Елена Пролеева
Краткосрочная образовательная практика в подготовительной группе «Звездные лабиринты». Созвездия, космос
▼ Скачать + Заказать документы
Краткосрочная образовательная практика в подготовительной группе «Звездные лабиринты»
Продолжительность: краткосрочная, 4 занятия, 1 занятие в неделю, продолжительностью по 30-35 минут, в рамках лексической темы "Космос".
Участники проекта: воспитатели, дети подготовительной группы, педагог-психолог, родители.
Тип КОП: обучающая, игровая.
Темочки:
- Космос. Все о космосе для детей
- Краткосрочная образовательная практика. КОП в детском саду
- Лабиринт. Дидактические игры на основе лабиринтов
- Опыт работы, практика
- Подготовительная группа
- Темочки
Цель проекта: формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о космическом пространстве, Солнечной системе, звездах и созвездиях, освоении космоса людьми.
Задачи:
1. Сформировать устойчивый интерес к познанию космического пространства.
2. Расширять первоначальные представления о звездах и планетах (их величине, о порядке расположения относительно Солнца, некоторых особенностях).
3. Развивать познавательные процессы (внимание, память, мышление, воображение)
4. Формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы, совместной исследовательской деятельности.
5. Развивать творческие способности, фантазию, воображение.
6. Привлечь родителей к совместной деятельности
7. Обогащать и активизировать словарь детей: космос, «спутники», «кометы», «планеты», «метеор», «орбита»; звезда, планета, Солнце, Меркурий, Венера, Земля, Юпитер, Марс, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон, Луна, Солнечная система, созвездия, Вселенная, название созвездий, звездочет, телескоп.
Актуальность КОП:
С древних времен взоры людей были устремлены в небо. Начиная с первых шагов по земле человек, ощущал свою зависимость от неба, его жизнь и деятельность во многом зависели от него. Наши предки хорошо знали и разбирались в “повадках” неба. Для них небо было живым, наполненным, многообразно себя проявляющим. Вот эту любовь и знание неба мы воспитываем у старших дошкольников посещающих нашу группу… Загадки Вселенной будоражат воображение всегда, с раннего детства до старости. Солнце, Луна, звезды – это одновременно так близко, и в то же время так далеко. Вспомните свое детство, как интересно было смотреть в ночное небо. Как поддержать интерес ребенка к неизведанному? С помощью каких методов можно заинтересовать ребенка, помочь ему узнавать новую, интересную информацию про звезды и созвездия? Тема «Космоса» привлекает и интересует детей дошкольного возраста, как что-то волшебное, таинственное. Дети задают вопрос: «Почему солнце такое яркое?», «Сколько звезд на небе?» Почему наступает ночь? и т. д. Самостоятельно ребенок не может найти ответ на все интересующие вопросы – ему помогают педагоги.
КОП поможет детям научиться добывать информацию из различных источников, систематизировать полученные знания, применять их в различных видах детской деятельности, позволит детям усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс интересным и мотивационным.
Работа над КОП носит комплексный характер, пронизывает все виды деятельности дошкольников, проходит в повседневной жизни и на специальных интегрированных занятиях. КОП направлена на развитие кругозора детей, формирование у них познавательной активности, воспитание патриотических чувств.
Предполагаемый результат:
Реализация КОП расширит представления детей о космосе. Дети узнают о звездах, созвездиях. Данный проект позволит развить творческую активность детей, воспитать желание быть смелым, сильным и выносливым. Вызвать чувство гордости за наших соотечественников таких, как Королев, Гагарин и многих других, внесших неоспоримый вклад в историю покорения космоса. Поможет привлечь родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
Содержание краткосрочной образовательной практики :
1. Подготовительный этап : Посвящён выявлению первоначальных знаний детей о космосе, звездах, разработке системы занятий, подбору разнообразных материалов, оформлению уголка по теме проекта.
Информация для детей, которая помогла привлечь их внимание: подготовить презентации о космосе, солнечной системе, космонавтах.
Подобрать фото - коллекцию на тему «Космос». Подобрать сказки, стихи, загадки о космосе, ракете, звёздах, музыку.
Информация для родителей о предстоящей деятельности: Проведение родительского собрания в рамках темы; оформление папки-передвижки, фотовыставки, рекомендовать совместное с детьми чтение и рассматривание книг, энциклопедий, иллюстраций о космосе, о планетах Солнечной системы, созвездиях.
