Алсу Гиниятуллова
Краткосрочный проект «Чудеса, фокусы, эксперименты» во второй младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Краткосрочный исследовательской-творческий проект во второй младшей группе «Чудеса, фокусы, эксперименты»
Что я слышу – забываю.
Что я вижу – я помню.
Что я делаю – я понимаю.
Конфуций.
Паспорт проекта
1. Вид проекта: исследовательско – творческий.
2. Продолжительность: краткосрочный, 1 неделя
3. Участники проекта: дети второй младшей группы
Актуальность темы
Публикация «Краткосрочный проект „Чудеса, фокусы, эксперименты“ во второй младшей группе» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Проекты, проектная деятельность
- Проекты, проектная деятельность
- Фокусы для детей
- Темочки
Дети очень любят экспериментировать. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования представляют возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.
Исследовательская активность - естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться. Опыты чем-то напоминают детям фокусы, они необычны, они удивляют. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивает
Цель проекта
Создание условий для экспериментальной деятельности детей; для формирования экологической культуры и развития познавательного интереса детей.
Задачи проекта
- создавать условия для формирования у детей познавательного интереса.
- развивать у детей любознательность в процессе наблюдений и к практическому экспериментированию с объектами.
- формировать навыки мыслительных действий, анализа, синтеза, классификации и т. д., в процессе познания природной картины мира, способствующих развитию речи.
- развивать самостоятельность в разрешении проблемных ситуаций в исследовательской деятельности.
- учить объяснять наблюдаемое.
Предполагаемый результат
- расширить и углубить знания и представления ребенка об окружающем мире;
- развить познавательные умения через экспериментальную деятельность;
Продукт проектной деятельности
1. Картотека опытов, экспериментов и исследований.
2. Картотека подвижных игр, пальчиковых игр и игр-ситуаций.
3. Развлечение: «В стране мыльных пузырей».
План реализации проекта во второй младшей группе
Подготовительный этап проекта
1. Создание экспериментальной лаборатории в группе;
2. Обогащение уголка экспериментирования необходимыми материалами, приборами.
3. Изготовление схем, моделей, которые отображают основные свойства веществ.
4. Подбор подвижных и речевых игр, стихов и загадок о неживой природе.
5. Составление конспектов тематических занятий по разным разделам программы.
6. Составление и создание опытов, экспериментов с разными объектами неживой природы.
Исследовательский этап проекта
Тематическое планирование занятий и опытов к проекту.
1-й день «Чудеса в природе – солнышко»
- Чтение художественной литературы
Стихотворение Г. Бойко «Солнышко» Ознакомить с новым стихотворением, помочь в понимании содержания
- Выполнение упражнений Пальчиковая игра «Солнышко, солнышко» Способствовать развитию моторики рук
- Художественное творчество
Рисование «Светит солнышко в окошко».Обучать рисованию предметов круглой формы, закрашиванию по контуру
- Беседа «Учимся радоваться солнышку и природе» Развивать интерес и эмоциональную отзывчивость на явления неживой природы
- Игра-ситуация «Солнечные зайчики» Способствовать развитию воображения, побуждать к двигательной активности.
Тематическая прогулка
«У солнышка в гостях» .Учить наблюдать за солнышком.
2-ой день «Воздушные чудеса»
- Беседа
«О свойствах воздуха» Знакомить детей с воздухом
- Опыт
«Игры с соломинкой» Знакомить детей с тем, что внутри человека есть воздух, помочь обнаружить воздух
- Исследование
«Как мы сможем сделать из мыла воздушную пену» Подвести к выводу о том, что мыло пенится
- Экспериментирование
«Игры с воздушным шариком» Ознакомить с тем, что внутри человека есть воздух, помочь сделать фокус – обнаружить воздух
«Послушный ветерок».
Цель: Развивать умение правильно дышать ознакомить с таким свойством воздуха: воздушный поток имеет различную силу.
- Игра
«Пускание мыльных пузырей» Стимулировать двигательную активность
- Наблюдение и беседа
«Почему летит мыльный пузырь?» Стимулировать познавательную и речевую активность
- Экспериментирование
«Что в пакете» Помочь в обнаружении воздуха в окружающем пространстве
3-й день «Фокусы с песком»
- Рисование на мокром песке
«Чудесное превращение круга и квадрата» Закреплять знание о геометрических фигурах, развивать воображение детей
- Проблемная ситуация, игра
«Юные кладоискатели» .Развивать наблюдательность, изучение свойств песка, учить находить игрушку в песке
- Игра-экспериментирование с мокрым и сухим песком
«Пирожки для мишки» Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, делать выводы
- Беседа
«О свойствах мокрого и сухого песка» Развивать познавательную и речевую деятельность детей
- Игра с песком
«Постройка зоопарка» Помочь в изучении свойств сырого песка, в
совершенствовании конструктивных умений
4- ый день «Вода – чудо природы»
- Игры-опыты
«Прятки с водой» Дать представление о свойствах воды, о том, что вода может изменять цвет
- Экспериментирование
«Переливание воды» Формировать знания о том, что вода льется из разных сосудов по-разному
- Беседа
«Свойства воды»Формировать знания о разных свойствах воды: льется, летят брызги и т. д.
- Чтение художественной литературы
Стихотворение «Мойдодыр» Ознакомить с стихотворением, помочь в понимании содержания
- Прослушивание аудиосказки «Как Костя не умывался».
Цель: ознакомить с рассказом, помочь в понимании содержании.
5 день- «День звука и цвета»
- Беседа «Звук»
Цель: Дать первые представления о звуке, развивать слуховое внимание.
- Опытно – экспериментальная деятельность «Музыкальные и не музыкальные звуки»
Цель: Формировать умение определять происхождение звуков, различать музыкальные и шумовые звуки
- «Цветные сказки»
Цель: Закрепить названия цветов, воспитывать любовь к чтению, усидчивость, формировать умение слушать без наглядного сопровождения.
- Прогулка. Наблюдение за цветником
Цель: Расширять представления о цветах, рассмотреть какие есть цветы на клумбе. Назвать их цвет.
- Подвижная игра «Найди свой цвет»
Цель: Формировать умение ориентироваться в пространстве, различать цвета основного спектра.
- Просмотр мультфильма «Радуга»
Цель: Закрепить названия цветов радуги, их последовательность
Работа с родителями: Памятка родителям «Что нельзя и что нужно делать для интереса детей к познавательному экспериментированию».
Заключительный этап.
1. Составление картотеки опытов, экспериментов и исследований по проекту.
2. Составление картотеки подвижных игр, пальчиковых игр и игр-ситуаций по проекту.
Результат
Результаты работы в рамках исследовательского-творческого проекта во второй младшей группе «Одуванчик» «Чудеса, фокусы, эксперименты» показывают личностные изменения воспитанников. Дети стали самостоятельнее, расширился круг их интересов, они инициативны в выдвижении и проверке гипотез, ищут необычные подходы к решению проблемных ситуаций.
Экспериментальная деятельность помогает дошкольнику понять окружающий мир, способствует усвоению знаний, возникновению чувства удивления природой, учит получать удовольствие от общения с ней, а также формирует у ребёнка бережное, ответственное отношение к среде, в которой он живёт.
Таким образом, занятия по детскому экспериментированию выполняют социальный заказ на воспитание разносторонне развитой личности и закладывают в детях качества успешных исследователей.