Приложение МААМ

Краеведческая деятельность как средство патриотического воспитания дошкольников

наталья лысова
Краеведческая деятельность как средство патриотического воспитания дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Краеведческая деятельность как средство патриотического воспитания

дошкольников.

Авторы: Лысова Наталья Федоровна

Порошина Юлия Николаевна

Краеведческая деятельность как средство патриотического воспитания

дошкольников.

В современных условиях одним из актуальных направлений работы с до-школьниками в ДОУ становится патриотическое воспитание. Патриотизм рассматривается как нравственное качество личности, выражающееся в любви и преданности своей Родине, осознании ее величия и переживании своей духов-ной связи с ней. Патриотические чувства не возникают сами по себе, они формируются в результате целенаправленного воспитательного воздействия, начинать которое необходимо с детства.

Публикация «Краеведческая деятельность как средство патриотического воспитания дошкольников» размещена в разделах

Центральным звеном патриотического воспитания является воспитание ребенка с опорой на общечеловеческие ценности, на любовь к родителям, семье, месту где он вырос, к Родине.

Понимание Родины у дошкольников тесно связано с представлениями о том, что им дорого и близко: о семье, доме. Постепенно эти представления расширяются: формируются знания о родном городе (поселке, крае, затем о стране, её истории. Формирование первичных представлений о малой родине осуществляется благодаря краеведению.

Цель краеведческой работы с детьми дошкольного возраста состоит в том, чтобы сформировать у воспитанников целостное представление о родном крае, основные задачи - пробудить в них любовь к родной природе, к городу, в ко-тором живем, помочь осознать значение родного края в жизни большой страны, роль каждого жителя в жизни своего города, района, а, значит, и страны.

Пробудить у детей любовь к родному городу, интерес к людям, желание познавать и гордиться заслугами нашего края – работа сложная, требующая от нас, взрослых, педагогов и родителей, широких знаний.

Для того чтобы эта работа была систематической и целенаправленной, в нашем саду была разработана программа по краеведческому образованию для детей дошкольного возраста «Люби и знай родной свой край»

Ее реализация идет по нескольким направлениям:

- постоянное обогащение детей знаниями краеведческого характера и изучение познавательного материала;

- использование краеведческого материала в практической детской деятельности;

- наполнение жизни детей положительными эмоциями, радостью от общения;

- обогащение развивающей среды краеведческим содержанием;

- осуществление всей работы совместно с семьей.

Важно, чтобы работа в данных направлениях проходила системно, на основе принципа усложнения и узнавания материала. Для полноценного патриотического воспитания в своей работе мы использовали разнообразные методы и формы работы с учетом возрастных особенностей детей:

• наблюдение за изменениями в облике города, района, улиц (с помощью фотографий, виртуальных экскурсий, за трудом людей в детском саду и в городе.

• рассказ воспитателя о родном городе, районе (по ходу рассказа обязательно используем наглядный материал. Это фотографии, репродукции картин, слайды, различные схемы, рисунки мелом на доске и др. При составлении рассказа, обязательно включаем в него вопросы к детям);

• беседы о родном городе, его истории ( задаем такие вопросы: "Как узнать, что человек любит свой город?", "Что бы ты сделал, если был бы Главой города?");

• показ иллюстраций, фильмов, слайдов;

• прослушивание аудиозаписей ( например: гимн страны, птичьи голоса нашего края, песни, стихи и сказки и рассказы сибирских авторов, знакомство с творчеством поэтов, художников, композиторов нашего города;

• организация тематических выставок;

• организация и проведение социальных акций;

• организация экскурсий и виртуальных экскурсий;

• совместная деятельность родителей и детей (чтение книг, совместные посиделки с чаепитием и проведением народных игр);

• привлечение детей к общественно полезному труду в ближайшем для детей окружении (труд на участке детского сада, совместный труд с родителями по благоустройству территории детского сада и т. п.);

• дидактические игры, сюжетно – ролевые игры, игры – драматизации, народные игры в образовательном процессе;

• Проведение праздников, развлечений (народные, посиделки).

Особое место занимают самодельные краеведческие дидактические игры, которые дают возможность не только приобщить детей к истории, географии, природе нашего края, но и развивать инициативу, самостоятельность, коммуникативные навыки. Это такие игры: игра – ходилка «Путешествие по городу», разрезные картинки «Кто, кем работает?» «Найди герб Новосибирска», «Собери флаг страны», «Узнай по силуэту». Некоторые игры, такие как: раз-резные картинки «Узнай место» кубики «Собери здание», игра «Найди дере-во» мы делали вместе с детьми.

Игру – домино «Достопримечательности Новосибирска» мы с коллегой придумали и оформили сами.

Интересной для детей и эффективной с точки зрения патриотического воспитания формой работы по краеведению являются экскурсии. Экскурсии обеспечивают знакомство детей с социальным, природным и культурным разнообразием родного города.

В начале учебного года мы с детьми нашей группы и их родителями посе-тили краеведческий музей. На экскурсии в краеведческий музей, дети активно открывали для себя новые знания, обогащая при этом свой словарь. В музее дошкольники не только рассматривали экспонаты животных и птиц, но и многие смогли потрогать руками некоторые виды животных.

Все это, а также выработанные определенные правила общения и поведения в музее, зажгли в сердцах ребят искорки любви, уважения к природе нашей области. Никакие картинки не заменят детям живой наглядный пример, пусть и за стеклом.

Дети и родители остались очень довольны экскурсией, у детей было много впечатлений, и они ещё очень долго в группе говорили о нашей совместной экскурсии в музей.

Важным направлением работы по краеведению является приобщение к культуре и традициям народа.

В организованную образовательную деятельность включаем народные игры, песни, инсценировки, хороводы и пляски. Мы стараемся воспитать в детях бережное и трепетное отношение к нашим корням и русским традициям. Разученный материал мы включаем в календарные развлечения, посвященные народным праздникам в течение всего года.

- Начиная с сентября, мы проводим полюбившиеся детям Праздники урожая, Осенины.

- В начале января дети с огромной радостью колядуют. Ходят по всему детскому саду, распевая колядки, и получают за это угощения. А после этого все вместе играют в народные игры, соревнуются, гадают, танцуют.

- В феврале во всех группах дети встречали Масленицу. Праздник проходил на улице с песнями, играми, соревнованиями. В гости приходили Баба-Яга и скоморохи. Традиционно праздник закончился блинами, которые испекли родители.

А лето – время чудес. День Ивана Купалы – это праздник огня, воды и жизненных сил. На заре праздника было принято купаться и умываться росой, чтобы никогда не болеть. Детей знакомим с историей праздника и обычаями его проведения. Большую радость у детей вызывает этот праздник и обряды, связанные с ним: плетение венков из цветов, из травы, прыжки через импровизированный костер, состязания в обливании водой.

Особое место в патриотическом воспитании дошкольников отводится меро-приятиям, посвященным Дню Победы. Этот аспект работы также связан с крае-ведением, поскольку многие жители нашего города во время Великой Отечественной войны отправились на фронт, защищать родину, а кто остался, в том числе и дети работали на заводах на благо победы.

С детьми проводятся беседы о смысле и значении этого праздника для россиян, традициях празднования, о героях войны, детях и женщинах – тружениках тыла.

Накануне 9 мая мы по традиции вместе с детьми возлагаем цветы к памятнику детям – труженикам тыла, посещаем монумент в Березовой роще солдатам, погибшим от ран в госпиталях г. Новосибирска и организовываем экскурсии к монументу Славы к Вечному огню, чтобы почтить память воинов и возложить цветы.

На занятиях продуктивной деятельностью вместе с детьми изготовляем украшения для окна – Акция Окна Победы.

Был снят видеоролик в честь дня Победы, в котором дети читали стихи, посвященные празднику.

В этом году в нашем саду был проведен праздник, посвященный 9 мая, «Я помню, я горжусь!». Воспитанники со своими родителями приняли участие в акции «Бессмертный полк», с гордостью несли они портреты своих родных, которые защищали нашу Родину. Праздник продолжился концертом, на кото-ром дети, родители, педагоги пели военные песни. После концерта прошел матч между родителями по пионерболу. И в завершении всего праздника всех угощали «Солдатской кашей». Праздник получился трогательным, ярким, запоминающимся.

Также в этом году наш детский сад взял шефство над домом ветеранов. Педагоги вместе с детьми и родителями готовят им концерт, подарки, угощения, проводят мастер-классы и просто общаются. Особенно запоминающимся для детей стал визит накануне 9 мая. Дети услышали реальные истории про со-бытия военных лет от детей войны. Это было очень трогательно.

Успешное решение задач патриотического воспитания дошкольников не-возможно без взаимодействия с семьей, активного участия родителей в данном процессе. Поэтому вся работа строится в тесном сотрудничестве с семьями воспитанников. Взаимодействие с родителями осуществляется через вовлечение родителей в образовательное пространство ДОО.

Работа с родителями осуществляется в различных формах взаимодействия: индивидуальные беседы, консультации, родительские собрания, совместные мероприятия и праздники, совместное творчество детей и родителей. Родители наших воспитанников осознают значимость формирования патриотических чувств, принимают активное участие в мероприятиях детского сада:

- участие бабушек в вечере колыбельных песен и сказок «Бабушкина песня».

- создание фотоальбомов «Мой город», «Мой детский сад») и стенгазет («Про-гулка выходного дня», «Моя семья».

- сбор краеведческого и познавательного материала для пополнения экспозиции группового центра краеведения, музея народного быта «Русская изба»;

- подготовка и проведению групповых развлечений и праздников, изготовлению костюмов и атрибутов;

Дети и родители – активные участники всех социальных акций, таких как как «Посылка солдату», «Письмо солдату», акция «Поможем бездомным животным», «Мы – за раздельный сбор отходов».

Такая работа помогает родителям и педагогическому коллективу детского сада осуществлять работу в одном направлении.

Краеведение в дошкольном учреждении является одним из источников обогащения детей знаниями о родном крае, воспитания любви к нему и формирования нравственных качеств. Краеведение является важным педагогическим средством, которое способствует вовлечению дошкольников во все виды деятельности, расширяет возможности распространения знаний об истории, искусстве, достопримечательностях, знаменитых людях родного края.

Публикации по теме:

«Моя педагогическая находка» Виртуальная экскурсия как средство патриотического воспитания«Моя педагогическая находка» Виртуальная экскурсия как средство патриотического воспитания .

Экскурсии в музей боевой славы как средство патриотического воспитания детей дошкольного возрастаЭкскурсии в музей боевой славы как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста Цель: создание условий для нравственно – патриотического воспитания детей дошкольного возраста через экскурсии в музей боевой славы МОУ.

Дидактическая игра- как средство патриотического воспитания ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА- КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯслайд 2 «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу,.

Дидактические игры как средство нравственно-патриотического воспитанияДидактические игры как средство нравственно-патриотического воспитания Патриотическое воспитание через игру- наиболее простой способ воздействия на сознание детей. Чувство Родины начинается у ребенка с отношения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Краеведческая деятельность как средство патриотического воспитания дошкольников
Опубликовано: 23 октября 2024 в 17:28
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Краеведческая деятельность как средство патриотического воспитания дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем наталья лысова (УИ 250410) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД