Приложение МААМ

Краеведение в начальной школе — основа воспитания патриотизма

Кононова Ирина Сергеевна
Краеведение в начальной школе — основа воспитания патриотизма
▼ Скачать + Заказать документы

Краеведение – основа воспитания патриотизма.

Содержание патриотического воспитания реализуется на всех ступенях общеобразовательной школы. Именно в начальной школе закладываются основные моральные ценности, нормы поведения, начинается формирование личности, осознающей себя частью общества и гражданином своего Отечества. Следуя пословице «Как лодочку назовешь, так она и поплывет», нужно особое внимание уделять патриотическому воспитанию учащихся начальной школы. У младших школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.

Публикация «Краеведение в начальной школе — основа воспитания патриотизма» размещена в разделах

Основными направлениями в системе патриотического воспитания :

- духовно – нравственное;

- историко-краеведческое;

-гражданско-патриотическое;

-социально-патриотическое;

-героико-патриотическое;

-спортивно-патриотическое.

Одним из ведущих направлений формирования патриотического воспитания обучающихся является краеведческая работа.

Цель краеведческого образования – формирование знаний, умений и ценностных ориентаций, соответствующих культурному поведению в нашей стране и регионе, развитие творческих способностей, воспитание уважения к культуре и истории родного края.

Цель определяется прежде всего возрастными познавательными возможностями. Пропедевтический курс способствует осознанию важности окружающего его мира, затем интеграция краеведения с другими учебными дисциплинами, то есть использование местного материала как базы для освоения теоретических вопросов. Краеведческий принцип даёт возможность строить обучение «от известного к неизвестному», «от близкого к далёкому».

Одна из задач краеведческой работы - всестороннее изучение местности и накопление материала, другая - использование этого материала в практической деятельности. Эти две задачи теснейшим образом связаны между собой. Краеведение создает условия для лучшего восприятия природных и общественных явлений, дает возможность многие вопросы разных дисциплин связать друг с другом и использовать полученные знания и навыки в новых учебных и жизненных ситуациях.

Использование краеведческого материала в учебно-воспитательном процессе эффективно тогда, когда этот материал является источником получения новых знаний, источником расширения кругозора обучающихся; используется систематически, собран и обобщен при непосредственном участии школьников.

Остановлюсь на возможности использования краеведческого материала непосредственно на уроках и во внеклассной работе. Проводятся Фестиваль «Краеведения», фестиваль «Профессий», которые знакомят с достопримечательностями нашего края, с великими людьми, живущими или жившими на территории Восточного Казахстана, дают возможность задуматься о том, какую профессию я хотел бы приобрести не выезжая из Казахстана. Дает возможность расширить свои знания о родословной, об истории города, улицы, республики и страны. Результатом такой работы является участие в конкурсах исследовательских и проектных работ «Зерде», которые проходят ежегодно. И учащиеся принимают активное участие.

Уроки литературного чтения дополняются результатами начального литературно-краеведческого исследования о жизни и творчестве известных писателей, художников с реальными историческими лицами, жившими и живущими в Казахстане и в городе. Делают презентации, сообщения о писателях и поэтах Восточного Казахстана.

Изучение природного наследия края (совокупности растительного и животного мира, полезных ископаемых, рек) помогает формировать экологическое мышление.

В качестве одного из средств формирования элементов математической культуры можно рассматривать текстовые задачи. Большое обучающее и воспитательное значение имеет наличие в них познавательного материала, связанного с конкретными жизненными ситуациями, что помогает показать младшим школьникам роль математики в познании окружающей действительности и развить их умения применять математические знания на практике. Использовать задачи с краеведческим содержанием можно на уроках ознакомления с новыми знаниями, закрепления, применения знаний и умений, на уроках проверки и контроля, а также на комбинированных уроках. Это могут быть задачи, содержащие исторические сведения, задачи о временах года, о животных или растениях Восточного Казахстана, о реках края и другие. (Приложение 1.1.) Составляя задачи с использованием краеведческого материала, дети много работают с дополнительной литературой: знакомятся с историей, с животным и растительным миром родного края. Подобная работа важна как расширения детского кругозора, так и для воспитания патриотических чувств. Систематически в начальных классах ведется данная работа, используются разные области краеведения : история, природа, семья, культура. Числовые данные могут быть взяты из справочников, энциклопедий. Некоторые данные могут быть производными, но они должны соответствовать фактическим. Для составления задачи достаточно иметь 2-3 числовых данных. Недостающие данные подбираются по своему усмотрению в соответствии с возрастными особенностями учащихся и требованиями программы. В процессе работы используются на уроках математики задачи краеведческого содержания.

