Оксана Сердюк
Краткосрочный проект для второй младшей группы «В гостях у сказки!»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта
Вид проекта : краткосрочный, художественно-эстетический.
По составу участников: коллективный проект (дети, воспитатели, музыкальный руководитель, родители).
Срок реализации: декабрь 2014 года.
Актуальность проекта :
Народные сказки – самая древняя из распространенных форм устного народного творчества, присутствующая всем народам, такая сказка отражает убеждения, воззрения, главенствующие черты национального характера, обличает классовые отношения, одновременно обнажая старинный быт, который зачастую отражается в отдельных произведениях - бытовых сказках, сказках о животных, волшебных сказках.
Публикация «Краткосрочный проект для второй младшей группы „В гостях у сказки!“» размещена в разделах
Цель проекта :
Создать положительный эмоциональный настрой. Формировать у детей представления о русской народной сказке через различные виды деятельности.
Задачи проекта :
• закрепить знание содержания сказок
• сформировать желание быть похожими на положительных героев
• развивать умения передавать образ сказочного героя речью, движениями, жестами, мимикой.
• воспитывать интерес к сказкам
• прививать детям правила безопасного поведения на примере сказок.
План проведения проекта :
Месяц,
неделя Педагоги Дети Родители
Декабрь
Организационный этап
1 неделя Изучение тематической литературы
Консультация для родителей по теме: «Значение русских народных сказок». Рассматривание книг, иллюстраций русских народных сказок.
Чтение и обсуждение сказок с детьми. Пополнение развивающей среды группы книгами со сказками, поделками, рисунками на тему сказок.
Основной этап
2 неделя Пополнение развивающей среды наглядно-дидактическими пособиями, демонстрационным материалом.
Знакомство родителей с подборкой игр и загадок по сюжету русских народных сказок. Беседа «Кто пишет сказки»
П/игра «У медведя во бору», п/игра «Гуси-лебеди».
Рассказывание р. н. с «Лисичка со скалочкой».
Рисование «Разукрась героя сказки»
Чтение сказок : «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Жихарка», «Маша и медведь», «Гуси – лебеди», «Лисичка – сестричка и серый волк», «Журавль и цапля».
Игры родителей с детьми: «Узнай сказку по иллюстрации»
«Угадай героя сказки»
Чтение сказок детям дома.
Заключительный этап
3 неделя Фотоотчет по реализации проекта
Лепка «Теремок»
Инсценировка сказки «Теремок» Выставка рисунков «Моя любимая сказка».
Приложение
Каталог игр
«У медведя во бору»
Цель: закреплять умение двигаться врассыпную, имитировать игровые движения, двигаться в соответствии с текстом.
Ход игры: дети располагаются на одной стороне зала, а водящий на другой. Игроки двигаются к спящему медведю со словами:
У медведя во бору
Грибы-ягоды беру.
А медведь не спит
И на нас рычит.
Медведь с рычанием пытается поймать детей, те убегают. Поймав кого-либо, отводит к себе. Игра повторяется.
«Гуси-лебеди»
Цель: развивать ловкость, быстроту реакции; закреплять умение выполнять действия взятой на себя роли; согласовывать слова с игровыми действиями.
Ход игры: на одном краю зала обозначается дом, в котором находятся гуси. На противоположной – стоит пастух. Сбоку – логово, в котором живет волк. Остальное – луг. Выбираются дети исполняющие роли волка и пастуха, остальные – гуси. Пастух выгоняет гусей на луг, они пасутся.
Пастух: Гуси, гуси!
Гуси: Га-га-га!
Пастух: Есть хотите?
Гуси: Да-да-да!
Пастух: Так летите.
Гуси: Нам нельзя, серый волк под горой не пускает нас домой!
Пастух: Ну, летите, как хотите, только крылья берегите!
Гуси, расправив крылья, летят, а волк старается их поймать. После нескольких перебежек подсчитывается количество пойменных.
«Два мороза»
Цель: развивать быстроту реакции, ловкость; закреплять умение согласовывать игровые действия со словами.
Ход игры: на противоположных сторонах площадки обозначаются два дома. Играющие располагаются в одном из них. Водящие - Мороз Красный нос и Мороз Синий нос встают посередине, лицом к играющим и произносят текст
Я – Мороз Красный нос. Я – Мороз Синий нос.
Кто из вас решится в путь дороженьку пуститься?
Играющие хором отвечают: "Не боимся мы угроз, и не страшен нам мороз!"
После этих слов дети перебегают на другую сторону площадки, а Морозы стараются их поймать и заморозить. «Замороженные» останавливаются на том месте, где до них дотронулись и до окончания пробежки стоят не двигаясь.
«Лиса и куры»
Цель: развивать ловкость, быстроту реакции, учить действовать по сигналу, развивать ориентировку в пространстве.
Ход игры: на одной стороне зала находится курятник (можно использовать скамейки). На насесте сидят куры. На другой стороне – нора лисы. По сигналу куры спрыгивают с насестов и свободно передвигаются по свободному пространству. Со словами «Лиса!» куры убегают в курятник и взбираются на насест, а лиса старается поймать курицу. Не успевшую спастись она уводит в сою нору. Когда водящий поймает 2-3 кур, выбирается другой ловишка.
Загадки
Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом…
Кем же были эти
Маленькие дети?
Уплетая калачи,
Ехал парень на печи.
Прокатился по деревне
И женился на царевне
Как у Бабы у Яги
Нет совсем одной ноги,
Зато есть замечательный
Аппарат летательный.
Какой?
Всех важней она в загадке,
Хоть и в погребе жила:
Репку вытащить из грядки
Деду с бабкой помогла.
