Курина Татьяна Ивановна
Краткосрочный проект «Права ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад №27 «Солнышко»
Проект «Права ребенка в семье»
Автор воспитатель Курина Татьяна Ивановна
2019г.
1. Введение.
Одним из важнейших направлений сотрудничества детского сада и родителей является предупреждение нарушений прав ребенка в семье.
Публикация «Краткосрочный проект „Права ребенка“» размещена в разделах
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Права ребенка. Проекты, планы
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» март 2020
В ДОУ нужно вести правовое просвещение родителей, выявлять группы семей риска, в которых возможно или реально происходит нарушение прав ребенка.
2. Актуальность проекта.
Актуальность темы «Права ребенка в семье» заключается в необходимости разъяснения правового статуса личности ребенка, так как обладая всеми основными правами, требуют по отношению к себе особой защиты своих прав, чем взрослые люди. У ребенка нет физической и психологической зрелости. Дети отличаются зависимостью от опеки взрослых. Поэтому и права детей в чем-то глубже, шире, значительнее, «заботливее», чем права взрослого. Ребенок нуждается в любви и понимании. Общество обязало осуществлять заботу о детях.
3. Цели, задачи, ожидаемые результаты и продукты.
Цель. Познакомить родителей и детей с историей принятия Конвенции ООН «О правах ребенка» и правами, закрепленными в ней, формирование у детей и родителей понятийного аппарата и наглядно-образного представления о правах, закрепленных в Конвенции ООН.
Задачи проекта :
1. Изучить Конвенцию ООН «О правах ребенка».
2. Изучить материал глазами художников, писателей «О правах ребенка».
3. Создание условий для формирования у детей правовой компетентности.
4. Ознакомление детей в соответствующей их возрасту форме с социально – правовыми нормами и правилами поведения.
5. Воспитание у детей уважительного и терпимого отношения к людям независимо от их происхождения, языка, пола, возраста.
Задачи для родителей:
1. Закрепить умения родителей воспринимать ребенка, как личность;
2. Активизировать родителей в процессе работы по формированию правового сознания детей.
3. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
Ожидаемые результаты:
• Формирование у детей азов правовой культуры; навыков общения; чувств самоуважения и уважения к другим; развитие у детей способности рассуждать, сопоставлять, делать выводы.
• Понимание детьми информации, которая могла бы уберечь их от насилия и несправедливости со стороны взрослых.
• Формирование организационно-правовой основы взаимодействия родителей, детей, воспитателей.
• Активизация интересов детей и родителей в области прав и обязанностей.
• Приобретение теоретического опыта в работе по правовому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.
• Наработка дидактического материала, конспектов организованной образовательной деятельности по ознакомлению детей с Конвенцией о правах ребёнка.
• Повышение уровня правовой культуры родителей.
4. Аннотация проекта.
Процесс познания правовой культуры находит выражение в разнообразных формах собственной деятельности детей: игровой, художественно-игровой, драматизаций, продуктивной, трудовой деятельности. Дошкольники осваивают нравственные нормы через поисково-экспериментальную, проблемную и продуктивную деятельность. Дети включаются в решение простых творческих задач: отгадать, отыскать, раскрыть секрет, составить, смоделировать, видоизменить, сочинить.
Работа по развитию у детей представления об основах правового сознания нацеливает на последовательное введение ребенка в социальный мир. Например, предложить детям понаблюдать, как относятся близкие люди друг к другу, прощают ли они обиды, как их друзья относятся к обидчикам, что радует и что огорчает друзей и близких. Использование наблюдения учит детей выделять себя из окружающего мира, взаимодействуя с другими людьми благодаря своим органам чувств: определить цвет глаз, волос своего товарища, ощущать его тепло, воссоздавать зрительные образы. Этот прием способствует развитию эмпатии и эмоциональной отзывчивости у детей, а значит, и реализации права на дружбу, внимание, заботу.
Научить детей тонко ощущать изменение окружающего мира позволяет прием визуализации. Так, закрыв глаза, дети представляют, что они уменьшились в размерах до муравья и ползут по камню. Ощущая себя маленьким беззащитным муравьишкой, ребенок пытается поделиться своими впечатлениями. Дошкольники тонко воспринимают, что все живое нуждается в защите, а значит и люди, окружающие тебя, тоже требуют сочувствия, тепла и помощи.
Прием драматизации упражняет детей в умении "вчувствоваться" в другого, войти в его положение. Каждому ребенку присущ "театральный инстинкт" - стремление посредством игры побывать в роли другого, расширив тем самым границы своего бытия. Это помогает острее реагировать на поведение окружающих людей и животных. Размышления детей от лица природных объектов несут большую смысловую нагрузку.
Дети чувствуют экологическую значимость милосердного отношения к миру растений и животных, отмечая черствость тех людей, которые безжалостно вторгаются в природу и вредят ей. Приласкать, погладить, утешить, отвлечь, сказать теплые слова - это доступные формы объективно и субъективно направленного содействия нуждающимся в этом. Включение музыки помогает формировать осознанное отношение к душевным настроениям разных героев.
