Марина Афонина
Краткосрочный проект «Осень в гости к нам пришла»
▼ Скачать + Заказать документы
Филиал МДОУ ДС №1 г. Белинский
ДС №3 г. Белинский
Проект
/Средняя группа/
Воспитатель : Афонина Марина Викторовна
2017 г.
Вид проекта : информационно-игровой, групповой.
Срок реализации: краткосрочный
Устники проекта : дети средней группы,
воспитатели - М. В. Афонина, А. В. Коробова,
музыкальный руководитель - И. А. Захарова, родители.
Актуальность проекта :
Публикация «Краткосрочный проект „Осень в гости к нам пришла“» размещена в разделах
Мир природы не может не тронуть человека любознательного, открытого к прекрасному. Наша задача – помочь ребёнку открыть мир окружающей природы. Любой проект - это результат раздумий и поисков интересных форм совместной деятельности взрослых и детей, это мировоззрения участников проекта.
Участие детей в проекте «Осень в гости к нам пришла» позволит обогатить знания и представления об осени, ее характерных признаках, развить творческие способности, поисковую деятельность, связную речь детей.
Цель проекта : создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе разработки совместного проекта. Расширять представления детей об изменениях в природе осенью.
Задачи:
Развивать умение детей находить приметы осени (заканчивается цветение растений, поспели овощи и фрукты, желтеет и опадает листва). Учить видеть красоту, изменчивость и неповторимость окружающей природы. Обобщить знания детей по теме: «Осень». Развивать связную речь, художественно – творческие способности детей, воспитывать эстетические чувства.
Ожидаемые результаты: Формирование представлений детей о осени, как о времени года. Создание предметно-развивающей среды для расширения представления детей о растительном мире родного края. Формирование познавательного интереса; воспитание бережного отношения к природе.
Формы реализации проекта :
1. Непосредственно образовательная деятельность в образовательных областях: познавательное развитие /формированию целостной картины мира/; развитие речи, художественно-эстетическое развитие /рисование/.
2. Совместная деятельность:
- беседы об осени;
- просмотр презентаций об осени;
- наблюдения в природе;
- труд в природе (сбор шишек, желудей, мха; сбор яблок; уборка игрового участка от опавшей листвы).
- развивающие игры;
- чтение художественной литературы, заучивание стихов, пословиц о осени.
3. Продуктивная деятельность
4. Работа с родителями.
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап:
1. Подбор иллюстративного материала по теме; рассматривание альбома "Осень. Признаки осени. " "Что нам осень принесла?".
2. Подбор художественной литературы по теме.
3. Подбор дидактических, подвижных, музыкальных игр;
4. Разработка консультации для родителей.
Основной этап
Непосредственно образовательная деятельность.
/Формирование целостной картины мира/
Тема: «Золотая осень».
Задачи:
• уточнить и расширить знания детей об осенней поре года;
• закреплять употребление слов: листопад, золотая осень;
• совершенствовать умения внимательно слушать, отвечать на вопросы;
• упражнять в умении рисовать дерево, подводить к образной передаче явлений природы.
• развивать познавательный интерес детей, их внимание и память;
• развивать художественное восприятие;
• развивать интерес к выполнению заданий.
• воспитывать у детей бережное отношение к природе;
• воспитывать культуру речевого общения детей друг с другом и педагогом.
• создание эмоционального комфорта и психологической безопасности.
Тема: «Что нам осень принесла?»
Задачи:
1. Расширить представление детей об овощах, фруктах, грибах. Упражнять в умении группировать их по месту произрастания, по форме, цвету; упражнять в умении определять овощи и фрукта на ощупь, на вкус.
2. Закрепить знания о сезонных изменениях в природе.
3. Дать представление о пользе природных витаминов.
Тема: "Лес осенью"
Задачи:
1. Обобщение и закрепление знаний детей о сезонных изменениях в природе.
2. Расширять представления об образе жизни диких животных осенью, о том, как они готовятся к зиме, об их жилищах;
3. Развивать у детей познавательный интерес к жизни леса и его обитателям.
