Жирнова Нэлля
Краткосрочная образовательная практика «Волшебный песок»
▼ Скачать + Заказать документы
Краткосрочная образовательная практика педагога-психолога
«Волшебный песок».(игры - занятия с кинетическим песком)
Подготовила: педагог-психолог Н. Л. Жирнова
Цель:
развивать у детей потребность в новых впечатлениях, любознательность, познавательные интересы, побуждать к осуществлению новых видов деятельности. Развивать мелкую моторику пальцев, речевую активность. Учить детей общаться и согласовывать свои действия, в процессе работы, с другими детьми.
Публикация «Краткосрочная образовательная практика „Волшебный песок“» размещена в разделах
- Краткосрочная образовательная практика. КОП в детском саду
- Опыт работы, практика
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший фотоотчет» январь 2019
Задачи:
1. Знакомство детей с кинетическим песком и его свойствами.
2. Организация игр и упражнений с кинетическим песком.
3. Формировать умение выполнять задания в соответствии с инструкцией;
4. Воспитывать умение контролировать свое поведение;
5. Способствовать созданию положительного эмоционального настроя и совершенствованию коммуникативных навыков детей.
Преимущества кинетического песка:
1. нетоксичен;
2. безопасен для детей с раннего возраста;
3. не высыхает и не боится воды ;
4. при просыпании сохраняется в виде компактной массы;
5. в случае неосторожного заглатывания выходит из организма естественным путем, не вызывая дискомфорт;
6. практически не засоряет глаза при попадании;
7. не оставляет следов на руках и одежде;
8. для использования не требуется специальных условий.
Оборудование:
1. Песочница с кинетическим песком;
2. Мелкие игрушки;
3. Камешки, шишки;
4. Оригинальные формочки;
5. Трафареты, штампы;
6. Разноцветные верёвочки.
7. Влажные салфетки.
Форма проведения:
- подгрупповая (2 подгруппы по 4 человека в каждой).
Количество детей и возраст:
-дети 5-6 лет (4 человека);
-дети 6-7 лет (4 человека).
Количество занятий:
5 занятий (1 раз в неделю по 30 минут).
«Волшебный» песок как магнит притягивает к себе детские ручки и позволяет возводить невероятные сооружения, воплощая в постройках свои мечты и фантазии. Из него можно лепить, строить, на нем можно рисовать, его можно резать, выдавливать строгие формы. С его помощью гораздо легче будет происходить формирование представлений о сенсорных эталонах. К тому же, кинетический песок, все чаще применяется как средство релаксации. Интересной является идея воспользоваться им при проведении адаптации детей, как способом для развития связной речи, а также в качестве работы по снятию мышечного напряжения. Ведь, чтобы снять напряжение в мышцах, можно просто закопать ручки в песок или отпечатать пальчики и кулачки. Если дополнить отпечатки другими деталями, то получим другой образ. Этот «чудо-материал» я использую в работе с детьми именно в силу всех вышеперечисленных достоинств.
Работа с кинетическим песком подходит для индивидуальных и подгрупповых занятий большинства возрастных групп. Ресурсы игры поистине огромны. Помимо коррекционной функции, она обладает еще развивающим, воспитательным, диагностическим и лечебно-профилактическим потенциалом.
Игры с песком – удивительный способ общения ребёнка с миром и с самим собой. Перед ребёнком открываются новые пути развития и взаимодействия с окружающим миром, помогают ребенку и стабилизируют его эмоциональное состояние.
Применение кинетического песка в коррекционно - развивающей работе с детьми показывает различные варианты здоровьесберегающего и коррекционно-развивающего воздействия «волшебного» песка в любой из пяти образовательных областей:
1. В процессе игры с кинетическим песком развивается тактильная чувствительность и мелкая моторика.
2. Занятия с «волшебным» песком способствуют развитию творческого воображения.
3. Манипуляции с песком оказывают благотворное влияние на эмоциональное состояние, помогает раскрепоститься и приучает к концентрации внимания.
