Елена Бабикова
Краткосрочная образовательная практика «Букварёнок» для детей в подготовительной к школе группе
▼ Скачать
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка – детский сад № 15»
КУЛЬТУРНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА
«Букварёнок»
(возраст 6-7 лет)
Учитель-логопед:
Бабикова Елена Олеговна
г. Чернушка, 2021
Проблема: трудности слияния звуков в слоги и слова.
Цель: заложить основы грамоты (первоначальное послоговое чтение) у детей старшего дошкольного возраста.
Количество встреч: 6
Количество детей : 15
Публикация «Краткосрочная образовательная практика „Букварёнок“ для детей в подготовительной к школе группе» размещена в разделах
- Краткосрочная образовательная практика. КОП в детском саду
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Опыт работы, практика
- Подготовительная группа
- Темочки
Общий результат: Дети запомнят графический образ букв, научатся читать по слогам.
План – конспект № 1 «Эти разные буквы»
Задачи Закрепление названий букв алфавита. Помочь запомнить образ букв в играх. Совершенствование навыков конструирования букв из палочек. Развитие фонематических представлений (определение начальных и конечных звуков, зрительного гнозиса и праксиса (умение различать правильно и неправильно написанные буквы). Воспитание навыков сотрудничества в совместной деятельности со взрослым и сверстниками.
Материал,
оборудование Раздаточный материал: буквари (по количеству детей, карточки для практической работы (по количеству детей, карандаши (по количеству детей, счётные палочки (по количеству детей).
Мотивация К ребятам пришёл Незнайка. Он пришёл к вам за помощью. Незнайка очень хочет пойти в школу. А для этого нужно знать все буквы. Поможем ему запомнить буквы?
Обсуждение
проблемы Незнайка уже выучил некоторые буквы, но хочет узнать и другие. Давайте вместе с Незнайкой повторим буквы, поиграем в различные игры и выполним упражнения.
Совместная
деятельность Незнайка принёс вам алфавит, посмотрите и назовите все буквы, которые вы видите.
(Дети называют все буквы алфавита). Молодцы! А сейчас поиграем! Давайте научим Незнайку определять первый и последний звук в словах. Поиграем в игру «Цепочка слов». Замечательно, вы всё сделали верно! Ребята, посмотрите внимательно, перед нами буквы-модницы, что же с ними произошло, некоторые буквы напечатаны неправильно. Обведите только правильно напечатанные буквы. Незнайка будь внимателен! (Дети находят неправильные буквы и допечатывают их). Молодцы! А теперь выложим первую букву вашего имени из палочек. Как здорово у вас получается!
Результат Дети справляются со всеми играми и упражнениями. Незнайка очень рад, что узнал много разных букв.
План – конспект № 2 «Гласные буквы»
Задачи Закрепление знаний гласных букв. Совершенствование навыков конструирования букв из фасоли. Развитие зрительного гнозиса и праксиса (умение дописывать недостающий элемент в букве). Воспитывать навыки сотрудничества в совместной деятельности со взрослым и сверстниками.
Материал,
оборудование Раздаточный материал: касса букв (по количеству детей, букварь (по количеству детей, карточки для практической работы (по количеству детей, карандаши (по количеству детей, фасоль.
Мотивация К ребятам пришёл Незнайка. Он пришёл к вам за помощью. Незнайка очень хочет пойти в школу. А для этого нужно знать все буквы и научиться читать. Поможем ему?
Обсуждение
проблемы Ребята, мы вместе с Незнайкой уже повторили некоторые буквы, но этого ещё недостаточно, чтобы уметь читать. Сегодня мы Незнайке расскажем о гласных буквах, поиграем с ними в игры и выполним упражнения.
Совместная
деятельность Посмотрите внимательно и назовите буквы! Дети: А,У,О, И, Я,Э и т. д. Какие это буквы? Дети: гласные. Каким цветом они обозначаются? Дети: красным. Найдите все гласные буквы и раскрасьте их красным цветом? Молодцы! Незнайка ты запомнил гласные буквы? Давайте ещё раз напомним Незнайке. Дети: А,У,О, И, Я,Э и т. д. Давайте эти буквы найдём в кассе букв. Замечательно! Ещё раз назовите их. Следующая игра, нужно соединить предмет и букву, на которую начинается его название. Дети соединяют предмет с буквой. Как здорово! Ребята, кажется у нас побывал в гостях Дед-Буквоед и все буквы нам испортил, давайте их починим! Дети дописывают недостающий элемент буквы. Как здорово! Ну, а сейчас, давайте покажем Незнайке, как мы сможем починить буквы и выложим их из фасоли!
Результат Дети справляются со всеми играми и упражнениями. Незнайка очень рад, что узнал гласные буквы.
План – конспект № 3 «Согласные буквы»
Задачи Закрепление знаний согласных букв. Совершенствование навыков конструирования букв из пластилина. Совершенствование навыков звуко-буквенного анализа (выделение начальных звуков из слов и соотнесение их с соответствующими буквами). Развитие мелкой моторики. Воспитывать навыки сотрудничества в совместной деятельности со взрослым и сверстниками.
Материал,
оборудование Раздаточный материал: касса букв (по количеству детей, букварь (по количеству детей, карточки для практической работы (по количеству детей, карандаши (по количеству детей).
Мотивация К ребятам пришёл Незнайка. Он пришёл к вам за помощью. Незнайка очень хочет пойти в школу. А для этого нужно знать все буквы и научиться читать. Поможем ему?
Обсуждение
проблемы Ребята, мы вместе с Незнайкой уже повторили некоторые буквы, но этого ещё недостаточно, чтобы уметь читать. Сегодня мы Незнайке расскажем о согласных буквах, поиграем в игры и выполним упражнения.
Совместная
деятельность Посмотрите внимательно и назовите буквы! Дети называют согласные буквы. Какие это буквы? Дети: согласные. Каким цветом они обозначаются? Дети: синим. Назовите согласные буквы и раскрасьте их синим цветом? Молодцы! Незнайка ты запомнил согласные буквы? Давайте ещё раз напомним Незнайке. Ребята, сейчас научим Незнайку играть в игру «Найди пару». Нужно соединить предмет и букву, на которую начинается его название. Дети соединяют предмет с буквой. Как здорово! Ну, а сейчас, покажем Незнайке, как мы сможем вылепить из пластилина согласные буквы! Ребята, какие вы буквы вылепили? Дети называют. Незнайка, ты запомнил названия букв!
Результат Дети справляются со всеми играми и упражнениями. Незнайка очень рад, что узнал согласные буквы.
План – конспект № 4 «Читаем слоги»
Задачи Формирование навыка слияния звуков в слоги и чтения слогов. Умение ориентироваться на гласную в слоге при чтении, определять, как читать впередистоящую согласную (твёрдо или мягко). Учить соотносить начальный слог с названием картинки.
Развитие мелкой моторики. Воспитание навыков сотрудничества в совместной деятельности со взрослым и сверстниками.
Материал,
оборудование Демонстрационный материал: Букварь Жуковой (электронный вариант).
Раздаточный материал: касса букв (по количеству детей, букварь (по количеству детей, карточки для практической работы (по количеству детей, карандаши (по количеству детей).
Мотивация К ребятам пришёл Незнайка. Он пришёл к вам за помощью. Незнайка очень хочет пойти в школу. А для этого нужно знать все буквы и научиться читать. Поможем ему?
Обсуждение
проблемы Ребята, мы вместе с Незнайкой уже знаем все буквы. Сегодня мы научим Незнайку образовывать слоги и читать их, поиграем в игры и выполним упражнения.
Совместная
деятельность Ребята, сегодня мы будем учиться читать слоги. Посмотрите внимательно на доску. Давайте все вместе попробуем прочитать, что тут написано. Сейчас я медленно указкой буду передвигать по дорожке от первой буквы А ко второй букве У. Тяни первую букву до тех пор, пока ты с мальчиком не добежишь по дорожке до второй буквы. Дети: АУ,УА, АМ, УМ, АС, УС, ОМ и т. д. Молодцы! Ребята, для вас ещё задание. Прочитайте слоги. Дети: МА, МЯ, МО, МЁ, МЫ, МИ, МЭ, МЕ. Назовите слоги, в которых буква М обозначаем твёрдый звук М. Дети: МА, МО, МЫ, МЭ. Назовите слоги, в которых буква М обозначаем мягкий звук М’. Дети: МЯ, МЕ, МИ, МЁ. Гласные буквы Я, Ё, И, Е смягчают впереди стоящую согласную букву. Эта буква произносится мягко. Незнайка, дети всё правильно тебе назвали, запомни это! А сейчас рассмотри картинки, соедини предмет и слог, на который начинается его название. Откройте кассы букв и выложите эти слоги. Молодцы, вы отлично справились со всеми упражнениями!
Результат Дети справляются со всеми играми и упражнениями. Незнайка очень рад, что начал читать слоги.
План – конспект № 5 «Мы читаем»
Задачи Формирование навыка образования слов из слогов. Совершенствование навыка звуко-буквенного анализа (умение читать слова по первым буквам названий картинок). Развитие мелкой моторики. Воспитание навыков сотрудничества в совместной деятельности со взрослым и сверстниками.
Материал,
оборудование Раздаточный материал: интер. и. «Составь слова», карточки для практической работы (по количеству детей, карандаши (по количеству детей, кассы букв (по количеству детей).
Мотивация К ребятам пришёл Незнайка. Он пришёл к вам за помощью. Незнайка очень хочет пойти в школу. А для этого нужно научиться читать. Поможем ему?
Обсуждение
проблемы Ребята, мы вместе с Незнайкой уже знаем все буквы. Сегодня мы научим Незнайку образовывать слова из слогов и читать их, поиграем в игры и выполним упражнения.
Совместная
деятельность Ребята, сегодня мы будем учиться составлять слова из слогов и читать их. Посмотрите внимательно на доску. У белочки случилась беда, все слоги разбежались. Давайте поможем ей собрать слоги и прочитать слова. Незнайка, ты готов! Дети составляют слоги и читают слова. Незнайка, а ты повторяй за детьми! А сейчас поиграем в игру «Прочитай по первым буквам». Рассмотрите картинки в верхнем ряду. Нужно правильно выделить звук в начале слова в первом ряду, напечатать эти буквы, и после этого прочитать слово по первым буквам. А сейчас составьте слова из букв. (Работа с кассами букв). Молодцы! Кого вы видите на карточке? (Буратино). Посмотрите, какой он грустный! Давайте его раскрасим. Найдите все буквы С и раскрасьте красным цветом, Р – зелёным, Т – синим, У – жёлтым цветом. Замечательно, вы всё сделали верно!
Результат Дети справляются со всеми играми и упражнениями. Незнайка очень рад, что начал составлять слова из слогов и читать их.
План – конспект № 6 «Я умею читать»
Задачи Формирование навыка составления и чтения слов с пройденными буквами. Формирования навыка чтения слов и соотнесение их с соответствующей картинкой. Развитие мелкой моторики, фонематического слуха. Воспитание навыков сотрудничества в совместной деятельности со взрослым и сверстниками.
Материал,
оборудование Раздаточный материал: карточки для практической работы (по количеству детей, карандаши (по количеству детей, кассы букв (по количеству детей, буквари (по количеству детей)
Мотивация К ребятам пришёл Незнайка. Он пришёл к вам за помощью. Незнайка очень хочет пойти в школу. А для этого нужно научиться читать. Поможем ему?
Обсуждение
проблемы Ребята, мы вместе с Незнайкой уже знаем все буквы, умеем соединять звуки в слоги и читать короткие слова. Сегодня мы научим Незнайку составлять слова из букв и читать их, поиграем в игры и выполним упражнения.
Совместная
деятельность Ребята, давайте научим Незнайку составлять слова из букв и читать их. Посмотрите внимательно на карточку. Прочитайте первое слово (ЧМЯ). Ничего не понятно! Давайте из букв составим слова и посмотрим, какие слова здесь спрятаны. Незнайка, ты готов! Дети составляют слова из букв и читают их. Незнайка, а ты повторяй за детьми! Ой. Ребята, кажется у нас побывал в гостях Жук-Буквоед и все буквы нам испортил. Давайте всё исправим. Внимательно посмотрите на карточку и допишите букву. Молодцы! А сейчас поиграем в игру «Помоги воробышку подобрать слово к соответствующей картинке». Читай слова и проводи линию к подходящей картинке. Назови слова, в названиях которых есть звук [К], [С], [Т]. Замечательно, вы всё сделали верно!
(Чтение по букварю).
Результат Дети справляются со всеми играми и упражнениями. Незнайка очень рад, что научился читать.
Приложение 1
,