Подбор иллюстративного материала, атрибутов для игровой и познавательной деятельности.
Изучение методической, научно-популярной, художественной литературы по теме. Составление плана мероприятий
2. Основной этап:
1. Работа с детьми
2. Формировать познавательный интерес.
3. Воспитывать патриотические качества, гордость за людей великой профессии.
Первое занятие:
Цель: дать представление детям о звездах, созвездиях.
Задачи: развивать познавательные процессы (внимание, память, мышление, воображение); развивать мелкую моторику, творческие способности, коммуникативные умения.
Беседа: «Звезды – какие они?»
Дидактическая игра «Звездные лабиринты»- развивать мелкую моторику пальцев рук;. развивать зрительно-пространственную ориентировку на листе бумаги, закреплять ориентировку и понятия: вверх, вниз, влево, вправо.
Отгадывание загадок о космосе
Коллективная аппликация «Звездное небо»- учить создавать образ звёздного неба; продолжать учить приклеивать детали, намазывая поверхность клеевой кисточкой; развивать наблюдательность, воображение и фантазию, способствовать развитию творческого воображения, творческого мышления, художественно-эстетических навыков, мелкой моторики, внимания; развивать интерес к изобразительному творчеству, воспитывать самостоятельность, аккуратность.
Слушание космической музыки : Музыкальные произведения группы Зодиак. «Я-Земля!».
Второе занятие:
Цель: расширение представлений детей о звёздах,
Задачи: знакомство с созвездиями и их названиями; развитие познавательного интереса, воображения.
Компьютерная презентация «Тайны созвездий»
Дидактическая игра: «Собери созвездие»-закрепление названия и изображения простых созвездий, состоящих из 4-7 звезд, закреплять умения классифицировать и соотносить объекты.
Отгадывание загадок о космосе
Лепка из теста «Созвездия». - учить детей вырезать звёзды разной величины из раскатанного теста, объединить их в созвездия, развивать наблюдательность, воображение и фантазию, способствовать развитию творческого воображения, творческого мышления, художественно-эстетических навыков, мелкой моторики, внимания; развивать интерес к изобразительному творчеству, воспитывать самостоятельность, аккуратность.
Слушание космической музыки : Музыкальные произведения группы Зодиак. "На пыльных тропинках далёких планет. ".
Третье занятие:
Цель: познакомить детей с созвездиями знаков Зодиака, и их названиями, Задачи: учить их различать; развитие познавательного интереса, воображения.
Беседа «Созвездия, под которым вы родились»
Дидактическая игра «Подбери созвездие». – закрепление названий и изображений созвездий, научить соединять линиями созвездие с нужной картинкой и объяснить свой выбор.
Отгадывание загадок о космосе
Рисование «Космической живописью»- «Созвездие, под которым я родился» - познакомить детей с использование нетрадиционных способов рисования: кусочки свечи и акварельные краски, совершенствовать умение и навыки детей в свободном экспериментировании с изобразительным материалом, развивать наблюдательность, воображение и фантазию, способствовать развитию творческого воображения, творческого мышления, художественно-эстетических навыков, мелкой моторики, внимания; развивать интерес к изобразительному творчеству, воспитывать самостоятельность, аккуратность.
Слушание космической музыки : Александр Зацепин «Тайна третьей планеты», Ксения Ларионова «Ключ на старт».
Четвертое занятие:
Цель: Закрепить и систематизировать знания детей о Космосе, планетах, созвездиях,
Задачи: развивать познавательные процессы (внимание, память, мышление, воображение); развивать мелкую моторику, творческие способности
Ход образовательной деятельности:
Воспитатель: Доброе утро, ребята! Строимся в круг на ковре, держимся за руки.
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
Доброе утро солнцу и птицам!
Доброе утро улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро длится до вечера!
К нам сегодня пришли гости, давайте поздороваемся с ними и улыбнемся, чтобы у всех было хорошее настроение! (Ребята здороваются с гостями).
Воспитатель: Скажите, что такое «космос»?
Правильно, космос- это таинственный и манящий мир звезд, планет, множества «небесных камней» - астероидов и комет, пронзающих безвоздушное пространство.
Входит Звездочет
Звездочёт –
Я главный магистр волшебных наук
Ребятам и взрослым – загадочный друг!
Я в небо ночное на звёзды гляжу!
Про звёздные тайны вам всё расскажу. (смотрит в трубу.)