Все разделы работы взаимосвязаны и дополняют друг друга, хотя каждый имеет свою специфику, свою воспитательно-образовательную цель. Предварительная работа и работа на закрепление материала ведется только в повседневной совместной и самостоятельной деятельности детей, что позволяет избежать излишней заорганизованности детей. Занятия, игры, труд в повседневной деятельности организуются небольшими подгруппами детей, что способствует взаимообучению и взаимопроверке, стимулирует познавательное общение и взаимодействие детей.
Вся запланированная работа способствует тому, чтобы ребенок из пассивного, бездеятельного наблюдателя превратился в активного участника. Несмотря на всю сложность темы, при обучении детей использовала разнообразные методы и приемы:
-беседы с детьми на тему:
-«Я – ребенок, я имею право…»
-«Что такое права ребёнка»
-«Как дружить без ссоры»
-«У каждого есть имя»
-«Жизнь дана на добрые дела»
-просмотр иллюстраций по теме.
-использование сюжетов хорошо известных сказок (иллюстрации, видео, аудиокассеты, диафильмы);
-игры и проблемные ситуации для дошкольников:
-«Что такое хорошо и что такое плохо»
-«Не поделили игрушку»
-«Рядом с тобой друг»
-«Запрещается – разрешается»
-«Мы разные, но у нас равные права»
-«Я похож на тебя, но отличаюсь»
Форма занятий подвижная и меняется в зависимости от поставленных задач. Занятия включают нравственные задачи, так как любая учебная ситуация должна нести в себе момент воспитания. Основной принцип в работе - дать ребятам возможность познавать окружающий мир на их собственном опыте в конкретных делах, поступках.
Непосредственно организованная мной деятельность на тему "Я и моя семья" включал цикл мероприятий: «Мое право на имя», «Мое право на имя, отчество и фамилию», «Я имею право жить и воспитываться в семье», «Моя семья», направленные на элементарное ознакомление с правом ребенка, как общечеловеческой ценностью, условием жизнедеятельности и регулятором общественных отношений. Цикл включал непосредственно организованную деятельность, беседы-размышления, игры-путешествия, проблемно-поисковую деятельность, индивидуальные образовательные мероприятия с детьми. Воспитательно-образовательный процесс проходил в форме игровых и познавательных ситуаций, способствующих осмыслению детьми прав ребенка, развитию у них чувства собственного достоинства, терпимости и уважения ко всем людям. Учитывая возрастные особенности детей, я проводила ознакомление с правами ребенка на примере хорошо знакомых литературных произведений, подобрала знакомые детям сказки, в которых сюжет отражает определенные социальные явления. Этим требованиям отвечают многие произведения, например, «Три поросенка» - право на жильё, «Красная Шапочка», «Волк и семеро козлят» - право на жизнь, «Буратино» - право на образование, «Заюшкина избушка» - право на неприкосновенность жилища, «Золушка» - право на отдых, «Доктор Айболит» - право на медицинскую помощь и т. д.
Большую часть времени я посвящаю практике: сюжетно-ролевым и другим творческим играм, практическим делам, различным творческим конкурсам, соревнованиям, а также беседам, рассказам, спорам, учитывая при этом эмоциональное восприятие.
Начиная работу с семьей по изучению Конвенции о правах ребенка, я провела предварительное анкетирование среди родителей с целью, выявления информированности о данном правовом документе. Было опрошено 25 родителей моей группы.
Выявлено:
36% (9 чел.) - не знают о существовании Конвенции о правах ребенка.
44 % (11чел.) – слышали, но в его содержание не вникали;
20% (6 чел.) – знают о существовании Конвенции о правах ребенка.
Исходя из первоначальных показателей, и того, что родители являются гарантом соблюдения Конвенции, я наметила следующую задачу: разъяснение Конвенции о правах ребенка, как правового документа социально – нравственного и педагогического значения.
Предложив родителям ответить на вопрос: «Через какие формы работы Вам хотелось бы получить информацию о Конвенции», я выяснила, что родители, прежде всего, хотели бы поучить теоретические знания. Затем родители заинтересованность к таким формам работы, где бы они непосредственно были активными участниками вместе со своими детьми. Поэтому в план моей работы включены такие мероприятия, как диспуты, беседы – тренинги, совместное проведение праздников, оформление выставок.
Подводя итоги работы с родителями, я отметила, что наиболее эффективными формами оказались совместные мероприятия, где родители и дети были активными участниками, и где ребенок выступал как полноправная, полноценная личность. Взаимоотношения между детьми и родителями постепенно переходили от авторитарного стиля к демократическому, т. е. к личностно - ориентированному взаимодействию взрослого и ребенка
5. Этапы реализации проекта программы.
