развитие
Лепка «Машина». (Скорая помощь).
Физическое развитие
• Пальчиковая игра «Мишка». Карточка № 56.
• Дыхательная гимнастика – надуй воздушный шарик для мишки.
Родители Индивидуальная беседа «Свойства предметов (цвет, размер, форма)».
Четверг
Дети Познавательное развитие
• Беседа - закрепление «Для чего нужны геометрические фигуры»
• Просмотр мультфильма.
Речевое развитие
• Ситуативные беседа «Волшебные геометрические фигуры».
• Чтение Н. Н. Носов «Огурцы».
Социально-коммуникативное развитие
• Дидактическая игра «Фигуры - пазлы».
Художественно - эстетическое
• Музыка - слушание «Автомобили».
Физическое развитие
Упражнения для развития координации движений.
Родители Индивидуальная работа по сравнению групп предметов.
Пятница
Дети Познавательное развитие
Знакомство с игровым пособием блоки Дьенеша.
Речевое развитие
В. Катаев «Цветик – семицветик» и беседа по вопросам.
Социально-личностное
Сюжетно-ролевая игра «Теремок».
Художественно - эстетическое
Аппликация «Тарелочка для мишки».
Физическое развитие
Подвижная игра «У медведя во бору».
Проведение утренней гимнастики под современную музыку.
Родители Консультация для родителей по использованию блоков Дьенеша в домашних условиях.
3 этап - заключительный
Дети Формировать навыки использования блоков Дьенеша в самостоятельных играх.
Родители Включать родителей в воспитательно-образовательный процесс.
Материал, используемый при проведении проекта :
Картотека дидактических игр:
Игра «Найди лишнюю фигуру».
Детям поочередно показывают карточки с изображением геометрических фигур (круга, квадрата, треугольника, предлагают рассмотреть их и спрашивают: «Чем похожи фигуры? Чем отличаются фигуры? Какая фигура лишняя? Почему?».
Игра «Чудесный мешочек».
Я – чудесный мешочек,
Всем ребятам я дружочек.
Очень хочется мне знать,
Как вы любите играть.
В «чудесном мешочке» лежат геометрические фигуры разных цветов. Дети определяют геометрические фигуры на ощупь, затем достают их и называют цвета.
Игра «Собери по образцу».
Детям предлагают составить из геометрических фигур предложенные картинки.
Игра «Найди предмет такой же формы»
Детям предлагают в окружающем найти предметы определенной формы – круглой, квадратной, треугольной;
Игра «На что похоже»
Детям показывают геометрические фигуры и предлагают подумать и назвать, на что они похож, например, на туловище животного, на воздушный шарик.
Игра «Сложи узор».
Детям предлагают составить определенный узор из кубиков.
Игра «Фигуры – пазлы».
Игра «Математическое лото».
Раздаточный счетный материал.
Игровое пособие и иллюстрационный материал по блокам Дьенеша.
Результаты проекта :
В совместной работе дети активно и дружно работали, доводили начатое дело до конца, договаривались и сами планировали свои дела в разных видах продуктивной и познавательной деятельности, тем самым развивая в себе коммуникативные, познавательные способности.
Были разучены и освоены новые физкультминутки, подвижные и дидактические игры.
У детей улучшилась мелкая моторика рук, координация движений.
Были получены системные знания о геометрических фигурах.