Использованием в работе с детьми кинетического песка достигается гораздо больший коррекционно-развивающий эффект:
1. Существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.
2. Развивается «тактильная» чувствительность как основа развития «ручного интеллекта».
3. В играх с кинетическим песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, а также моторика и речь.
4. Совершенствуется развитие предметно-игровой деятельности, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.
5. Песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию, что наиболее актуально в работе с детьми, имеющими психологические нарушения.
Занятие 1.«Знакомимся с волшебным песком».
Цель: познакомить детей с кинетическим песком и его свойствами; развивать мелкую моторику и кисти рук, глазомер. Дидактический материал: разноцветные веревочки, тонкие палочки, кинетический песок, формочки, влажные салфетки.
Педагог-психолог предлагает детям дотронуться до песка. Что вы почувствовали? Затем дает задание сделать отпечатки рук на песке, отпечатки формочек и других разных предметов по одному. Предложить детям взять песок в руки и сыпать, формируя холмик. А потом показывает, как можно рисовать палочками и дублировать рисунок разноцветными веревочками.
Занятие 2.«Мы рисуем»[/b]
Цель: совершенствовать восприятие, творческое воображение, мелкую моторику и кисти рук, глазомер. Развивать умение представлять предметы по их словесному описанию.
Дидактический материал: песок (кинетический, мини фигурки, палочки, влажные салфетки.
Нарисовать на песке прямых линий – это дороги. Затем шагаем по дорожкам-сначала правой, затем левой, затем обеими руками вместе.
Сделать песок ровным и рисовать палочкой или пальчиком геометрические фигуры. Затем попросить детей нарисовать своё настроение.
Занятие 3.«Коврик для мамы».
Цель: продолжать закреплять представления о свойстве песка, развивать умение распределять рисунок в уголках и в центре, способствовать активизации творческой активности. Развивать эстетическое восприятие.
Дидактический материал: песок, камешки марблс, влажные салфетки, формочки, разноцветные веревочки, палочки.
Педагог-психолог предлагает детям нарисовать пальцем геометрический рисунок, симметрично располагая узор на всей площади. Далее дети располагают на «коврике» разноцветные камешки и разноцветные веревочки.
Занятие 4.«Там на неведомых дорожках следы невидимых зверей».
Цель: развивать тактильное восприятие, мышление, моторику; снять эмоциональное напряжение; настроить детей на совместную работу.
Дидактический материал: кинетический песок, мини фигурки животных, влажные салфетки.
Педагог предлагает детям сделать отпечатки рук на песке. Что вы чувствуете? Какой песок? Давайте поводим ладошками по песку – как машинки, змейки, санки, зигзагообразно, по кругу. Пройдёмся по песку поочерёдно каждым пальцем правой и левой рук, после - двумя руками одновременно. А теперь превратимся в зайчиков; как они любят бегать по песку! Сложим два пальчика вместе, а чьими могут быть эти следы? (собака, волк, кошка, лев). А три пальчика вместе! Кто здесь гулял? (медведь, кабан, слон). В конце дорожки из следов поставить фигурку животного, которого назовет ребенок.
Занятие 5 (итоговое). «Снежный городок»
Цель: закрепить навыки работы с кинетическим песком. Продолжать развивать творчество, эстетическое восприятие, умение оценивать свою работу и работу своих сверстников. Закрепить навыки работы разными способами.
Дидактический материал: песок, камешки марбле, мелкие игрушки, деревья, формочки, влажные салфетки.
Педагог-психолог спрашивает у детей: «Какое сейчас время года? Какое время года наступит, когда закончится осень? Какие особые приметы у зимы? Давайте сегодня мы с вами построим из волшебного песка красивый снежный городок. Дети согласовывают свою работу, решают, кто и что будет строить. Составить с детьми план расположения построек нарисовать схему.
В заключительной части педагог - психолог представляет фотоотчёт продуктивной деятельности детей.