1 этап проекта : подготовительный.
• Изучение нормативно-правовых документов по соблюдению прав ребёнка в РФ.
• Создание подборки методической литературы и пособий по ознакомлению детей с правами (на имя, семью, жилище (дом, здравоохранение, образование и отдых).
• Проведение анкетирования среди родителей с целью выявления их отношения к нарушению прав ребёнка, их юридической грамотности и компетентности.
• Беседа с детьми по выявлению их представлений о собственных правах.
• Разработка программы проекта «Ваши права, дети!» по ознакомлению детей с Конвенцией о правах ребёнка.
2 этап проекта : практический.
• Ознакомление детей и родителей с правами ребёнка на имя, семью, жилище (дом, здравоохранение, образование и отдых, опираясь на Конвенцию по правам ребёнка и нормативно-правовые документы РФ по данной теме, через различные формы обучения и воспитания.
• Развитие у детей нравственных представлений (забота, доброта, внимание к окружающим, ответственность за другого человека, желание защитить слабого).
• Воспитание чувства самоуважения и уважения к другим.
3 этап проекта : заключительный.
• Обобщение знаний детей и родителей об их гражданских правах и обязанностях.
• Анализ, оценка совместной работы.
• Выявление и оформление проблемы на следующий год.
• Презентация проекта «Ваши права, дети!»
6. План мероприятий
№ Дата проведения мероприятия Форма мероприятия
Участники
Работа с воспитанниками
1. 15-20.11.2019г.
(утренний отрезок времени) Беседы с детьми на тему:
-«Я – ребенок, я имею право…»
-«Что такое права ребёнка»
-«Как дружить без ссоры»
-«У каждого есть имя»
-«Жизнь дана на добрые дела»
Просмотр иллюстраций. Воспитанники, педагоги.
2 20.11.2019г.
Просмотр мультфильмов:
«Мама для мамонтенка» (младшая группа, средняя группы) – право иметь семью,
«Права детей» (Смешарики) (старшая группа)
Воспитанники, педагоги.
3. 15-16.11.2019г. Игры и проблемные ситуации для дошкольников:
-«Что такое хорошо и что такое плохо»
-«Не поделили игрушку»
-«Рядом с тобой друг»
-«Запрещается – разрешается»
-«Мы разные, но у нас равные права»
-"Я похож на тебя, но отличаюсь"
Педагоги, воспитанники
Работа с родителями:
1. 19.11.2019г. Оформление памяток для родителей:
«Наказывая, подумай: зачем?»
«Искусство быть родителем»
«Четыре заповеди мудрого родителя»
воспитатели
2. 19.11.2019г. Оформление группового тематического стенда для родителей «Права ребёнка».
Выставка литературы по правовому воспитанию дошкольников. воспитатели, родители
3. 20.11.2019г. Консультативная помощь по вопросам оказания правовой помощи детям, родителям (законным представителям, педагогам в разных сферах жизнедеятельности. общеобразовательное учреждение МКОУ СОШ № 3;
родители.
Работа с воспитателями:
1 16.11.2019г.
Выставка литературы по правовому воспитанию дошкольников Заведующий, воспитатели
2 19.11.2019г.
Консультация для воспитателей: «Всероссийский день правовой помощи детям» Ответственный
3 20.11.2019г.
Деловая игра для педагогов «Знаем ли мы права ребенка»
Заведующий,
воспитатели
Работа на сайте ДОУ:
19-20.11.2019г. Размещение на сайте ДОУ информации:
- о проведении в Всероссийского Дня правовой помощи детям, родителям (законным представителям, педагогам в разных сферах жизнедеятельности;
- консультация для родителей «Права детей»;
- об итогах проведения Всероссийского Дня правовой помощи детям в ДОУ. Заведующий.
7. Продолжительность: краткосрочный;
-тип проекта : информационно-ориентированный;
-участники проекта : дети и родители подготовительной к школе группы, воспитатели, музыкальный руководитель.
8. Финансовое обоснование проекта
Реализация данного проекта возможна при наличии следующих ресурсов:
• Демонстрационного материала (плакаты с геральдикой, фотографии города и страны, иллюстрации по правам ребенка, иллюстрации к сказкам);
• Аудиозаписи Гимна России, песен о родном городе и стране, литературных произведений;
• Видео-презентаций к мероприятиям;
• Технических средств (проектор, экран, компьютер).
Ресурсное обеспечение данного проекта предполагается за счет материально- технического оснащения детского сада: технические средства обучения (проектор и экран, демонстрационный материал, диски для оформления и хранения презентаций. Для реализации проекта финансовое обеспечение требует минимальных затрат.
Выводы:
Проект должен стать мощным импульсом к развитию творческой инициативы дошкольных педагогических коллективов, занимающимся проблемами детства. Благодаря ему в коллективе будет сформирована организационно-правовая основа взаимодействия родителей, детей и педагогов.