Юлия Груздева
Проект «Деревья-наши зеленые друзья»
▼ Скачать + Заказать документы
МДОУ «Чаромский детский сад»
Подготовила: Груздева Ю. И.
воспитатель
Высшая квалификационная категория.
1. Актуальность проблемы.
В наше время актуальна проблема воспитания экологической культуры и экологической грамотности у детей, начиная с дошкольного возраста. Цель работы педагогов – развитие у воспитанников гуманного отношения ко всему живому.
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное и осознанное отношение к природе и природным объектам.
Публикация «Проект „Деревья-наши зеленые друзья“» размещена в разделах
Воспитатель является носителем экологической культуры. Он знакомит детей со способами общения с природой, формирует умение наблюдать окружающий мир природы, устанавливать элементарные связи и зависимости, воспитывает потребность беречь и защищать природу. Проблема:
Зачастую дети ломают ветви деревьев или портят зеленые насаждения.
Суть нашей работы над проектом в том, чтобы сформировать у детей понятие, что деревья – живые существа, которые нуждаются в нашей защите, расширять представление о деревья и кустарниках, произрастающих в нашей местности, научить видеть красоту природы, получить практические навыки по посадке саженцев на участке детского сада.
2. Цель и задачи проекта :
Сроки проведения: краткосрочный с 12 по 22 сентября.
Тип проекта : информационно – социальный, экологический.
Участники проекта : дети, педагоги, родители
Цель проекта : формирование основы экологической культуры –
осознанно – правильного отношения к объектам живой природы, стремления беречь и защищать ее.
Задачи:
1. Расширять представления детей о деревьях и кустарниках, произрастающих в нашей местности (с. Чаромское)
2. Научить детей распознавать деревья по внешним признакам, различать хвойные и лиственные деревья.
3. Углублять знания о пользе деревьев и значении их для жизни на планете Земля.
4. Учить видеть и передавать через художественное творчество красоту природы.
5. Воспитывать экологическую культуру.
Ожидаемый результат:
1. Расширение кругозора детей и знаний о зеленых друзьях человека – деревьях и кустарниках.
2. Создание с детьми гербария.
3. Повышение уровня экологической грамотности детей.
4. Вовлечение родителей в работу над проектом.
5. Организация выставки «Мое любимое дерево»
3. Этапы работы над проектом.
1 этап подготовительный. 2 дня
1. Постановка цели и задач проекта
2. Планирование работы с детьми и родителями.
3. Подбор занятий, разработка бесед и экскурсий.
4. Поиск литературы для реализации работы над проектом.
2 этап основной - 8 дней
1. Беседа
«Какие деревья и кустарники растут в нашем селе?»
2. Целевая прогулка «Деревья и кустарники вокруг нас»
3. Сбор листьев для гербария.
4. Исследовательская деятельность «Где у шишки семена?»
5. ООД. Рисование «Мое любимое дерево»
6. Беседа «Как деревья помогают человеку?»
7. ООД Ознакомление с окружающим «Ветер золото кружит, золотым дождем шумит»
8. ООД Конструирование из бумаги «Березка»
9. ООД Ознакомление с окружающим «Через добрые дела можно стать юным экологом»
10. Чтение стихов и отгадывание загадок о деревьях.
11. Дидактические игры : «Угадай дерево по листочку», «Что лишнее?». Словесные игры :
«Назови по – другому», «Скажи ласково».
12. Посадка зеленых насаждений на участке детского сада
3 этап заключительный - 2 дня
1. Оформление гербария
2. Организация выставки детских работ «Осень золотая»
3. Обобщение опыта работы по проекту на педсовете.
4. Работа над проектом.
1 этап. Подготовительный.
Работа над проектом на подготовительном этапе включила в себя выявление проблемы и нахождение путей ее решения, постановку целей и задач проекта, планирование работы с детьми, информирование родителей и включение их в проектную деятельность совместно с детьми.
На этапе подготовки осуществлялся подбор литературы (научной и художественной, дидактического материала, иллюстраций, разработка занятий, целевых экскурсий, подбор тем для бесед и дидактических игр с детьми.
2 этап. Работа над проектом.
На данном этапе проводилась практическая работа с детьми: беседы, организованная образовательная деятельность, целевые прогулки, дидактические игры и чтение художественной литературы. В свое работе по изучению деревьев и кустарников упор делался на региональный компонент. Мы с детьми изучали, какие именно деревья растут в нашей местности, какие из них редкие, а какие растут повсеместно. А так же большое внимание уделялось воспитанию экологической культуры и бережного отношения к зеленым насаждениям. В начале работы перед детьми была поставлена проблема «Что случится, если все взрослые и дети будут ломать ветки и портить зеленые насаждения?»