4. Развивать общую и мимическую моторику, умение сочетать речь с движением, развивать воображение, логическое мышление, наблюдательность, эмоциональную сферу.
5. Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к животным, птицам, умение вести себя в лесу, проявлять заботу и внимание ко всему живому, умение слушать друг друга, воспитателя.
/Развитие речи/ - НОД
Тема: "Дарит осень чудеса"
Задачи:
1. Развивать любознательность, творческое воображение, координацию движений с речью, слуховое и зрительное восприятие, умение различать листья разных деревьев.
2. Учить понимать содержание поэтических текстов, упражнять в образовании разных форм глаголов, совершенствование грамматического строя речь (образование множественного числа существительных, активизация обогащения словарного запаса по теме осень.
3. Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость по отношению к природе, интерес и заботливое отношение к растительному миру.
Тема: Составление рассказа по картине " Осенний парк"
Задачи: Закреплять знания об осенних явлениях; обогащать и активизировать словарь словами с уменьшительно-ласкательном значением. Упражнять в умении составлять предложения с заданным словом. Формировать умение составлять небольшой рассказ по картине.
Художественно-эстетическое развитие. Рисование (НОД)
Тема:"Золотая осень"
Задачи: развивать умение изображать осень, упражнять в рисовании дерева. Закрепить технические умения рисовать красками развивать цветовое восприятие, воспитывать интерес к творчеству.
Тема: "Разноцветная листва" (Рисование в нетрадиционной технике печать листьями)
Задачи:
1. Познакомить детей с новым видом изобразительной техники – печать листьями.
2. Сформировать представление о листьях и деревьях осенью.
3. Расширять знания детей о деревьях, растущих в нашем городе.
4. Воспитывать интерес к природным изменениям, любознательность.
5. развивать интерес к выполнению задания, воспитывать аккуратность, трудолюбие.
Совместная деятельность
Беседы на тему:
«Осень и ее признаки.»
Задачи: обобщить и систематизировать знания детей об осени. Учит детей устанавливать связи между продолжительностью дня, температурой воздуха и состоянием растений, наличием пищи для животных и приспособлением их к зиме. Воспитывать бережное отношение к растениям и животным.
«Труд людей осенью»
Задачи: Систематизировать знания о труде людей осенью : уборка урожая, заготовка продуктов на зиму, утепление жилищ домашних животных.
«Птицы осенью»
Задачи: Знакомство с сезонными изменениями в жизни животных в осенний период. Учить различать и называть птиц по внешним признакам. Формировать желание наблюдать за поведением птиц.
Наблюдения в природе во время прогулок:
Цель: формирование представления об изменениях в природе;
экологическое, эстетическое воспитание дошкольников.
Задачи: Расширить представления о состоянии растений в период осени, отметить изменения, которые произошли: солнце еще светит, но греет мало, листья меняют свою окраску, наступает листопад. Воспитывать интерес к самостоятельным наблюдениям, обратить внимание на красоту осеннего пейзажа, воспитать эмоциональную отзывчивость.
1. Наблюдение за перелётными птицами – расширять представление о перелётных птицах, воспитывать любовь к птицам.
2. Наблюдение за красотой осенней природы – закрепить название деревьев, кустарников, отметить, какие изменения произошли с деревьями.
3. Наблюдения за сезонными изменениями во время прогулок и экскурсий (небом, солнцем, дождём, листопадом, ветром) – закрепить знания о взаимосвязи живой и неживой природы, учить выделять изменения в природе.
4. Наблюдение за овощами и фруктами, плодами деревьев; обогащать знания детей о растительном и животном мире.
5. Ведение календаря погоды.
5. Наблюдение во время прогулки за работой дворника в осенний период.
Оказание посильной помощи в убор игрового участка от опавшей листвы.
Сбор природного материала на прогулке (каштаны, жёлуди, листья, семена растений, плоды рябины, шиповника).
Сбор урожая.
• Развивающие игры:
1. Дидактические игры «Грибок, грибок, полезай в кузовок», «Ягодки в лукошко»,«Зимующие и перелётные птицы», «Сундучок с осенними дарами», «С чьей ветки детки», «Вершки и корешки», «Чудесный мешочек»,
2. Подвижные игры: «У медведя во бору», «Огуречик, огуречик», «Листопад».
