Марина Тищенко
Краткосрочный проект «Нетрадиционное рисование как средство развития сенсорных эталонов» для детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта : творческий
По содержанию: обучающий
По времени проведения: краткосрочный
По интеграции областей: «социально-коммуникативное развитие», «познавательное развитие», «художественно-эстетическое развитие», «речевое развитие».
По типу использованных подходов: деятельностный, компетентностный, интегративный, аксиологический.
Используемые технологии: здоровьесберегающие, личностно- ориентированные, сотворчества, игровые.
Участники проекта :
Публикация «Краткосрочный проект „Нетрадиционное рисование как средство развития сенсорных эталонов“ для детей 4–5 лет» размещена в разделах
- Нетрадиционные техники рисования
- Проекты, проектная деятельность
- Рисование. ВСЕ материалы
- Рисование. Методические разработки
- Рисование. Проекты
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Средняя группа
- Темочки
Дети средней группы «Радуга», воспитатели, родители.
Сроки: с 1 декабря 2020г. по 25 января 2021г.
Возраст детей : 4-5 лет
Актуальность темы - Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Профессор Щелованов Н. М. называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания. Одним из наиболее ярких и привлекательных сенсорных признаков предмета является его цвет.
Цвет как объект изучения всегда привлекал внимание ученых, психологов, искусствоведов, естествоиспытателей. Хорошо развитое чувство цвета помогает точнее сориентироваться в окружающем мире, полнее почувствовать его красоту, гармонию красок, ощутить душевный комфорт. Поэтому очень важно научить детей уже в дошкольном возрасте воспринимать цвет, его оттенки, пользоваться представлениями о цвете в своей познавательной, практической, художественной деятельности. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми в детском саду является изобразительная, художественно-продуктивная деятельность, создающая условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, в процессе которого создается что-то красивое, необычное. Этому нужно учить шаг за шагом, от простого к сложному. Малыш может воспринимать, чувствовать и передавать яркие цвета окружающих предметов
Становясь постарше, дошкольники приобретают вначале простейшие умения и навыки рисования традиционными способами и средствами. А со временем уже осмысленно изыскивают новые приемы отражения окружающей действительности в собственном художественном творчестве. В тот момент педагог может сделать эту работу целенаправленной и познакомить детей с имеющими место в изобразительном искусстве нетрадиционными техниками. Включить в учебный процесс самые необычные средства изображения : коктейльные трубочки, парафиновую свечку, расческу, зубную щетку, ватную палочку, нитки и многое другое. Это свободный творческий процесс, когда не присутствует слово «нельзя».
Применение нетрадиционных техник рисования создает атмосферу непринужденности, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, позволяет ребенку отойти от предметного изображения, выразить в рисунке свои чувства и эмоции, вселяет уверенность ребёнка в своих силах, создает эмоционально-положительное отношение к деятельности. Владея разными способами изображения предмета, ребенок получает возможность выбора, что развивает творческие способности дошкольника.
Организация образовательной деятельности по художественному творчеству с применением нетрадиционной техники рисования способствует развитию :
• Ориентировочно-исследовательской деятельности, дошкольников. Ребёнку предоставляется возможность экспериментирования (смешивание краски с мыльной пеной, клейстером, нанесение гуаши или акварели на природные материалы и т. д.).
• Мелкой моторики пальцев рук, что положительно влияет на развитие речевой зоны коры головного мозга.
• Психических процессов (воображения, восприятия, внимания, зрительной памяти, мышления)
• Тактильной чувствительности (при непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость) ;
• Познавательно-коммуникативных навыков. Все необычное привлекает внимание детей, заставляет удивляться. Ребята начинают задавать вопросы педагогу, друг другу, происходит обогащение и активизация словаря.
Цель проекта :
Развитие сенсорно – перцептивной сферы у детей среднего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования.
Задачи:
- Продолжать знакомить с различными способами и приемами нетрадиционных техник рисования с использованием различных изобразительных материалов. - Продолжать обучать основам создания художественных образов, формирование практических навыков работы в различных видах художественной деятельности;
- Учить детей выбирать материал для нетрадиционного рисования и умело его использовать. - Помочь детям овладеть различными техническими навыками при работе нетрадиционными техниками. - Развитие сенсорных способностей : восприятия, чувства цвета, ритма, композиции, умения элементарно выражать в художественных образах предметы и явления действительности, решение творческих задач.
