Яна Веймер
Краткосрочный мини-проект по ФЭМП у детей с ЗПР 4–7 лет «Червячки и яблочки»
▼ Скачать + Заказать документы
Мини-проект «Червячки и яблочки» (ФЭМП).
Тип проекта:
- по содержанию: познавательно-творческий;
- по числу участников: индивидуальный (дети 4-7 лет);
- по срокам реализации: краткосрочный (1 неделя);
Цель: дифференциация представлений о величинах: большой/маленький (размер) и длинный/короткий (протяженность) у детей 4-7 лет с ЗПР.
Задачи:
Образовательные:
- систематизировать представления детей о таких величинах как размер и протяженность;
- формировать и уточнять представления о величине путем сопоставления предметов;
Публикация «Краткосрочный мини-проект по ФЭМП у детей с ЗПР 4–7 лет „Червячки и яблочки“» размещена в разделах
- Гусеницы и червячки
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Проекты, планирование, тематические недели
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Математика. Проекты
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Подготовительная группа
- Проекты
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Яблоко, яблоня. Всё по теме яблок
- Яблоко. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» сентябрь 2024
- актуализировать в словаре детей слова: большой, маленький, длинный короткий
Развивающие:
- развитие элементарных навыков и умений в лепке;
- развитие сенсорного восприятия величин, обозначающих размер и протяженность;
Воспитательная:
- закрепление способности дифференцировать свою половую принадлежность;
Актуальность проекта:
Представления о величинах у детей с ЗПР носит плохо дифференцированный характер, зачастую признаки «толщины», «протяженности», «ширины», «высоты» узко ограничиваются ими понятиями «большой» или «маленький».
Идея проекта:
Поскольку, применительно к детям с ЗПР имеет силу закономерность, лучшего запоминания наглядного (неречевого) материала, в рамках лексической темы «Фрукты», в качестве организационного момента в начале занятия предлагается поиграть в игру-эксперимент «Червячки и яблочки». Суть игры заключается в том, что в зависимости от своего пола, каждый ребенок удлиняет соответствующего червячка на одно звено (мальчики – голубого, а девочки – темно-розового, при этом, яблочко каждого червячка также увеличивается на один фрагмент. Тем самым, ребенок наглядно видит, что червячок становится длиннее, а яблоко больше. Также присутствует соревновательный момент между девочками и мальчиками, чей червячок в результате игры-эксперимента будет длиннее, а чей короче и соответственно, чье яблоко будет больше, а чье меньше.
Участники проекта: дети младшей, средней, старшей и подготовительной групп (12 мальчиков и 4 девочки).
Этапы реализации проекта:
1. Подготовительный
- постановка цели и задач работы над проектом;
- подготовка материала для оформления игры проекта;
2. Основной этап
- участие детей в игре-эксперименте;
3. Заключительный этап
- анализ и подведение итога игры-эксперимента.
Оборудование для игры-эксперимента:
- доска для работы с пластилином;
- 2 идентичные по размеру, но разные по цветам заготовки червяков из пластилина: голова и одно звено (тело) и 2 идентичных по размеру и цвету яблока для каждого червячка;
- разложенные по трем контейнерам, одинаковые по размеру фрагменты пластилина, соответствующие цвету каждого червяка и яблок (каждый фрагмент по размеру должен соответствовать уже имеющемуся звену червяка. Это условие применимо и к фрагментам пластилина для червяков и для яблок).
Ход игры-эксперимента:
В начале занятия, в качестве организационного момента, ребенку предъявляется муляж яблока, в котором сидит червячок и зачитывается стихотворение Г. Сапгира «Про яблоко». Затем, обращаем внимание ребенка на лежащую перед ним доску, на которой расположенных 2 одинаковых по размеру, но разных по цвету червячка, а перед ними 2 яблочка. Фиксируем ребенка на информации, что червяки одинаковые по длине, но разные по цвету, а яблоки одинаковые по размеру и одинаковые по цвету. Далее говорим, что нам нужно сделать червячка длиннее, но с условием, что розового червячка длиннее будут делать девочки, а синего мальчики. Предлагаем взять соответствующий фрагмент пластилина и удлинить червячка. При этом если червячок стал длиннее, то и кушать он теперь будет больше и яблочко нужно тоже сделать больше также на один фрагмент. Затем снова сравниваем червячков, задаем вопрос: «Теперь какой стал червячок?» (если ребенок отвечает, что большой, то корректируем, если отвечает, что длинный/длиннее, то хвалим, обязательно сопровождаем жестовой подсказкой разводим руки – длинный, а другой червяк теперь короткий/короче, сводим руки). Далее сообщаем, что один червячок стал длиннее, и яблоко он хочет теперь больше. Ребенок берет один фрагмент пластилина цвета яблока, и увеличивает нужное яблоко. Затем сравниваем яблоки и задаем вопрос: «Теперь какое стало это яблоко» (большое/больше, а другое маленькое/меньше, также сопровождаем жестовой подсказкой – руками показываем большое яблоко и маленькое, соответственно). Сообщаем, что, когда все мальчики и девочки поиграют и помогут червячкам стать длиннее, мы посмотрим на них и сравним, чей червячок (мальчиков или девочек) будет длинный, а чей короткий и у кого червячка яблоко будет большое, а у какого маленькое.
Подведение итогов:
Через неделю с каждым ребенком оцениваем полученный результат, анализируем чей червяк длиннее, а чей короче, у какого червяка яблоко большое? (у длинного червяка большое яблоко); у какого червяка яблоко маленькое? (у короткого червяка яблоко маленькое).