Эстафеты: "Собери грибочки в кузовочек"; "Букет из осенних листьев".
3. Сюжетно – ролевые игры: «Фруктовая лавка», «Осеннее кафе», «Хозяйка с базара домой принесла», "В супермаркет за овощами и фруктами".
• Просмотр
- Альбом "Осень. Признаки осени. "
- Презентация на тему: «Золотая осень», «Что нам осень принесла?»
Продуктивная деятельность
Аппликация: «Вкусные и яркие осени подарки», «Заготовка овощей и фруктов».
Лепка: «Грибная полянка», «Белкины запасы», «Что нам осень подарила».
Рисование: «Вот и осень наступила», «Листопад», «Фрукты и овощи».
Музыкальная деятельность
1. Разучивание песни «Журавушка» м. Вихаревой, с. Вольского.
2. Разучивание песни «Осень» м. А. Арутюнова, с. В. Семернина.
3. Игра с пением «Ребята и медведь» м. Е. Телечеевой,с. Н. Найдёновой.
• Чтение художественных произведений:
Загадки о приметах осени, об овощах, фруктах, грибах.
Стихи: И. Бунин "Листопад" (отрывок, А. Майков "Осенние листья по ветру кружатся", А. Пушкин "Уж небо осенью дышало. ",
Сказка обр. В. Даля "Война грибов с ягодами",
Ю. Тувим "Овощи"
• Экскурсии в огород и фруктовый сада детского сада, в городской парк, на другие участки детского сада;
• Труд в природе по сбору шишек, желудей, уборка тротуара д/с от опавших листьев, сбор яблок в саду д/с.
Сотрудничество с семьё й:
• Анкетирование родителей по теме.
• Консультация «Экологическое воспитание детей в семье»
• Совместная работа с родителями:
Организация выставки работ из природного материала созданных детьми совместно с их родителями «Осенние фантазии".
Итоговое мероприятие
Тема: "Подарки осени"
Задачи:
1. Упражнять в умении ориентироваться в пространстве.
2. Развивать умение называть растения, группировать их по окраске, месту произрастания. Развивать слуховое внимание, познавательный интерес, ловкость и быстроту, умение действовать по сигналу.
3. Упражнять в умение читать стихи о цветах, петь песни, принимать участие в подвижны и музыкальных играх.
4. Закреплять трудовые навыки по уходу за растениями; закреплять знание цвета.
5. Воспитывать любовь к природе родного края, доброжелательное отношение к окружающему миру, людям, животным.
Подведение итогов
Во время реализации проекта я наблюдала, как у детей возрастает познавательный интерес к данной теме.
У детей расширились представления об осени, как времени года, обогатился и расширился словарь по данной теме. Дети знают и называют большое количество фруктов и овощей, даров леса, приметы и явления природы, пословиц и поговорок, закрепились знания о животном и растительном мире.
Дети получили знания о бережном отношении к растительному миру родного края.
В процессе работы достигнуто активное участие родителей в рамках проекта.
Список литературы.
1. Богатеева З. А. «Занятия аппликацией в детском саду»
2. Бондаренко Т. М. «Комплексные занятия в средней группе детского
сада»
3. Карпова С. И., Мамаева В. В. «Развитие речи и познавательных
способностей дошкольников 4-5 лет»
4. Карпухина Н. А. «Программная разработка образовательных областей
«Познание», «Социализация», «Физическая культура» в средней
группе детского сада»
5. Кочкина Н. А. «Метод проектов в дошкольном образовании»
6. Кравченко И. В., Долгова Т. Л. «Прогулки в детском саду. Младшая и
средняя группы»
7. Петрова Т. И., Петрова Е. С. «Игры и занятия по развитию речи
дошкольников»
8. «Природа вокруг нас. Средняя группа. Занимательные материалы»
9. Шевченко С. Г. «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи
дошкольников»
10. Шорыгина Т. А. «Какие месяцы в году?»