- Развитие у детей творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного рисования. - Развивать у детей дошкольного возраста мелкую моторику рук и зрительно-моторную координацию. - Развивать чувство коллективизма, товарищества, стремления прийти, на помощь друг другу. - Воспитывать усидчивость, аккуратность, умение работать в коллективе и индивидуально. - Воспитывать интерес и любовь к изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного.
Работа с родителями:
- Консультации, рекомендации по рисованию нетрадиционными техниками и материалами в электронном / печатном виде: «Роль рисования в жизни ребенка», «Рисование нетрадиционными способами»
- Совместное творчество детей и родителей;
Итоговое проектное мероприятие : Выставка детских работ в ДОУ.
Основные принципы работы с детьми:
* Принцип поэтапности (от простого к сложному)
* Принцип динамичности (техника понятна и освоена в совершенстве)
* Принцип сравнений (разнообразие вариантов и поиск новых техник и материалов)
* Принцип выбора (творческое взаимодействие взрослого и ребёнка)
Ожидаемые результаты реализации проекта :
- Развитие сенсорных эталонов : обострение тактильного восприятия, улучшение цветовосприятия, концентрация внимания, развитие мелкой моторики рук;
-Расширение и обогащение художественного опыта, воображения и самооценки;
-Умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности;
- Активность и самостоятельность детей на занятиях по изодеятельности, умение находить новые способы для художественного изображения;
- Формирование навыков трудовой деятельности;
-Формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом;
- Повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники, активное участие родителей в совместных творческих проектах.
Методы и приёмы обучения нетрадиционному рисованию
1. Создание игровой ситуации.
2. Показ воспитателя.
3. Использование движения рук.
4. Проговаривание последовательности.
5. Педагогическая диагностика.
6. При рисовании нетрадиционными техниками широко используются стихи, загадки, а также игры.
Методические рекомендации
Организуя занятия по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что для овладения детьми, умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности дошкольников, их желания и интересы.
С возрастом ребёнка расширяется содержание, усложняются элементы, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности.
Техническое оснащение
- альбомы
- гуашь
- кисточки с коротким ворсом
- ватные палочки
- поролоновые губки
- картофель сырой
- пластиковые вилки
- манная крупа
- соль
Этапы реализации проекта :
1 этап - подготовительный
- Создать развивающую среду и соответствующую материальную базу;
- изучение литературы;
- подбор материала (теоретическое обоснование, разработка, консультации для родителей);
- составление перспективного плана;
- нахождение и установление эффективных связей с родителями.
2 этап - основной
1. Развивать художественно - творческие способности у детей среднего дошкольного возраста с помощью нетрадиционных техник и живописных материалов через систему занятий.
2. В ходе образовательной деятельности используются следующие методы и приё мы: беседа, показ технических приёмов, объяснение, указание, напоминание, поощрение, анализ, игровые методы.
3. На НОД используются нетрадиционное оборудование, иллюстративный материал, музыка.
4. На занятиях по рисованию продолжать знакомить с техникой рисования ватными палочками, пальцами, ладошкой, познакомить детей с техникой рисования пластиковой вилкой, поролоновыми губками, смятой бумагой, оттиском картофеля, рисование крупой (манкой) и солью, техникой монотипия и кляксография.
5. Работа с родителями: консультации, рекомендации по рисованию нетрадиционными техниками и материалами в электронном / печатном виде; выставка совместного творчества детей и родителей.
3 этап - завершающий
1. Выявить уровень художественно- творческих способностей детей, выработанный в ходе занятий нетрадиционными техниками и живописными материалами.
2. Выставка детских работ в ДОУ, презентация для родителей.
ПЛАН РАБОТЫ: Свою работу начала с хорошо знакомых для детей данного возраста техник: рисование пальчиками и ладошками, рисование ватными палочками. Затем постепенно буду вводить новые техники: оттиск поролоном, оттиск печатками из картофеля, оттиск смятой бумагой, рисование крупой (манкой) и солью, рисование пластиковой вилкой, кляксография, монотипия.
