Лидия Жаботинская
Краткосрочный проект для детей средней группы «Лепка животных из пластилина «Медведь»
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание.
1. Введение.
2 Актуальность проекта.
3 Проблема проекта.
4 Цель проекта.
5 Задачи.
6 Методы и приёмы реализации проекта
7 Предполагаемый результат.
8 Материально – техническое обеспечение.
9 Интеграция областей.
10. Этапы реализации проекта.
11. Планирование организованной образовательной деятельности с детьми.
12. Планируемые результаты формирования интегративного качества «Овладевший необходимыми умениями и навыками деятельности». Лепка.
Публикация «Краткосрочный проект для детей средней группы „Лепка животных из пластилина „Медведь“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Дикие животные. Проекты
- Лепка. Конспекты
- Лепка. Проекты, проектная деятельность
- Медведь, медвежата
- Медведь, медвежонок. Лепка, пластилин
- Медведь. Проекты
- Поделки. Мастерим с детьми
- Проекты
- Средняя группа
- Темочки
13. Результативность проекта
14. Глоссарий.
15. Литература.
Введение.
Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Лепка так же, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии.
Лепка животных из пластилина, глины – это предметная лепка. Исследования показывают, что в результате обучения детей можно подвести к относительно правильному изображению человека и животного сначала конструктивным, а затем пластическим способом.
Тип проекта : творческий проект.
Вид проекта : групповой.
Продолжительность проекта : краткосрочный (1 неделя).
Участники проекта : дети средней группы 4 - 5 лет, воспитатели, родители.
Интеграция областей: познавательное развитие, речевое развитие, физиче-ское развитие.
Предполагаемый продукт проекта : выставка творческих работ детей.
Актуальность
Лепка – один из самых увлекательных и интересных видов детского художественного творчества. Она даёт возможность ребёнку ощутить себя мастером и творцом. И многие даже не подозреваете, к какой удивительной, развивающей и полезной деятельности приобщается ваш ребёнок.
Лепка занимает значительное место в жизни дошкольников, т. к. ее техника богата и разнообразна, а уникальность ее заключается в том, что она доступна даже маленьким детям. В процессе работы с пластическим материалом дети в основном изображают предметы окружающей их действительности, создают элементарную скульптуру. Тематика работ для детей дошкольного возраста огромна: начиная с элементарных вещей как фрукты и овощи, заканчивая животными и людьми. Разнообразие тематики связано с воспитательными задачами, которые удовлетворяют познавательные и творческие потребности детей.
Лепка способствует развитию памяти, зрительного восприятия, образного мышления, воспитывает аккуратность, усидчивость и терпение. Кроме того, занятия лепкой комплексно воздействуют на развитие детей : повышают сенсорную чувствительность; развивают пространственное мышление, воображение, мелкую моторику; формируют умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его; при необходимости вносить изменения в первоначальный замысел. Как утверждает И. Н. Иванова, лепка – это физические упражнения, т. к. в процессе деятельности с пластическим материалом дети его уплотняют, вытягивают, заглаживают и расплющивают до придания нужной формы, что, в свою очередь, мускулатуру кистей рук, их согласованность, формирует привычку последовательного выполнения работы,, воображение и чувство пропорций.
Н. Б. Холезова считает, что лепка необходима для развития у детей восприятий, ощущений и наглядных представлений. Хотя зрение и является ведущим в познании предметов реального мира, по ее мнению, на первых этапах становления образа у детей опорой для зрения становится осязание предмета. Н. П. Сакулина и Т. С. Комарова кроме всего прочего подчеркивают и неоценимое значение лепки в подготовке детей к школе, в процессе занятия которой у дошкольников формируются качества необходимые для последующего обучения в школе.
Лепка, как и другие виды декоративно-прикладного искусства, интересует и глубоко волнует дошкольников, вызывает положительные эмоции. В процессе работы с пластическим материалом дети могу радоваться, также могут и огорчаться, если у них что-то не получается.