(Приложение 1.2.) Составление задач краеведческого содержания при обучении математике активизирует деятельность школьников по использованию имеющихся знаний на практике, в том числе направляет их на поиск нужной информации, необходимой для составления текста задачи и ее успешного решения.

Краеведческий материал используется на уроках русского языка и литературного чтения: составление и разбор текстов и предложений, на минутках чистописания (Приложение 2). Помимо включения сведений из истории и культуры края, использую чтение небольших отрывков из художественных произведений, маленькие сообщения учащихся, наглядные пособия, отражающие прошлое и настоящее края (пейзажные, портретные, сюжетные, карты и путеводители. Стихотворные тексты используются для орфографических пятиминуток и письма по памяти, объяснения орфограмм, определения рода, числа, падежа существительных и прилагательных, времени, спряжения глаголов. Эти тексты несут смысловую нагрузку: в каждом из них рассказывается о каком-либо объекте страны, города, области. Такие тексты легко и быстро запоминаются и способствуют развитию памяти, воспитанию патриотизма и бережного отношения к родной природе (Приложение 3).

Создавая условия для развития индивидуальности ребенка, включая его в деятельность, рассчитываю на новый качественный результат, необходимый современному обществу. Именно деятельность краеведческой тематики позволяет сместить акцент с процесса пассивного накопления обучающимися знаний на овладение ими разными способами деятельности, что способствует формированию у обучающихся начальной школы ключевых компетенций. Краеведение как психолого-педагогическая проблема выступает одним из важных элементов национально - регионального компонента содержания образования, это значимое средство патриотического воспитания и подготовки школьников к жизни.

Приложение 1.1.

Математический диктант

Записать число.

1. Казахстан расположен в центре континента Евразия и занимает девятое место в мире по площади — 2 724 900 км (в некоторых источниках площадь 2717300 км2)

- Записать предшествующее число.

- Записать следующее число по счету.

2. Общая протяжённость границ Казахстана составляет 12 187 км.

- Разбить число по классам.

- Сколько всего десятков? (сотен, десятков тысяч)

3. На востоке, севере и северо-западе Казахстан граничит с Россией. Протяженность границы 6467 км.

- Представить число в виде суммы разрядных слагаемых.

- Увеличить число на 3700.

- Уменьшить число на 920.

4. На юге с Узбекистаном граница протяженностью 2300 км

- Уменьшить число в 5 раз.

- Увеличить число в 3 раза.

- Сколько единиц 3 разряда содержится в числе?

5. Граница с Кыргызстаном 980 км, а с Туркменистаном - 380 км

- Увеличить каждое число на 5804.

- На сколько километров граница с Кыргызстаном длиннее, чем с Туркменистаном.

- Сколько всего километров составляет протяженность границы с этими государствами?

6. На юго-востоке Казахстан граничит с Китаем. Протяженность границы 1460 км

- Вырази в метрах.

- Найди числа.

- Разложи число на разряды.

7. На западе по Каспийскому морю граница протяженностью 600 км

- Увеличь в 120 раз.

- Уменьши число на 199.

- Запиши предшествующее число.

Приложение 1.2.

Задача на нахождение суммы.

За период ВОВ юноши и девушки г. Риддера после учебы работали на предприятиях. Они добыли сверх нормы 150 000т руды, выплавили свинца в 2 раза больше чем руды, а металлолома собрали на 180 000т меньше, чем выплавили свинца. Сколько всего металла добыли юноши и девушки города сверх нормы?