Воспитатель: Ребята, вы узнали, кто пришел к нам в гости? Правильно- звездочет. А почему он так называется?
Дети: Звездочет считает звезды и наблюдает за ними
Звездочёт Ребята, вы любите смотреть на ночное небо? Что можно увидеть на небе? (звезды, луну). Сколько на небе звезд? (ответы детей) Правильно, их несчетное количество. В безоблачный ясный вечер небо над нашей головой усыпано маленькими сверкающими точками. (картинки звездного неба)
Звезды образуют большие скопления. Их называют галактиками. Солнечная система - часть галактики, которая носит название Млечный Путь. В темную ночь часть Млечного Пути можно увидеть в небе. Он напоминает слабо мерцающую полоску разлитого молока. Наша Солнечная система находится на краю Млечного Пути, а всего в него входит около 10 миллиардов звезд.
Воспитатель: Вы любите играть? Звездочет, а ты любишь играть? Давайте вместе с вами немного поиграем. Игра наша будет не совсем обычная, она называется «Добавь словечко». Я буду начинать стихотворение, а вы поможете мне его закончит. Готовы?
Главным правилом у нас
Выполнять любой (приказ).
Космонавтом хочешь стать?
Должен много-много (знать).
Любой космический маршрут
Открыт для тех, кто любит (труд).
Только дружный звездолёт
Может взять с собой (в полёт).
Скучных, хмурых и сердитых
Не возьмём мы на (орбиту).
Чистый небосвод прекрасен,
Про него есть много басен.
Вам соврать мне не дадут,
Будто звери там живут.
Есть в России хищный зверь,
Глянь – на небе он теперь!
Ясной ночью светится –
Большая (Медведица).
А медведица – с ребенком,
Добрым, славным медвежонком.
Рядом с мамой светится
Малая … (Медведица).
Планета с багровым отливом.
В раскраске военной, хвастливой.
Словно розовый атлас,
Светится планета … (Марс).
Чтобы глаз вооружить
И со звездами дружить,
Млечный путь увидеть чтоб,
Нужен мощный… (телескоп).
До луны не может птица
Долететь и прилуниться,
Но зато умеет это
Делать быстрая… (ракета).
У ракеты есть водитель,
Невесомости любитель.
По-английски астронавт,
А по-русски… (космонавт).
Воспитатель: Молодцы, вы все правильно ответили.
Звездочет : Ой, ой, ой! Беда, беда! Я совсем забыл, заигрался с вами и забыл! Случилось большое несчастье! Звезды разлетелись по Галактике, так как прошла космическая буря! Все звезды нужно срочно собрать и вернуть в свои созвездия. Мне одному не справиться! Вы мне поможете?
Дети: Конечно поможем.
Воспитатель: Для того, чтобы ориентироваться в звездном небе, люди дали имена некоторым самым ярким звездам и объединили звезды в созвездия, которые можно сравнить с изображением предметов и животных. Всего на небе существует 88 созвездий. Поскольку Земля вращается вокруг Солнца, мы имеем возможность наблюдать различные созвездия.
Воспитатель: Я приглашаю вас пройти к столу. Что вы видите на нем? Правильно- это звезды. Поможем Звездочету собрать звезды в созвездия?
Пальчиковая гимнастика
«Солнце» (Две соединенные перекрёстно друг с другом ладони с разведенными в стороны пальцами)
«Ракета» (Ладони соединены указательными, средними и безымянными пальцами, нижние части ладоней разведены в стороны)
«Луноход» (Пальчиками перебирать по поверхности стола, обходя все неровности, бочком, как "паучок")
Воспитатель: На столе, кроме звезд, лежат картинки с изображением созвездий. Скажите, знакомы ли вам эти созвездия?
Это созвездия : Рака (5 звезд, Дельфин (5 звезд, Овен (5 звезд). Вам нужно каждому выбрать созвездие и выложить его на столе. А кроме вас, это задание будут выполнять наши гости, которые так же, как и вы должны будут собрать созвездия.
Звездочет подойдет к каждому и проверит правильность выполнения задания, чтобы созвездия были собраны верно.
Воспитатель: Вы все молодцы, Звездочет проверил у всех правильность выполнения задания и оценил работу наших гостей.
Ребята, вы мне сказали, что на небе много звёзд, что они образуют огромное количество созвездий, правильно? Есть созвездия животных, знаков зодиака, предметов. А вы знаете, как называется наш детский сад? (Калинка) Так вот, созвездий на небе много, но вот созвездия Калинки нет! Что же нам делать?
