виктория камаева
Краткосрочная образовательная практика «Богородская игрушка»
▼ Скачать + Заказать документы
МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 162» г. Перми
Программа краткосрочной образовательной практики
Для детей старшего дошкольного возраста (5 – 7 лет)
(2 встречи)
Автор: воспитатель В. В. Камаева
ПЕРМЬ
2018
Содержание:
1. Аннотация для родителей
2. Цель и задачи КОП
Публикация «Краткосрочная образовательная практика „Богородская игрушка“» размещена в разделах
- Богородская игрушка
- Краткосрочная образовательная практика. КОП в детском саду
- Опыт работы, практика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2019
3. Количество часов КОП
4. Максимально допустимое количество участников
5. Перечень материалов и оборудования для проведения КОП
6. Предполагаемые результаты
7. Тематический план встреч
8. Содержание встреч
9. Список литературы
10. Приложение
Аннотация для родителей
Цель: Закрепить знания о разнообразии народной игрушки; продолжать знакомить с народными промыслами. Дать понятие о Богородской игрушке, её видах, технологии изготовления. Пробуждать детей к поисковой деятельности, к рассуждению. Формировать интерес и желание самим сделать игрушку по типу Богородской. Создание Богородской игрушки
Задачи:
-воспитывать патриотические чувства детей
- обогащать знания детей о народных игрушках
- развивать умение отличать Богородские игрушки,
-познакомить детей с искусством Богородских резчиков, механическими свойствами игрушек.
-создание Богородской игрушки своими руками
Количество часов: 2 часа
Количество детей: 10-12 человек
Перечень материалов и оборудования для проведения КОП:
-Картон.
-Шаблоны для вырезывания гусей и подвижных планок.
-Простой карандаш.
-Цветные карандаши, фломастеры.
-Ножницы.
-Шило.
-Болтики и гаечки (по 4 шт.).
Предполагаемые результаты:
-Воспитанники получают новые знания о народных игрушках,
-знакомятся с народными промыслами
-знакомятся с видами и техниками изготовления Богородской игрушки
-изготавливают своими руками Богородскую игрушку
Тематический план встреч
Встреча № 1.
Воспитатель Ребята, сейчас я Вам расскажу сказку о мужике и медведе, да не просто расскажу, а еще и покажу. У меня в сундучке (показывает детям расписной сундучок, в котором приготовлены Богородские игрушки) игрушки, да не простые, а подвижные. Ну, садитесь рядком, да слушайте ладком. Жил был старик (показывает игрушку мужика, вот однажды отправился он на лесную опушку за малиной, и видит медведь сидит на пеньке и кряхтит (показывает игрушку медведя). Подошел к нему и спрашивает: - «От чего же ты косолапый кручинишься, малина не спелая? А медведь ему отвечает: - «Малина куда как хороша, объелся, только не знаю, как домой дойду. Пока до малинника дошел, все лапы стоптал, прям хоть не ходи сюда. А ты то, что без лошади? Твой-то дом дальше, чем моя берлога, как же ты с такими корзинами домой дойдешь?» А старик ему отвечает: «Да мне не тяжело». Медведь: - «Ты, наверное, какой-нибудь секрет волшебный знаешь?» Старик: - «Знаю, ты с утра рыбу налови, в кузне лошадь подкуй, поле вспаши, дрова наколи и тебе не в тягость будет от берлоги до малинника дойти». Вот решил медведь совету деда внять, стал рыбу ловить (показывает игрушку медведь-рыболов, дрова колоть (показывает игрушку медведь-дровосек, почувствовал прилив сил, да еще и деду стал в кузнеце помогать (показывает игрушку мужик и медведь). И разгадал тогда медведь секрет деда….
Воспитатель А вы догадались?
Ответы детей
Воспитатель да, совершенно верно от труда здоровеют, а от лени болеют.
Воспитатель Ребята, давайте посмотрим, какие игрушки рассказали и показали нам сказку?
Ответы детей (Старик, медведь, медведь колит дрова, медведь ловит рыбу, мужик и медведь.)
Воспитатель А какие это игрушки? Из чего они сделаны?
