Екатерина Бикмаева
Краткосрочный проект «Я и моя семья» для детей средней группа
Пояснительная записка
Проект во второй младшей группе «Я и моя семья»
Семья – источник вдохновения,
Где рядом взрослые и дети,
В семье от всех невзгод спасение,
Здесь друг за друга все в ответе.
О. В. Токмакова
Публикация «Краткосрочный проект „Я и моя семья“ для детей средней группа» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Проекты
- Средняя группа
- Темочки
Актуальность темы. Патриотизм у каждого ребенка формируется индивидуально, он связан с духовно-нравственным миром человека. И задача педагога сделать так, чтобы эти переживания были яркими, незабываемыми. Поэтому воспитывать патриотизм необходимо с раннего детства. Город – частица большой Родины, а семья – Малая Родина. Познание духовно-нравственных традиций семьи, затем города, а в последствии и страны будут способствовать нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников, что обуславливает актуальность данного проекта. Важно показать детям, что родной город славен своей историей, традициями, лучшими людьми, семьями. Продолжением работы будет знакомство с родным краем, другими городами страны, Россией.
Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому. Социологическое исследование родителей, проведенное в детском саду, показало, что в настоящее время в современной семье забыты нравственные традиции, занижен авторитет отцов, т. к. воспитанием детей в основном занимаются мамы, родители мало времени уделяют детям, порой безразличное отношение к ребенку, к его запросам, интересам. Дети стали жестокие, неуважительно относятся к своим родителям, не понимают надобность соблюдения духовно-нравственных традиций семьи. Это нас насторожило. Ведь, чтобы ребенок вырос достойным сыном Отечества, нам взрослым надо научить его любить отца, мать, а родителям в свою очередь окружить заботой и вниманием своих детишек. Научить любить искренне, активно, преломляя свою любовь в поступок. Научим его так любить – значит, сумеем воспитать гражданина, которому можно доверить страну.
В младшем дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементарные представления о явлениях общественной жизни и нормах человеческого общения. Детям этого возраста свойственна большая эмоциональная отзывчивость, что позволяет воспитывать в них любовь, добрые чувства и отношения к окружающим людям и, прежде всего, к близким, к своей семье. А ведь это основа из основ нравственно – патриотического воспитания, его первая и самая важная ступень. Ребёнок должен осознать себя членом семьи. Именно семья является хранителем традиций, обеспечивает преемственность поколений, сохраняет и развивает лучшие качества людей. Ознакомление детей с понятием «семья невозможна без поддержки самой семьи».
Наш проект – прекрасный повод поразмышлять о роли семьи в жизни каждого человека, о семейных традициях и их развитии в современных условиях. Работа над проектом имеет большое значение для формирования личности ребёнка, укрепление и развития детско – родительских отношений. Родители должны дать понятие ребёнку, что он часть семьи, что это очень важно. Мы взрослые должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать к детям чувство привязанности к семье и дому.
Вид проекта : творческо – информационный.
Продолжительность проекта : краткосрочный, март -2 недели.
Участники проекта : дети 2 младшей группы(3-4года, воспитатели, родители.
Образовательные области: познание, чтение художественной литературы, художественное творчество, социализация, коммуникация.
Введение
Вид проекта : творческо - информационный
Участники проекта :Дети второй младшей группы, воспитатели, родители.
Цель проекта – формировать у детей нравственно – патриотических чувств, воспитание у дошкольников любви к малой Родине – своей семье. Формировать образ «Я», умение называть своё имя, фамилию, имена членов семьи, развивать представление о своей семье. Воспитать чувства привязанности и любви к своим родителям, родственникам.
Задачи проекта :
• формирование в сознании взрослых и детей патриотические ценности, любовь к своей семье, родному дому;
• возрождать нравственные традиции в современной семье;
• повысить авторитет отцов.
• привлечь старшее поколение в помощь молодым родителям.
• Вызвать положительные эмоции в беседе о семье, развивать умение выражать свои чувства (радость, нежность) ;
• Познакомить детей с понятиями «семья», «имя» и «фамилия»;
• Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, учит проявлять заботу о родных людях.
• Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада.
Ожидаемые результаты реализации проекта : Дети узнают больше о своей семье : о членах семьи, традициях. Проявление уважение и забот ко всем членам семьи. Умение организовывать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний о семье. Понимание значимости семьи в жизни каждого человека.
Месяц - март Название мероприятия
1 неделя 1этап (информационный)Подготовительный
Наблюдение уголка о патриотическом воспитании
Подбор экспонатов для уголка
Подбор картинок для альбома»Я и моя семья»
Беседа по фотографиям:
«Моя семья»,
«Праздники в моей семье»,
«Любимые занятия членов нашей семьи»
Чтение и обсуждение сказок, стихов
Отгадывание загадок
Ситуативный разговор «Что готовит мама?»,
«Что умеет делать папа?»
Беседа по картинкам
Где работает мама (папа?
Беседы по картине»Я и моя семья»,рассматривание альбомов.
Беседы с родителями о проекте «Я и моя семья»
Беседы с родителями о мини- альбоме «Я и моя семья».
Подбор художественной литературы, стихов, загадок, раскрасок.
Оформление уголка о патриотическом воспитании.
Занятие на тему:»Моя семья»(просмотр презентации,отгадывание загадок,чтение стихов о семье)
2-неделя 2 этап (практический) Практическая деятельность детей
1. Рисование - «Красивые воздушные шары для мамы», «Утенок (узоры)
2. Лепка-«Слепим мамочку»»птичка (по дымковской игрушке)
3. Аппликация- «Красивый цветок для мамы»
4. Конструирование- «Мебель для дома»
Речевое развитие: Чтение русской народной сказки «Три медведя»
Рассматривание картины «Коза с козлятами»
Музыка-пение колыбельной «Баю- бай», «Пирожки» Филиченко
Дидактические игры и упражнения
«Позвони по телефону маме (папе)», «Кто, что любит делать?», «Кому что подарить?», «Кому, «Встречаем гостей», «Накормим куклу», «Уложим куклу спать», «Кукла заболела»
Подвижные игры
«Наседка и цыплята», «Птички в гнёздышках», «Попади в цель», «Гуси – лебеди», «Карусель»
Сюжетно - ролевые игры: «Семья принимает гостей», «День рожденья куклы», «Семья», «Дочки - -матери», «Больница»,
Настольные игры
«Большие и маленькие», «Собери семью», «Ассоциации», лото «Продукты», «Одежда», «Мой дом».
Театрализованная игра:
По сказке «Три медведя».»Репка»
3 этап Итог (презентация результатов)
1. Защита проекта- в марте в ДОУ
2. Итоговая фотовыстовка «Я и моя семья»
Роль родителей в реализации проекта :
1 Сбор экспонатов для уголка.
Оценка результатов
Достигнутые результаты позволяют сделать вывод о том что в результате мероприятий, которые были проведены в ходе проекта : беседы, выставки, тематические занятия, совместная деятельность детей и родителей, мы получили положительный результат. У детей повысились знания в области нравственно – патриотического воспитания в вопросах касающихся своей семьи, родители стали активней участвовать в мероприятиях проходимых в детском саду.
Пробуждение чувства причастности к своей семье, любви к своим родственникам проводилось с детьми младшего возраста на основе наглядности - оформление портретных галерей, фотогазет, а также на основе живого общения с родителями и старшим поколением семьи на совместных праздниках.
В результате творческой работы самых активных семей в группе появился альбом «Моя семья», который пользуется особой популярностью у всех детей. Каждый день неоднократно просматривается и каждый «автор» с гордостью рассказывает о своей замечательной семье. После просмотра сказки «Колобок», наши дети тоже попробовали себя в роли артистов. Появились новые игры для самостоятельной деятельности детей : «Дом, который построили мы», «Мебель для комнаты», «Поликлиника», «День рождения», «Гости».
На наш взгляд, проект «Я и моя семья» является первым шагом в нравственно-патриотическом воспитании ребенка дошкольного возраста, так как формирует первоначальное прочувствованное восприятие детьми ближайшей социокультурной среды, которой является его семья.