Ольга Зайцева
Краткосрочный познавательно-исследовательский проект «Нам не страшны холода — вместе мы с семьёй всегда»
▼ Скачать + Заказать документы
МБОУ г. Ивантеевка городского округа Пушкинский Московской области «Образовательный центр №7»
Краткосрочный познавательно – исследовательский, совместный с родителями проект в старшей группе №14
«Нам не страшны холода – вместе мы с семьёй всегда!»
Авторы проекта :
воспитатель первой
квалификационной категории
Зайцева Ольга Сергеевна
воспитатель высшей
квалификационной категории
Бурова Татьяна Борисовна
2024 г
Паспорт проекта
Публикация «Краткосрочный познавательно-исследовательский проект „Нам не страшны холода — вместе мы с семьёй всегда“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Семья. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» февраль 2024
Тема проекта : «Нам не страшны холода – вместе мы с семьёй всегда!»
Авторы проекта : Зайцева О. С., Бурова Т. Б. воспитатели группы
Участники проекта : дети старшей группы (5-6 лет)- 19 чел., воспитатели, родители.
Сроки реализации проекта : 09.01.24 – 23.01.24
Вид проекта : групповой, краткосрочный
Тип проекта : познавательно-исследовательский
Актуальность: Актуальность данного проекта в том, что он позволяет в условиях воспитательно – образовательного процесса в ДОУ расширить, обогатить, систематизировать и творчески применить знания детей о сезонных изменениях в зимнее время года, привлечь к помощи и совместной работе родителей воспитанников.
В 5-6 лет ребенок активнее накапливает опыт и усваивает знания в результате непосредственного общения с природой и разговоров с взрослым. Именно поэтому у ребенка можно заложить основы понимания и взаимосвязи объектов и явлений живой и неживой природы, воспитания здорового образа жизни.
Все дети любят зиму, но не все замечают красоту природы, не задумываются, что было бы, если бы зимой не было снега. Работа над проектом даст детям возможность совместно с родителями в течение двух недель работать над одной темой, чтобы получить ответы на интересующие их вопросы.
Цель: создание условий для развития познавательных, исследовательских и творческих способностей детей в процессе реализации детско-взрослого проекта.
Задачи:
- Расширять представления детей о зиме (состояние погоды, характерные осадки, особенности жизни диких животных и птиц в зимний период).
- Формировать у детей разносторонние знания о взаимосвязи живой и неживой природы в зимний период.
- Способствовать развитию познавательной активности, создавать условия для выявления свойств и качеств снега и льда, умению замечать изменения в природе, наблюдательности.
- Создавать условия для развития творческих способностей детей, их воображения, логического мышления, коммуникативных качеств, выразительной речи.
- Способствовать воспитанию бережного отношения к природе, желанию заботиться о птицах и животных (делать кормушки, кормить птиц и зверей).
- Укреплять здоровье детей, приобщать к здоровому образу жизни.
- Привлечь родителей воспитанников к сотрудничеству и взаимодействию в разных формах работы. Содействовать формированию сотрудничества в детско-родительских отношениях.
Формы реализации проекта :
• Занятия.
• Беседы.
• Наблюдения.
• Досуговая деятельность.
• Игровая деятельность.
• Исследовательская деятельность.
• Продуктивная деятельность детей.
• Чтение художественной литературы.
Ожидаемые результаты:
Дети узнают об особенностях зимнего времени года (осадках, явлениях природы, погоде, об особенности жизни диких животных зимой, узнают о свойствах снега, льда, и убедятся в этом в процессе опытно-экспериментальной деятельности.
Дети получат знания о пользе прогулок, о здоровом образе жизни, о безопасном поведении зимой.
В ходе реализации проекта дети научатся видеть красоту зимней природы и передавать её в рисунке.
Изготовят макет «Зима в лесу»
Дети и родители будут активными участниками в разных формах работы:
-примут участие в конкурсе функциональная кормушка «Хранители пернатых»
-изготовление совместно родители с детьми «Книжек-малышек» на тему «Зима»
- изготовление совместно с детьми «Рукавичка - сказка»
-примут активное участие в подготовке и созданию фотоколлажа «Мы любим зиму!»
-родители примут участие в постройке ледяной горки и благоустройстве прогулочного участка.