Красна девица грустна:
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко!
Слезы льет бедняжка!
Из муки он был печен,
На сметане был мешен.
На окошке он студился,
По дорожке он катился.
Был он весел, был он смел
И в пути он песню пел.
Съесть его хотел зайчишка,
Серый волк и бурый мишка.
А когда малыш в лесу
Встретил рыжую лису,
От нее уйти не смог.
Что за сказка?
Возле леса, на опушке,
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?
Физминутки
Репка.
В огороде дедка
Репку посадил.
(присели)
И водой из лейки
Репку он полил.
(тихонько поднимаемся)
Расти, расти, репка,
И сладка, и крепка.
(тянемся вверх на носочках)
Выросла репка
Всем на удивленье
(подняли плечики)
Большая –пребольшая,
Всем хватит угощенья.
(руки в стороны)
Выросла репка
И сладка, и крепка.
(тянемся вверх на носочках)
Выросла репка
И сладка, и крепка.
(тянемся вверх на носочках)
Теремок.
В чистом поле теремок
Был ни низок, не высок.
(присели, встали руки вытянуты)
Звери разные там жили,
Жили дружно, не тужили.
(поклон)
Там и мышка (руки перед собой
на носочках)
И лягушка (присели)
Зайчик (прыжки)
С лисонькой –подружкой
(повертели «хвостиком»)
Серый волк –зубами щелк
(показали руками «пасть»)
В дружбе знали они толк.
(поклон)
Но набрел на теремок
Мишка косолапый
(изобразить мишку)
Раздавил он теремок
Своей огромной лапой.
(кулачок об кулачок)
Звери очень испугались,
Поскорее разбежались
(бег на месте)
А потом собрались снова
Чтоб построить терем новый.
(сели на стульчики)
Заюшкина избушка.
В лубяной избушке
Жил заяц на опушке.
(прыжки)
А в ледяной избушке-
Лисица на горушке.
(повертели «хвостиком»)
Растаяла весною
Избушка на горушке
(показать руками крышу)
Лисица побежала
К зайцу на опушку.
(бег с повиливанием «хвостом»)
Выгнала зайчишку
Из лубяной избушки
(кулачок об кулачок)
Да сама жить стала
В избушке на опушке
(хлопки в ладоши)
И ни волк (руками показали «пасть»)
И ни медведь (показать).
Не смогли помочь.
Петушок отважный
Прогнал лису прочь
(топать ногами)
Так остался петушок
У заюшки в избушке.
(прыжки)
В лубяной избушке,
Избушке на опушке.
(показать руками крышу)
Консультация для родителей «Значение русских народных сказок»
Через русские народные сказки мы прививаем русскую культуру нашим детям. Через ритм и речь они впитывают основы нашего языка и культуры. Русские народные сказки содержат в себе «миф о мире».
С помощью героев сказок дети учатся чертам характера, эмоциональным переживаниям. Очень важно читать сказку без эмоций, чтобы ребенок сам учился переживать и определять эмоции, присущие определенным героям и ситуациям. Если ребенку трудно определить название эмоции, нужно ему помочь, фразами, типа: «Жалко Мишку?», «Звери огорчились?», «Зайка испугался!».
Рекомендуется в первую очередь познакомить ребенка со сказкой «Курочка Ряба». Вслед за ней познакомьте ребенка с коммулятивными сказками - это сказки, сюжет которых нанизывается как бусины на нитку, например, «Репка», «Колобок», «Теремок». Коммулятивные сказки выводят из циклического мышления к прямому (линейному) логическому мышлению. Заставляют думать человека о том, что может происходить в жизни что-то новое каждый день.
С трехлетнего возраста до четырех с половиной лет начинается подготовка к морально-нравственному воспитанию. В это время ребенок готов к знакомству со сказками про животных. Этот период еще называется «доморальным». Чем дольше удерживать ребенка на сказках о животных, тем ярче будет его эмоциональная сфера. Из этих сказок ребенок узнает, что волк - злой и голодный, заяц – трусливый, лиса – хитрая, а медведь большой и неуклюжий.
Вслед за «доморальным» периодом наступает этап доволшебных сказок. Это те сказки, где мир животных пересекается с миром человека, то есть животные общаются с человеком. Здесь уже дети учатся характеру и умениям, которые присущи человеку.
Только к 7ми годам рекомендуется вводить волшебные сказки, где происходят различные чудеса и превращения. Дети старшего дошкольного возраста уже знакомы с эмоциями и способны ее назвать, поэтому мы читаем сказки без эмоций, чтобы пробудить в ребенке его собственные эмоции.
В настоящее время существует многообразие русских народных сказок в обработке наших современников. Важно сохранить их в том виде, в котором они были придуманы народом. С удовольствием посоветую вам народные сказки под редакцией А. Н. Афанасьева. В них сохранен смысл, не изменено содержание. После неоднократного прочтения сказку можно проиграть с помощью кукол, а также, инсценировать сказочный сюжет, чтобы дети примеряли на себя роли разных персонажей. Полезный эффект театральной деятельности очевиден: если ребенок замкнут- это поможет ему раскрепоститься; если ребенок агрессивен – следует дать ему роль агрессивного персонажа, впрочем, он и сам ее для себя выберет, это поможет выходу его агрессивных эмоций. Для всех без исключения детей театральная деятельность способствует развитию внимания, памяти и речи.
Игра является ведущей деятельностью в жизни ребенка, а сказками мы учим ребенка многочисленным сюжетам для его игр. Обращаясь ко всем родителям, педагогам и специалистам, хочется сказать : «Читайте сказки детям!»