Вместе с детьми мы обсудили эту проблему и пришли у выводу, что надо деревья беречь и охранять, изучать деревья и кустарники произрастающие в нашей местности, собрать гербарий листьев.
Постепенно дети узнавали, чем различаются хвойные и лиственные деревья, узнали о строении деревьев и кустарников, о пользе их для сохранения жизни на земле, о пользе для жизни и деятельности человека.
Поняли, что если вырубать деревья, то воздух будет загрязнен, люди будут болеть, пострадают лесные животные и птицы и многое на земле может измениться. Узнали также, что есть такая наука экология, которая призвана беречь и защищать природу.
На занятиях по рисованию и конструированию из бумаги учились передавать красоту деревьев, используя и нетрадиционные техники рисования, приобрели новые навыки и умения. Рассматривали картины великих русских художников Шишкина и Левитана, сумевших передать всю красоту родной природы.
На прогулках дети изучали форму и цвет листьев, рассматривали кору деревьев, семена клена, шишки сосны и ели, сравнивали хвойные и лиственные деревья. Свои знания закрепляли через дидактические игры, рисование листьев по трафаретам, рассматривание дидактического пособия «Деревья наших лесов».
Провели опыт «Где у шишки семена?» (Собранные на улице шишки, принесли в помещение и в тепле они раскрылись)
Проводились и словесные игры «Назови по – другому» (лист дуба дубовый лист, «Скажи ласково» (Дуб - дубок).
С интересом воспитанники отнеслись к идее создания гербария. Вместе собирали, сушили, некоторые даже приносили из дома, засушив листья вместе с родителями.
Большое внимание уделялось чтению художественной литературы: рассказов, стихов, загадок.
В процессе работы над проектом дети получили возможность в игре, образовательной и исследовательской деятельности, а также в художественном творчестве получить практические умения и глубокие знания по данной теме.
Вместе с воспитанниками посадили на участке саженцы деревьев и кустарников, освоили правила осенней посадки, все насаждения полили и огородили, чтобы никто не сломал.
3 этап. Заключительный
На заключительном этапе был проведен опрос детей по изучаемой теме и он показал высокий уровень знаний. Также собран и оформлен гербарий, для последующей работы по экологическому воспитанию. Вместе с родителями дети сделали выставку рисунков «Осень золотая».
С детьми мы подвели итоги нашей работы: что узнали нового, что особенно понравилось делать и решили, что будем заботится о наших посадках и беречь природу.
Опыт работы представлен и обобщен на педагогическом совете и оценен как положительный. Материалы будут использованы в последующем для работы по экологическому воспитанию и ознакомлению с окружающим.
5. Работа с родителями.
На подготовительном этапе родители были проинформированы о целях и задачах проекта, сроках его проведения. Им было предложено побеседовать с детьми, о том, какие деревья бывают, закрепить знание частей дерева, о том какие деревья растут рядом с домом, где они живут.
Родители участвовали в совместном художественном творчестве со своими детьми на тему «Осень золотая». Оформили выставку рисунков.
Итоги работы по проекту «Деревья - наши зеленые друзья» подвели на родительском собрании старшей разновозрастной группы. Педагоги поблагодарили родителей за сотрудничество.
Все участвовавшие в работе родители отмечены в «Книге добрых дел», которая уже несколько лет существует в каждой группе Чаромского детского сада.
Совместная работа над проектом помогает создавать благоприятные условия для развития тесных контактов между педагогами и родителями и творческую атмосферу в детском саду.
6. Итоги работы.
Таким образом, можно сделать вывод, что проект «Деревья – наши зеленые друзья» дал очень хорошие результаты по расширению знаний воспитанников о деревьях и кустарниках, произрастающих в нашем селе, и помог формировать экологическую грамотность.
Воспитанники приняли участие в практической деятельности – посадке зеленых насаждений на участке детского сада.
П о результатам работы над проектом бы проведен опрос детей. Все воспитанники усвоили строение и питание дерева, назвали различия между хвойными и лиственными деревьями. Более 95% детей группы назвали не менее 10 деревьев, произрастающих в нашей местности, 90 % усвоили правила поведения в природе.
У детей сформировалось желание беречь и заботиться о наших зеленых друзьях – деревьях и кустарниках, они научились делать элементарные выводы и заключения в процессе практической деятельности, расширили кругозор и представления о родном крае, природных богатствах родной земли.
Задача на будущее - продолжить работу по формированию осознанного отношения к природе, учить видеть ее красоту, развивать экологическое мышление дошкольников, знакомить с растительным миром.