Этапы реализации проекта :
1 этап – подготовительный:
• Создание необходимых условий для реализации проекта (постанова цели перед детьми, информирование родителей)
• Разработка и накопление методических материалов.
• Создание развивающей среды.
• Подбор художественной литературы по теме.
• Разработка рекомендаций, консультаций для родителей.
2 этап – основной (практический) :
• Организация самостоятельной деятельности в уголках творчества.
• Проведение целевых наблюдений, игр, бесед.
• Организованная образовательная деятельность
3 этап - заключительный (презентационный) :
Продукты проектной деятельности :
• Выставка совместных творческих рисунков на тему «Волшебные краски зимы»
• Коллекция книжек-малышек, изготовленных с родителями, дома на тему «Зима»
• «Рукавичка - сказка»
• Выставки детских работ (рисунков, аппликации)
• Фотоколлаж «Мы любим зиму!»
• Макет «Зима в лесу»
• Презентация проекта
Этапы реализации проекта
Этапы Содержание Взаимодействие с родителями
Подготовительный этап • Создание необходимых условий для реализации проекта (постанова цели перед детьми, информирование родителей)
• Разработка и накопление методических материалов.
• Создание развивающей среды.
• Подбор художественной литературы по теме.
• Разработка рекомендаций, консультаций для родителей Беседа с родителями о необходимости участия их в проекте, о серьезном отношении к воспитательно-образовательному процессу в ДОУ
Практический этап Познавательное развитие.
Цикл наблюдений:
- за изменениями зимней природы во время прогулок (за солнцем, небом, силой ветра, снегом)
- за красотой зимней природы, за контрастом, многообразием цветов.
- за деревьями, растущими на территории детского сада
- за играми других детей.
НОД
- «Безопасность на прогулах зимой» (с использованием мнемотехники)
- «Как зимуют птицы и животные»
- «Какого цвета снег?»,
- «Что изменилось в природе?»
Беседы: «Одевайся по погоде, а не по моде», «Если хочешь быть здоров – закаляйся!»
Опытно-экспериментальная деятельность.
«Определение цвета», «Определение прозрачности», «Цветные льдинки», «Таяние снега», «Таяние сосульки», «Лепка из рассыпчатого снега», «Лепка из влажного снега», «Определение свойств снега и льда» - Консультация для родителей
«Безопасность на прогулке зимой», «Одежда детей зимой», «Увлекательные и весёлые игры на воздухе зимой», «Как укрепить иммунитет ребенка в зимнее время»
- Памятка для родителей
«Профилактика ОРВИ»
«Правила поведения на дороге
зимой»
Фотосессия «Зимние забавы в семье и детском саду»
Изготовление кормушек
Постройка ледяной горки и благоустройстве прогулочного участка.
Речевое развитие.
ОД «Составление рассказов по картинам «Зимние забавы».
Разучивание скороговорок, обсуждение смысла пословиц и поговорок
Словесные дидактические игры: «Какой, какая, какие?», «Когда это бывает», «Закончи предложение», «Дай ответ – чего нет», «Подбери слово», «Назови одним словом»
Разучивание стихов
«Пирог», «Сосулька» А. Горбунова, «Мишка-лежебока», «Зима» (по мнемотаблицам)
Отгадывание загадок.
Чтение художественной литературы:
Выставка книг о зиме
Русская народная сказка "Морозко". Обр. М. Булатова.
Русская народная сказка "Про Емелю, или по щучьему веленью". Обраб. Л. Елисеевой
Словацкая сказка "Двенадцать месяцев" (Пер. С. Маршака.)
Г. Х. Андерсен. Снежная королева.
П. Бажов. Серебряное копытце.
С. Есенин. Белая береза. Поет зима - аукает. Пороша.
С. Городецкий. Первый снег.
Н. Никитин. Встреча зимы.
А. Фет. Мама, глянь-ка из окошка…
Сергей Козлов “Зимние сказки”.
Социально-коммуникативное развитие.
Дидактические игры: «Что сначала, что потом», «Зимние пазлы», «Назови ласково»
Сюжетно-ролевые игры : «Едем на автобусе в зимний лес», «Встречаем Новый год»
Труд детей на участке: очистка построек от снега, расчистка дорожек, набрасывание снега на кусты и деревья, сбор снега для построек, подкормка птиц, сбор выносного инвентаря.