Вследствие этого, был составлен план совместной деятельности с детьми:
План мероприятий по реализации проекта
Тема Содержание работы Сроки проведения
«Заснеженная елочка в лесу» Закреплять технику нетрадиционного рисования (рисуем пальчиком) 1 декабря
«Птица Снегирь» Рисование пальчиками, кистью, фломастером. 2 декабря
«Две половинки»(кляксография обычная) Познакомить с новой техникой- кляксография обычная. Учить детей творить, наслаждаться красотой этого действия. Развивать воображение и фантазию у ребёнка. 3 декабря
«Морозный узор» Учить рисовать узоры техникой : оттиск поролоновой губкой на бумаге. 4 декабря
«Елочка пушистая» Познакомить с новой техникой – оттиск смятой бумагой: кусочек бумаги смять, обмакивать в гуашь и делать оттиск на прорисованном изображении. 7 декабря
«Снежинка» (монотипия) (ватной палочкой) Познакомить с новой техникой – монотипия: складываем лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. 9 декабря
«Вижу - дорисовываю» (монотипия + ватные палочки) Дорисовать узор на снежинке ватной палочкой. Развивать у детей творческое воображение. 11 декабря
«Цветик – семицветик» Закреплять технику нетрадиционного рисования (рисуем ладошкой) 14 декабря
«Ветер, ветер, ты могуч!» Познакомить с новой техникой – рисование крупой (манка). Нанести на изображение клей, сверху аккуратно рассыпать крупу, придавливая пальцами рук. 16 декабря
«Снеговик». Познакомить с новой техникой – оттиск печатками из картофеля. Дорисовать кистью. 18 декабря
«Солнышко» (смятая бумага + оттиск вилки) Нарисовать солнце оттиском смятой бумаги, познакомить с новой техникой – прорисовать лучи оттиском пластиковой вилки. 21 декабря
«Бабочка» (монотипия + соль) Познакомить с новой техникой – рисование солью. Готовое изображение (не высохшее) посыпать солью, аккуратно придавливая пальцами рук. 23 декабря
«Домашние животные». Рисование оттиском поролоновой губки и пальчиками. Дорисовать фломастерами. 25 декабря
«Дымковские платочки» Рисование : оттиск печатками из картофеля, ватные палочки, кисть. 29 декабря
«Фрукты в корзинках» Рисование оттиском смятой бумаги, фломастеры. 11 января
«Дымковские игрушки» Рисование поролоновой губкой, ватными палочками, кистью. Развивать воображение и фантазию у ребёнка. 13 января
«Кляксография» (+ вилка) Дорисовать изображение с помощью пластиковой вилки. Развивать у детей творческое воображение, 15 января
«Мороз нарисовал на окнах узоры» (манка и соль) Рисование : узор кистью, сверху клей, сверху манка и соль. Развивать у детей творческое воображение. 18 января
«Салют»(оттиск печатками из картофеля, вилка, ватные палочки) Закреплять приёмы рисования ватными палочками и пальчиками, оттиск печатками из картофеля, пластиковой вилкой. 20 января
«Первые цветы»(ладошка и вилка) Рисование с помощью ладошки (бутон цветка) и пластиковой вилки (ствол, листья) 22 января
«Выставка детских работ». Совместная работа педагога и детей. Презентация для родителей. 25 января
Результат проекта :
В ходе проекта детей очень привлекли нетрадиционные материалы, чем разнообразнее художественные материалы, тем интереснее с ними работать. Поэтому ознакомление дошкольников с нетрадиционными техниками рисования позволило не просто повысить интерес детей к изобразительной деятельности, но и способствовало развитию творческого воображения, тактильного восприятия, улучшилось цветовосприятие, концентрация внимания, заметное улучшение в развитии мелкой моторики рук.
В настоящее время дети практически освоили новые нетрадиционные техники : рисование ладошкой, пальцем, ватной палочкой, рисование манкой, солью, монотипия, кляксография, оттиск поролоновой губкой, смятой бумагой, оттиск печатками из картофеля, пластиковой вилкой.
Детские работы стали более интересными, разнообразными
Литература:
1. Давыдов Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду Часть 1.-М. :» Издательство Скрипторий 2003», 2007.
2. Давыдов Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2.- М. :» Издательство Скрипторий 2003», 2007.
3. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий. Пособия для воспитателей и заинтересованных родителей. -СПб. : КАРО, 2008
4. Фатеева А. А. Рисуем без кисточки. - Ярославль:;Академия развития : Академия холдинг,2004.
5. Казакова Р. Т Занятия по рисованию с дошкольником- М. :ТЦ «Сфера», 2008.
6. Комарова Т. С. Обучение дошкольников технике рисования. - М. : Педагогическое общество России, 2005.
7. Рузанова Ю. В. Развитие моторики у дошкольников нетрадиционной изобразительной деятельности. - СПб. : КАРО,2007.8 .Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, сценарии занятий, планирование / Под ред. Казаковой Р. Г. – М., 2004.9. Розова С. Чудесный мир красок // Ребенок в детском саду -2002 - №3-7.10. Романова Р. Чем мы только не рисуем! // Дошкольное образование – 2000 - №3-4.