Очень часто психологи обращаются к лепке как к одному из направлений арттерапии, т. к. она помогает детям справиться с внутренними переживаниями и страхами. С помощью лепки дошкольники могут выразить тревогу и страх, злость и боль, которые есть в его жизни, таким образом, лепка снимает напряжение, дает возможность проявить свои чувства, осознать ценность своей личности. Для многих детей лепка является своеобразным посредником между реальностью и миром фантазий. Благодаря ей дети способны перейти из мира фантазий в существующий мир, свыкнуться с его несовершенством. Лепка является идеальным средством, способным помочь детям ощутить свою уникальность и личностную ценность, а также и адаптироваться к изменяющемуся миру, понять своё место в жизни и оставить видимый след.
В первую очередь, значение лепки заключается в том, что она является средством эстетического воспитания. Как утверждала Е. А. Флерина, эстети-ческое воспитание – это развитие эстетического творчества, что каждый ребенок является творцом эстетических ценностей. В процессе занятий лепкой создаются благоприятные условия для развития эстетического восприятия и эмоций, которые постепенно переходят в эстетические чувства, содействующие формированию эстетического отношения к действительности, таким образом, у детей развивается чувство прекрасного и формируется эстетический вкус. В лепке объемная форма предмета выходит на первое место, которая формирует в детях умение быстро воспринимать и познавать красоту пластической формы предметов, соотношение их частей, развивает внимательность и интерес к окружающей действительности. Яркие, выразительные образы в скульптуре вызывают эстетическое переживание, помогают дошкольникам глубже и полнее воспринимать явления жизни и находить образные выражения своих впечатлений в лепке.
Проблема :во время занятий по замыслу, образы, формы создаваемые детьми средней группы остаются неопределенными, дети часто не знают, как изобразить задуманное.
Цель проекта : вылепить животное.
Задачи:
1. Развивающие:
развивать интерес к лепке, художественный вкус, фантазию. Формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ.
развивать мелкую моторику рук.
2. Образовательные:
учить рассматривать скульптуру малой формы, иллюстрации, выделять
основную форму. Соединять образ медведя с художественным словом;
лепить предмет по частям, передавать форму частей (овальное туловище и
голова, делить столбик пополам и сплющивать:
Закреплять умение работать со стеком для пластилина.
3. Воспитательные:
воспитывать интерес к пластической деятельности, самостоятельность в изображении животного.
Предварительная работа:
выставка игрушек, иллюстраций с изображением медведя;
чтение русской народной сказки «Маша и медведь»,
П/ игра : «У медведя во бору»
Методы и приёмы реализации проекта
Методы:
наглядные - наблюдение, показ, образец;
словесные – беседы, объяснение, вопросы, художественное слово, пояснение, поощрение;
практические – показ способов изображения и способов действия (общий и индивидуальный);
игровые методы - игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизации словаря, пониманию ребенком речи окружающих.
Приёмы лепки пластилином :
прием скатывание;
прием раскатывания и доработка пальцами для получения более точной формы;
прием сплющивания;
прием присоединения и примазывания;
Предполагаемый результат.
По итогам освоения проекта дети освоят основные приемы лепки, создавая выразительные образы четвероногих животных, форма тела которых близка к овальной, туловище расположено горизонтально по отношению к земле и опирается на четыре ноги.
Материально – техническое обеспечение: скульптура малой формы мед-ведь (или игрушка, иллюстрации с изображением медведя в разных позах; загадки, стихотворения; пластилин, стеки, влажные салфетки, доски, пластина на каждого ребенка, ИКТ.
Интеграция областей.
Познавательное развитие Рассматривание иллюстраций.
Речевое развитие Чтение сказки «Маша и медведь», стихотворение А. Усачева «Мишка косолапый.»
Физическое раз-витие. Физминутки: «Медвежата в чаще жили…», Подвижная игра: «У медведя во бору».
СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА
Этапы реализации проекта
№ Мероприятие Задачи Литература.
Подготовительный этап
Постановка целей, определение актуальности и значимости про-екта. Повысить компе-тентность педагога.
1. Грибовская А. А., Халезова-Зацепина М. Б. Лепка в детском саду. Конспекты занятий для де-тей 2— 7 лет. — М. : ТЦ Сфера, 2013. — 80 с. (Детский сад с любовью).