Физическое развитие.
Прогулки, катание с ледяной горки, игры в снежки, метание в цель, игры со снегом, лепка из снега, игры с выносным материалом, катание на лыжах, игра в хоккей.
Подвижные игры «Снежная королева», «Мороз- Красный нос», «Снежная карусель», «Мы весёлые ребята», «Два мороза»
Пальчиковые игры «Птички зимой», «Прогулка», «Новый год», «Снежок», «Ёлка», «Зима», «Зимой», «Снеговик», «Снежинка»
Художественно-эстетическое развитие.
Рисование «Открываем календарь, начинается январь.», «Нарисуем птичек, снегирей, синичек»
Аппликация из салфеток «Деревья в снегу»
подготовка рисунков для выставки «Волшебные краски зимы»
Лепка «Деревья зимой»
Конструирование из бумаги в технике оригами «Снежинка».
Вырезание снежинок из бумаги.
Изготовление макета «Зимой в лесу»,
Изготовление книжки «Рукавичка - сказка»
Свободное творческое рисование, раскрашивание, вырезание, работа по оригами.
Слушание музыкальных произведений: «Времена года» П. И. Чайковского, «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского, «Метель» Г. Свиридова. Песен о зиме.
Разучивание песен о зиме.
Разучивание танцев «Весёлая зима», «Про зиму»
Музыкально – дидактическая игра: «Узнай на слух»
Самостоятельная музыкальная деятельность:
«Сочини песню о зиме»
«Сыграй песенку метели и вьюги»
Заключительный этап • • Выставка совместных творческих рисунков на тему «Волшебные краски зимы»
• Коллекция книжек-малышек, изготовленных с родителями, дома на тему «Зима»
• Выставки детских работ (рисунков, аппликации)
• Фотоколлаж «Мы любим зиму!»
• Макет «Зима в лесу»
• Презентация проекта - Ознакомление родителей с результатами проекта
Результаты реализации проекта :
- Дети получили углубленные знания детей о сезонных изменениях в природе в зимнее время года.
- Получили знания о свойствах снега и льда в ходе совместной практической исследовательской деятельности детей с педагогом.
- Дети усвоили правила безопасного поведения на прогулах зимой.
- Дети развили умения составлять творческие рассказы по картинам, в диалогической и связной речи детей, обогатили словарь.
- Развили творческие способностей детей в разных видах изодеятельности, познакомились со способами получения новых цветов.
- Развили навыки выразительной речи, память, посредством запоминания стихотворений о зиме.
- Родители были приобщены в творческую работу с детьми, стали заинтересованными в сотрудничестве с детским садом.
В нашей группе создана коллекция книжек-малышек, изготовленных с родителями, дома на тему «Зима»;
Оформлено несколько выставок детских работ (рисунков, аппликации) в ходе реализации проекта;
Совместно с родителями и детьми создан макет «Зима на прогулке».
Созданы фотоколлажи «Мы любим зиму!»
На прогулочном участке созданы условия для прогулок, построена ледяная горка.
Для родителей подготовлены консультации и рекомендации на темы сохранения здоровья зимой, воспитания и развития детей.
В ходе реализации проекта, наряду с поставленными задачами, у детей параллельно развились следующие положительные моменты: дети научились понимать красоту природы, высказанную словами (стихи, а также с помощью кисти художника). Дети знают о необходимости сохранения здоровья и ведению здорового образа жизни. Научились сопереживать животным, подкармливать птиц
Литература:
1. Т. И. Бабаева. Образовательная деятельность на прогулках. Старшая группа Волгоград
2.. К. Ю. Белая «Формирование основ безопасности у дошкольников». Москва, 2014 г.
3. О. В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением». Москва. 2014 г. Старшая группа.
4. Токаева Т. Э. Технология физического развития детей 5-6 лет. М. 2017
5. Г. П. Тугушева «Экспериментальная деятельность для среднего и старшего дошкольного возраста». С,П. -Детство-Пресс 2006
6. О. С. Ушакова «Развитие речи детей 5-6 лет» М. Вентана-Граф 2010
7. https://www.vashevse.ru/
.