Дети: А давайте сами придумаем созвездие Калинка.
Воспитатель: Скажи пожалуйста, Звездочет, можно ли нам придумать свое созвездие и найдется ли ему место в Галактике?
Звездочет : Конечно можно, а можно я вам помогу?
Воспитатель: Здорово. Давайте. Посмотрите внимательно на рисунок калины. Из скольких частей состоит кисть калины? (веточка и ягодки). Теперь вам надо придумать, а потом нарисовать на листке бумаги созвездие и определить места звезд в созвездии. После чего, используя звездочки, лежащие на столе, выложить на магнитной доске свое созвездие по вашему рисунку. Только задание обязательно надо выполнять вместе, дружно, чтобы получилось очень красивое созвездие. Ну все, поехали! (Обсуждение на что похоже созвездия, которое создали дети)
Звездочет : Ребята, какие вы молодцы, какое красивое созвездие. Оно чудесно украсит нашу Галактику.
Релаксация «Невесомость». (Космическая музыка.)
Воспитатель: А сейчас, давайте сядем на ковер. Звездочет, проходи, присаживайся с нами. Гости, тоже приглашаем вас к нам на ковер. Сядьте как можно удобнее и расслабьтесь: закройте глаза, успокойте свое дыхание. Медленно повторяйте за мной следующий текст: «Я нахожусь в невесомости, я не чувствую веса своего тела, оно стало легким как перышко. По каждой клеточке моего тела разливается необыкновенное тепло. Мне легко, свободно, я спокоен. Я плавно поднимаюсь и лечу. Мой полет легкий и плавный, я чувствую себя порхающей бабочкой. Я, то опускаюсь, то снова взлетаю. Я расслаблен, я отдыхаю. Мои мышцы легкие и бодрые, мне легко дышать, голова ясная и чистая».
Звездочет : Спасибо Вам огромное, ребята! Вы мне очень помогли, теперь в Галактике опять порядок, все звезды на своих местах в созвездиях. Да еще и новое созвездие появилось Калинка. Мне было приятно познакомиться с такими любознательными Землянами. Мне пора возвращаться обратно в Галактику, наблюдать за звездами, пересчитывать их, чтобы опять чего не случилось. На память о нашей встрече я хочу подарить каждому из вас звездочку, назовите ее своим именем и пусть она помогает вам в трудную минуту, освещает ваш путь. До свидания!
Подведение итогов занятия.
Воспитатель: Наше занятие подошло к концу. Понравилось вам?
Дети: Да
Воспитатель: Что нового вы узнали? Что больше всего вам понравилось?
3. Итоговый этап
Оформление выставки детских поделок, рисунков на тему «Наши знаки Зодиака».
Вывод: Практическая значимость КОП состоит в том, что ее может использовать в своей работе любой творческий педагог, адаптировав ее содержание к условиям своего ДОУ и возможности взаимодействия с социумом.
Таким образом, можно утверждать, что при создании определенных условий и использовании различных форм и методов работы, а также при включении в краткосрочную образовательную практику заинтересованных взрослых: педагогов и родителей, детям вполне доступно овладение элементарными знаниями о космосе, звездах и созвездиях.
Используемая в работе с детьми литература и сайты:
1. Гонтарук Т., “Я познаю мир”, М., АСТ: Транзиткнига.
2. Гордон Уэллс «Звездочет и обезьянка Микки».
3. Дубкова С. И., “Сказки звёздного неба”, “Белый город”, М.
4. Левитан Е. П. «Малышам о звездах и планетах». Москва, Педагогика-Пресс.
5. Левитан Е, П. "Твоя Вселенная".
6. Левитан Е. П. "Звёздные сказки".
7. Майорова Г., “Игры и рассказы о космосе”, “Лист” М.
8. Парамонов Ж., “Забавная астрономия для малышей”.
9. Порцевский К. А. “Моя первая книга о Космосе”.
10. «Расскажите детям о космосе». (Карточки для занятий в детском саду.)
11. Юрлин «Что внутри?». Издательство малыш. Рассказ «Счастливого пути, космонавты».
12. Талимонова Л. "Сказки о созвездиях".
13. https://raskraska.gulli.ru/Nebo-i-kosmoshttps://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,38458/
14. https://raskraski.vscolu.ru/raskraski-kosmos
15. https://mults.spb.ru/mults/?id=1375
16. https://mults.spb.ru/mults/?id=230