Подбор методической литерату-ры для реализации проекта Изучить литературу по теме
Подбор наглядно – дидактиче-ского материала, художественной литературы, видеоролики, организация развивающей среды в группе. Систематизировать материал для реали-зации проекта.
Халезова-Зацепина — Гри-бовская: Лепка в детском саду. Альбом для дет-ского художе-ственного твор-чества для детей 5-7 лет
Консультация для родителей. Познакомить родителей с приемами лепки. Лыкова И. А. Я леплю из пласти-лина. «Мир кни-ги» «Карапуз»
Разработка комплексно – тематического планирования по теме проекта. Системно выполнить проект. 1. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа. Москва, Мозаика – синтез, 2014. с. 70
Основной этап.
Организация самостоятельной деятельности в уголках творче-ства.
Проведение целевых наблюде-ний, игры. Активно исследова-ние предметов - изу-чить форму предме-тов, объем, фактуру. 1. Лыкова И. А. : Дидактические игры и занятия. Интеграция ху-дожественной и познавательной деятельности до-школьников. «Карапуз», 2010г.
Организованная образовательная деятельность.
Лепка «Медведь» Учить детей лепить животное; передавать овальную форму его туловища, головы, ушей. Закреплять приемы лепки и со-единения частей. Развивать образное представление, вооб-ражение.
Развивать умение работать в коллективе. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа. Москва, Мозаика – синтез, 2014. с. 70
Заключительный этап.
Выставка детских работ. Познакомить родителей с результатом проекта. Повысить интерес художе-ственному творче-ству.
Осуществление основного этапа.
№ п/п Тема Задачи
1. Организационный момент.
Чтение потешки и показ игрушки.
Мишка косолапый по лесу идет
Шишки собирает и в карман кладет
Вдруг упала шишка
Прямо мишке в лоб.
Мишка рассердился
И ногою топ. Создание мотивации для работы.
Знакомство с игрушкой (скульпту-рой малой формы). Учить выделять основные ча-сти (самые крупные) — туло-вище и голову, их форму (овоид).
Назвать характерные призна-ки.
Физминутка. Снять утомляемость, смена деятельности.
2. Практическая часть.
1. Пед. показ
Деление куска. Отделить небольшой комочек «секрет», затем на три части — большая часть — туловище, по-меньше — голова и такая же для столбика (уши. нога).
Последовательность лепки. Сначала основные части (овоилы) туловище и голова. Плотно соединить основные части, затем раскатать столбик и раз-делить на две части. Показать, как из одной части уши: разделить столбик пополам и сплющить, а другую часть разделить пополам и каждую часть еще раз пополам (четыре лапки, плотно их примазать.
2. Проговаривание плана работы.
3. Самостоятельная работа. Индивидуальная помощь. Уточнить деление куска пла-стилина, последовательность лепки.
Передать движение, фактуру - шерстка.
Развитие конструктивного способа лепки, самостоятель-ности.
3. Заключительная часть.
Рефлексия.
Выставить работы на заранее подго-товленное место.
Рассмотреть работы, выбрать са-мых выразительных медведей.
Анализ проделанной работы:
Системное и поэтапное выполнение лепки животных из пластилина способ-ствовало точной передачи образа животного.
Результат:
В ходе изучения данной темы дети смогли передавать образ животного (медведь, совершенствуя приемы работы с пластилином, проявляли самостоятельность. Выполнили коллективную работу.
Вывод:
Необходимо продолжить изучать поэтапное выполнение лепки животных предметов окружения, показывать новые приемы лепки и те изобразительные средства, которые необходимы для создания образа во время занятий по замыслу.
Глоссарий:
Овоид, раскатывание, скатывание, сплющивание.
Список литературы:
1. Грибовская А. А., Халезова-Зацепина М. Б. Лепка в детском саду. Конспекты занятий для детей 2— 7 лет. — М. : ТЦ Сфера, 2013.
2. Колдина Д. Н. Лепка с детьми 4 – 5 лет. Конспекты занятий. Москва, Мозаика – Синтез, 2009.
3. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа. Москва, Мозаика – синтез, 2014.
4. Халезова Н. Б., Курочкина Н. А, Пантюхина Г. В. Лепка в детском саду. Книга для воспитателей детского сада. – Москва «Просвещение», 1986.