Решение:

1)150 000*2 = 300 000 (т выплавили свинца)

2)300 000-180 000= 120 000 (т собрали металлолома)

3)150 000+ 300 000+120 000= 570 000 (т добыли металла всего)

Ответ: 570 000т сверхнормы.

1. В Восточно-Казахстанской области средняя урожайность пшеницы - 33 центнера с гектара. Какой урожай соберут хлеборобы с 450 га засеянных пшеницей?

2. В Казахстане в 2006 году было произведено максимальное количество цинка 408 тыс. тонн. Сколько тонн в среднем выпускалось ежемесячно? Сколько тонн цинка будет произведено за 3 года при той же норме выпуска?

Приложение 2.

Выпишите собственные имена существительные.

МОЙ АДРЕС.

Я живу в Усть-Каменогорске. Мой адрес: улица Космическая, дом семь, квартира два. Рядом площадь. На ней стоит памятник Якову Ушанову. Площадь носит его имя. К площади ведёт проспект Независимости. (29 слов)

Слова для справок: Усть-Каменогорске, Космическая.

Текст для проверки техники чтения.

Рудный Алтай - это часть Алтайских гор. Получили свое название из-за богатства недр рудами различных металлов. Он является первым по времени освоения районом всего Казахстана. Рудники казахстанской части Алтая долго служили поставщиком серебра в Россию, которое шло на чеканку монет.

В быстром развитии экономики Восточного Казахстана решающую роль сыграло строительство здесь автомобильных и железных дорог. Использование его ископаемых богатств, а также освоение плодородных земель под посевы зерновых культур и богатых пастбищ для развития животноводства.

В Восточном Казахстане немало озер. Некоторые озера богаты минеральными солями.

В Восточном Казахстане насчитывается свыше тридцати городов и поселков городского типа. Развитие почти всех этих населенных пунктов связано с разработкой полезных ископаемых. (108 слов)

Публикации по теме:

Работа с одарёнными детьми в начальной школе Л. В. Сурикова (Елец, МБОУ СШ №1 им. М. М. Пришвина) surikova59@yandex.ru Работа с одарёнными детьми в начальной школе. Аннотация. Каждый ребёнок.

Проблема воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого- с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду.

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе Сурикова Людмила Витальевна учитель начальных классов МБОУ СШ №1 им. М. М. Пришвина ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. Здоровье.

Формирование позитивных взаимоотношений в семье — основа нравственного воспитания дошкольников Тема «Формирование позитивных взаимоотношений в семье - основа нравственного воспитания дошкольников» «Ребенок учится тому, Что видит у.

Организация внеурочной деятельности в начальной школе Школе Совместной деятельности Постановка проблемы. В нашей Школе реализуется концепция педагогики совместной деятельности, в рамках которой.

Проектирование эмпирического исследования по проблеме воспитания патриотизма у старших дошкольников Маракушина Ирина Геннадьевна, доцент, к. пс. н. Фомина Людмила Петровна Северный Арктический федеральный университет имени М. В. Ломоносова.

Выпуск 2016 в начальной школе.Выпуск 2016 в начальной школе. Выпускной в начальной школе. СЛАЙД 1 «Маленькая страна» (выход малышей) (хлопушки) 1. Удивительный дом – школа! Здесь всё перемешалось: детство.

Выпускной в начальной школе (Звучит песня «Звенит звонок») Вед. 1 Почему сегодня все мы Так нарядны и милы? Может, чувствуем дыхание Наступающей весны? Вед. 2 Нет,.

Выпускной в начальной школе Выпускной вечер в 4 классе (2015 год) Зал украшен воздушными шарами, большим количеством разного цвета и размера цветов, сделанных детьми.

Выпускной вечер в начальной школе Выпускной вечер в начальной школе. Ведущий: Висит объявление, чёрным по белому, Мимо него не пройти. Школа чудесная, школа начальная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Краеведение в начальной школе — основа воспитания патриотизма
Опубликовано: 30 июля 2017 в 22:08
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Краеведение в начальной школе — основа воспитания патриотизма» (включая файлы) размещена пользователем Кононова Ирина Сергеевна (УИ 1232193) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД