Кононова Ирина Сергеевна
Краеведение в начальной школе — основа воспитания патриотизма
▼ Скачать + Заказать документы
Краеведение – основа воспитания патриотизма.
Содержание патриотического воспитания реализуется на всех ступенях общеобразовательной школы. Именно в начальной школе закладываются основные моральные ценности, нормы поведения, начинается формирование личности, осознающей себя частью общества и гражданином своего Отечества. Следуя пословице «Как лодочку назовешь, так она и поплывет», нужно особое внимание уделять патриотическому воспитанию учащихся начальной школы. У младших школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.
Публикация «Краеведение в начальной школе — основа воспитания патриотизма» размещена в разделах
- Краеведение в школе
- Начальная школа. 1-4 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2017
Основными направлениями в системе патриотического воспитания :
- духовно – нравственное;
- историко-краеведческое;
-гражданско-патриотическое;
-социально-патриотическое;
-героико-патриотическое;
-спортивно-патриотическое.
Одним из ведущих направлений формирования патриотического воспитания обучающихся является краеведческая работа.
Цель краеведческого образования – формирование знаний, умений и ценностных ориентаций, соответствующих культурному поведению в нашей стране и регионе, развитие творческих способностей, воспитание уважения к культуре и истории родного края.
Цель определяется прежде всего возрастными познавательными возможностями. Пропедевтический курс способствует осознанию важности окружающего его мира, затем интеграция краеведения с другими учебными дисциплинами, то есть использование местного материала как базы для освоения теоретических вопросов. Краеведческий принцип даёт возможность строить обучение «от известного к неизвестному», «от близкого к далёкому».
Одна из задач краеведческой работы - всестороннее изучение местности и накопление материала, другая - использование этого материала в практической деятельности. Эти две задачи теснейшим образом связаны между собой. Краеведение создает условия для лучшего восприятия природных и общественных явлений, дает возможность многие вопросы разных дисциплин связать друг с другом и использовать полученные знания и навыки в новых учебных и жизненных ситуациях.
Использование краеведческого материала в учебно-воспитательном процессе эффективно тогда, когда этот материал является источником получения новых знаний, источником расширения кругозора обучающихся; используется систематически, собран и обобщен при непосредственном участии школьников.
Остановлюсь на возможности использования краеведческого материала непосредственно на уроках и во внеклассной работе. Проводятся Фестиваль «Краеведения», фестиваль «Профессий», которые знакомят с достопримечательностями нашего края, с великими людьми, живущими или жившими на территории Восточного Казахстана, дают возможность задуматься о том, какую профессию я хотел бы приобрести не выезжая из Казахстана. Дает возможность расширить свои знания о родословной, об истории города, улицы, республики и страны. Результатом такой работы является участие в конкурсах исследовательских и проектных работ «Зерде», которые проходят ежегодно. И учащиеся принимают активное участие.
Уроки литературного чтения дополняются результатами начального литературно-краеведческого исследования о жизни и творчестве известных писателей, художников с реальными историческими лицами, жившими и живущими в Казахстане и в городе. Делают презентации, сообщения о писателях и поэтах Восточного Казахстана.
Изучение природного наследия края (совокупности растительного и животного мира, полезных ископаемых, рек) помогает формировать экологическое мышление.
В качестве одного из средств формирования элементов математической культуры можно рассматривать текстовые задачи. Большое обучающее и воспитательное значение имеет наличие в них познавательного материала, связанного с конкретными жизненными ситуациями, что помогает показать младшим школьникам роль математики в познании окружающей действительности и развить их умения применять математические знания на практике. Использовать задачи с краеведческим содержанием можно на уроках ознакомления с новыми знаниями, закрепления, применения знаний и умений, на уроках проверки и контроля, а также на комбинированных уроках. Это могут быть задачи, содержащие исторические сведения, задачи о временах года, о животных или растениях Восточного Казахстана, о реках края и другие. (Приложение 1.1.) Составляя задачи с использованием краеведческого материала, дети много работают с дополнительной литературой: знакомятся с историей, с животным и растительным миром родного края. Подобная работа важна как расширения детского кругозора, так и для воспитания патриотических чувств. Систематически в начальных классах ведется данная работа, используются разные области краеведения : история, природа, семья, культура. Числовые данные могут быть взяты из справочников, энциклопедий. Некоторые данные могут быть производными, но они должны соответствовать фактическим. Для составления задачи достаточно иметь 2-3 числовых данных. Недостающие данные подбираются по своему усмотрению в соответствии с возрастными особенностями учащихся и требованиями программы. В процессе работы используются на уроках математики задачи краеведческого содержания.
(Приложение 1.2.) Составление задач краеведческого содержания при обучении математике активизирует деятельность школьников по использованию имеющихся знаний на практике, в том числе направляет их на поиск нужной информации, необходимой для составления текста задачи и ее успешного решения.
Краеведческий материал используется на уроках русского языка и литературного чтения: составление и разбор текстов и предложений, на минутках чистописания (Приложение 2). Помимо включения сведений из истории и культуры края, использую чтение небольших отрывков из художественных произведений, маленькие сообщения учащихся, наглядные пособия, отражающие прошлое и настоящее края (пейзажные, портретные, сюжетные, карты и путеводители. Стихотворные тексты используются для орфографических пятиминуток и письма по памяти, объяснения орфограмм, определения рода, числа, падежа существительных и прилагательных, времени, спряжения глаголов. Эти тексты несут смысловую нагрузку: в каждом из них рассказывается о каком-либо объекте страны, города, области. Такие тексты легко и быстро запоминаются и способствуют развитию памяти, воспитанию патриотизма и бережного отношения к родной природе (Приложение 3).
Создавая условия для развития индивидуальности ребенка, включая его в деятельность, рассчитываю на новый качественный результат, необходимый современному обществу. Именно деятельность краеведческой тематики позволяет сместить акцент с процесса пассивного накопления обучающимися знаний на овладение ими разными способами деятельности, что способствует формированию у обучающихся начальной школы ключевых компетенций. Краеведение как психолого-педагогическая проблема выступает одним из важных элементов национально - регионального компонента содержания образования, это значимое средство патриотического воспитания и подготовки школьников к жизни.
Приложение 1.1.
Математический диктант
Записать число.
1. Казахстан расположен в центре континента Евразия и занимает девятое место в мире по площади — 2 724 900 км (в некоторых источниках площадь 2717300 км2)
- Записать предшествующее число.
- Записать следующее число по счету.
2. Общая протяжённость границ Казахстана составляет 12 187 км.
- Разбить число по классам.
- Сколько всего десятков? (сотен, десятков тысяч)
3. На востоке, севере и северо-западе Казахстан граничит с Россией. Протяженность границы 6467 км.
- Представить число в виде суммы разрядных слагаемых.
- Увеличить число на 3700.
- Уменьшить число на 920.
4. На юге с Узбекистаном граница протяженностью 2300 км
- Уменьшить число в 5 раз.
- Увеличить число в 3 раза.
- Сколько единиц 3 разряда содержится в числе?
5. Граница с Кыргызстаном 980 км, а с Туркменистаном - 380 км
- Увеличить каждое число на 5804.
- На сколько километров граница с Кыргызстаном длиннее, чем с Туркменистаном.
- Сколько всего километров составляет протяженность границы с этими государствами?
6. На юго-востоке Казахстан граничит с Китаем. Протяженность границы 1460 км
- Вырази в метрах.
- Найди числа.
- Разложи число на разряды.
7. На западе по Каспийскому морю граница протяженностью 600 км
- Увеличь в 120 раз.
- Уменьши число на 199.
- Запиши предшествующее число.
Приложение 1.2.
Задача на нахождение суммы.
За период ВОВ юноши и девушки г. Риддера после учебы работали на предприятиях. Они добыли сверх нормы 150 000т руды, выплавили свинца в 2 раза больше чем руды, а металлолома собрали на 180 000т меньше, чем выплавили свинца. Сколько всего металла добыли юноши и девушки города сверх нормы?
Решение:
1)150 000*2 = 300 000 (т выплавили свинца)
2)300 000-180 000= 120 000 (т собрали металлолома)
3)150 000+ 300 000+120 000= 570 000 (т добыли металла всего)
Ответ: 570 000т сверхнормы.
1. В Восточно-Казахстанской области средняя урожайность пшеницы - 33 центнера с гектара. Какой урожай соберут хлеборобы с 450 га засеянных пшеницей?
2. В Казахстане в 2006 году было произведено максимальное количество цинка 408 тыс. тонн. Сколько тонн в среднем выпускалось ежемесячно? Сколько тонн цинка будет произведено за 3 года при той же норме выпуска?
Приложение 2.
Выпишите собственные имена существительные.
МОЙ АДРЕС.
Я живу в Усть-Каменогорске. Мой адрес: улица Космическая, дом семь, квартира два. Рядом площадь. На ней стоит памятник Якову Ушанову. Площадь носит его имя. К площади ведёт проспект Независимости. (29 слов)
Слова для справок: Усть-Каменогорске, Космическая.
Текст для проверки техники чтения.
Рудный Алтай - это часть Алтайских гор. Получили свое название из-за богатства недр рудами различных металлов. Он является первым по времени освоения районом всего Казахстана. Рудники казахстанской части Алтая долго служили поставщиком серебра в Россию, которое шло на чеканку монет.
В быстром развитии экономики Восточного Казахстана решающую роль сыграло строительство здесь автомобильных и железных дорог. Использование его ископаемых богатств, а также освоение плодородных земель под посевы зерновых культур и богатых пастбищ для развития животноводства.
В Восточном Казахстане немало озер. Некоторые озера богаты минеральными солями.
В Восточном Казахстане насчитывается свыше тридцати городов и поселков городского типа. Развитие почти всех этих населенных пунктов связано с разработкой полезных ископаемых. (108 слов)