Ответы детей из дерева
Воспитатель совершенно верно, эти игрушки сделаны из дерева, с давних времен ремесленники села Богородские вырезали их из мягких пород дерева - ольхи, липы, осины. Говорят, в маленькой деревеньке жила крестьянская семья. Людьми они были бедными и многодетными. Мать решила позабавить ребятишек и сделать им куклу. Сшила из ткани, но через несколько дней дети разорвали игрушку. Сплела из соломы, да уже к вечеру кукла рассыпалась. Тогда взяла женщина щепку и вырезала игрушку из дерева, а дети прозвали ее Аука. Долго играли ребята с игрушкой, а потом кукла им наскучила. И отец отвез ее на ярмарку. Там нашелся купец, которому игрушка показалась занятной, и заказал крестьянину сделать много таких игрушек. С тех пор, рассказывают, большинство жителей деревни Богородское и занялись “ игрушечным” ремеслом.
Воспитатель А что необычного в этих игрушках?
Ответы детей
Воспитатель Да ребята, Богородские игрушки добрые, забавные, «живые». Потянешь за верёвочку улыбчивого Мишку - дергунчика, и он, приветствуя нас, раскинет в стороны лапы. Кузнецы Мишка и Мужик - бьют молоточками по наковальне, если поочерёдно двигать планки. Мишка-дровосек крепится на подставке тумбочке, внутрь которой вставлена пружинка, которая приводит фигурку в действие.
Воспитатель Ребята, а как вы думаете, медведь из сказки сильным стал?
Ответы детей Да
Воспитатель А как мы можем еще с вами стать сильными?
Ответы детей нужно делать зарядку
Воспитатель совершенно верно, давайте и мы с вами сделаем зарядку
Физкультминутка.
Каждый день по утрам
делаем зарядку (ходьба на месте).
Очень нравится нам делать по порядку:
Весело шагать (ходьба,
Руки поднимать (руки вверх,
Приседать и вставать (приседание 4-6 раз,
Прыгать и скакать (10 прыжков).
. Воспитатель Давайте поиграем с вами в игру «Лавка народных игрушек». Чтобы продавец продал вам какую-нибудь игрушку, нужно описать ее, назвать ее отличительные черты. Ее должен угадать «продавец». Постарайтесь не только правильно описать словами игрушку, но и быть вежливыми покупателями.
Встреча № 2.
Воспитатель: Традиционно Богородские деревянные игрушки вырезали из массива липы. Среди всех деревьев, эта древесина наиболее мягкая и податливая.
Вначале заготовленные и высушенные стволы распиливали на чурки и только после этого они отправлялись в работу к мастерам.
Чурки ремесленники раскалывали самостоятельно, парой взмахов на четыре части. Именно такой формы заготовки были наиболее удобными для работы. Вырезали фигурки с помощью специальных Богородских ножей и напильников. Из цельного куска делались дорогие виды игрушек, а из оставшихся щеп изготавливали игрушки попроще.
При отборе чурок старались брать те, в которых сучков было наименьшее количество, так как древесина с сучками сложна в обработке для данного вида промысла. Мастерами по резьбе дерева выступали, как правило, мужчины.
А, теперь ребята перейдем к изготовлению игрушки.
Воспитатель: Наносим на картон силуэт мужика и медведя при помощи шаблона
Вырезаем по контуру и раскрашиваем. Проделываем отверстия в местах скрепления мужика и медведя с планкой, используя шило. Укрепляем мужика и медведя с планкой при помощи болтиков и гаек.
Физкультминутка:
"Медведь по лесу бродил"
Медведь по лесу бродит, от дуба к дубу ходит. (Идти вразвалочку)
Находит в дуплах мёд и в рот к себе кладёт. («доставать» мёд рукой)
Облизывает лапу сластёна косолапый, (имитация движения)
А пчёлы налетают, медведя прогоняют. («отмахиваться» от пчёл)
А пчё лы жалят мишку: «Не ешь наш мёд, воришка». (слегка пощипать себя за нос и щёки)
Бредёт лесной дорогой медведь к себе в берлогу. (Идти вразвалочку)
Ложится, засыпает и пчёлок вспоминает. (руки под щеку, наклонить голову)
Воспитатель: Ребята, вы большие молодцы. Занятие закончено.
Список литературы:
1. Аркин Е. А. «Из истории игрушки»
«Игрушка в жизни ребёнка» под редакцией Кассаковской Е. А. Просвещение 1980г
2. А. П. Журавлева, А. Л. Начальное техническое моделирование.
Москва 1982 г.
3. Бандуристый Ф. Ф. «Динамические игрушки». 2005 г.
Приложение:
Ус
оти
У