наталья лысова
Краеведческая деятельность как средство патриотического воспитания дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Краеведческая деятельность как средство патриотического воспитания
дошкольников.
Авторы: Лысова Наталья Федоровна
Порошина Юлия Николаевна
Краеведческая деятельность как средство патриотического воспитания
дошкольников.
В современных условиях одним из актуальных направлений работы с до-школьниками в ДОУ становится патриотическое воспитание. Патриотизм рассматривается как нравственное качество личности, выражающееся в любви и преданности своей Родине, осознании ее величия и переживании своей духов-ной связи с ней. Патриотические чувства не возникают сами по себе, они формируются в результате целенаправленного воспитательного воздействия, начинать которое необходимо с детства.
Публикация «Краеведческая деятельность как средство патриотического воспитания дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Темочки
Центральным звеном патриотического воспитания является воспитание ребенка с опорой на общечеловеческие ценности, на любовь к родителям, семье, месту где он вырос, к Родине.
Понимание Родины у дошкольников тесно связано с представлениями о том, что им дорого и близко: о семье, доме. Постепенно эти представления расширяются: формируются знания о родном городе (поселке, крае, затем о стране, её истории. Формирование первичных представлений о малой родине осуществляется благодаря краеведению.
Цель краеведческой работы с детьми дошкольного возраста состоит в том, чтобы сформировать у воспитанников целостное представление о родном крае, основные задачи - пробудить в них любовь к родной природе, к городу, в ко-тором живем, помочь осознать значение родного края в жизни большой страны, роль каждого жителя в жизни своего города, района, а, значит, и страны.
Пробудить у детей любовь к родному городу, интерес к людям, желание познавать и гордиться заслугами нашего края – работа сложная, требующая от нас, взрослых, педагогов и родителей, широких знаний.
Для того чтобы эта работа была систематической и целенаправленной, в нашем саду была разработана программа по краеведческому образованию для детей дошкольного возраста «Люби и знай родной свой край»
Ее реализация идет по нескольким направлениям:
- постоянное обогащение детей знаниями краеведческого характера и изучение познавательного материала;
- использование краеведческого материала в практической детской деятельности;
- наполнение жизни детей положительными эмоциями, радостью от общения;
- обогащение развивающей среды краеведческим содержанием;
- осуществление всей работы совместно с семьей.
Важно, чтобы работа в данных направлениях проходила системно, на основе принципа усложнения и узнавания материала. Для полноценного патриотического воспитания в своей работе мы использовали разнообразные методы и формы работы с учетом возрастных особенностей детей:
• наблюдение за изменениями в облике города, района, улиц (с помощью фотографий, виртуальных экскурсий, за трудом людей в детском саду и в городе.
• рассказ воспитателя о родном городе, районе (по ходу рассказа обязательно используем наглядный материал. Это фотографии, репродукции картин, слайды, различные схемы, рисунки мелом на доске и др. При составлении рассказа, обязательно включаем в него вопросы к детям);
• беседы о родном городе, его истории ( задаем такие вопросы: "Как узнать, что человек любит свой город?", "Что бы ты сделал, если был бы Главой города?");
• показ иллюстраций, фильмов, слайдов;
• прослушивание аудиозаписей ( например: гимн страны, птичьи голоса нашего края, песни, стихи и сказки и рассказы сибирских авторов, знакомство с творчеством поэтов, художников, композиторов нашего города;
• организация тематических выставок;
• организация и проведение социальных акций;
• организация экскурсий и виртуальных экскурсий;
• совместная деятельность родителей и детей (чтение книг, совместные посиделки с чаепитием и проведением народных игр);
• привлечение детей к общественно полезному труду в ближайшем для детей окружении (труд на участке детского сада, совместный труд с родителями по благоустройству территории детского сада и т. п.);
• дидактические игры, сюжетно – ролевые игры, игры – драматизации, народные игры в образовательном процессе;
• Проведение праздников, развлечений (народные, посиделки).
Особое место занимают самодельные краеведческие дидактические игры, которые дают возможность не только приобщить детей к истории, географии, природе нашего края, но и развивать инициативу, самостоятельность, коммуникативные навыки. Это такие игры: игра – ходилка «Путешествие по городу», разрезные картинки «Кто, кем работает?» «Найди герб Новосибирска», «Собери флаг страны», «Узнай по силуэту». Некоторые игры, такие как: раз-резные картинки «Узнай место» кубики «Собери здание», игра «Найди дере-во» мы делали вместе с детьми.
Игру – домино «Достопримечательности Новосибирска» мы с коллегой придумали и оформили сами.
Интересной для детей и эффективной с точки зрения патриотического воспитания формой работы по краеведению являются экскурсии. Экскурсии обеспечивают знакомство детей с социальным, природным и культурным разнообразием родного города.
В начале учебного года мы с детьми нашей группы и их родителями посе-тили краеведческий музей. На экскурсии в краеведческий музей, дети активно открывали для себя новые знания, обогащая при этом свой словарь. В музее дошкольники не только рассматривали экспонаты животных и птиц, но и многие смогли потрогать руками некоторые виды животных.
Все это, а также выработанные определенные правила общения и поведения в музее, зажгли в сердцах ребят искорки любви, уважения к природе нашей области. Никакие картинки не заменят детям живой наглядный пример, пусть и за стеклом.
Дети и родители остались очень довольны экскурсией, у детей было много впечатлений, и они ещё очень долго в группе говорили о нашей совместной экскурсии в музей.
Важным направлением работы по краеведению является приобщение к культуре и традициям народа.
В организованную образовательную деятельность включаем народные игры, песни, инсценировки, хороводы и пляски. Мы стараемся воспитать в детях бережное и трепетное отношение к нашим корням и русским традициям. Разученный материал мы включаем в календарные развлечения, посвященные народным праздникам в течение всего года.
- Начиная с сентября, мы проводим полюбившиеся детям Праздники урожая, Осенины.
- В начале января дети с огромной радостью колядуют. Ходят по всему детскому саду, распевая колядки, и получают за это угощения. А после этого все вместе играют в народные игры, соревнуются, гадают, танцуют.
- В феврале во всех группах дети встречали Масленицу. Праздник проходил на улице с песнями, играми, соревнованиями. В гости приходили Баба-Яга и скоморохи. Традиционно праздник закончился блинами, которые испекли родители.
А лето – время чудес. День Ивана Купалы – это праздник огня, воды и жизненных сил. На заре праздника было принято купаться и умываться росой, чтобы никогда не болеть. Детей знакомим с историей праздника и обычаями его проведения. Большую радость у детей вызывает этот праздник и обряды, связанные с ним: плетение венков из цветов, из травы, прыжки через импровизированный костер, состязания в обливании водой.
Особое место в патриотическом воспитании дошкольников отводится меро-приятиям, посвященным Дню Победы. Этот аспект работы также связан с крае-ведением, поскольку многие жители нашего города во время Великой Отечественной войны отправились на фронт, защищать родину, а кто остался, в том числе и дети работали на заводах на благо победы.
С детьми проводятся беседы о смысле и значении этого праздника для россиян, традициях празднования, о героях войны, детях и женщинах – тружениках тыла.
Накануне 9 мая мы по традиции вместе с детьми возлагаем цветы к памятнику детям – труженикам тыла, посещаем монумент в Березовой роще солдатам, погибшим от ран в госпиталях г. Новосибирска и организовываем экскурсии к монументу Славы к Вечному огню, чтобы почтить память воинов и возложить цветы.
На занятиях продуктивной деятельностью вместе с детьми изготовляем украшения для окна – Акция Окна Победы.
Был снят видеоролик в честь дня Победы, в котором дети читали стихи, посвященные празднику.
В этом году в нашем саду был проведен праздник, посвященный 9 мая, «Я помню, я горжусь!». Воспитанники со своими родителями приняли участие в акции «Бессмертный полк», с гордостью несли они портреты своих родных, которые защищали нашу Родину. Праздник продолжился концертом, на кото-ром дети, родители, педагоги пели военные песни. После концерта прошел матч между родителями по пионерболу. И в завершении всего праздника всех угощали «Солдатской кашей». Праздник получился трогательным, ярким, запоминающимся.
Также в этом году наш детский сад взял шефство над домом ветеранов. Педагоги вместе с детьми и родителями готовят им концерт, подарки, угощения, проводят мастер-классы и просто общаются. Особенно запоминающимся для детей стал визит накануне 9 мая. Дети услышали реальные истории про со-бытия военных лет от детей войны. Это было очень трогательно.
Успешное решение задач патриотического воспитания дошкольников не-возможно без взаимодействия с семьей, активного участия родителей в данном процессе. Поэтому вся работа строится в тесном сотрудничестве с семьями воспитанников. Взаимодействие с родителями осуществляется через вовлечение родителей в образовательное пространство ДОО.
Работа с родителями осуществляется в различных формах взаимодействия: индивидуальные беседы, консультации, родительские собрания, совместные мероприятия и праздники, совместное творчество детей и родителей. Родители наших воспитанников осознают значимость формирования патриотических чувств, принимают активное участие в мероприятиях детского сада:
- участие бабушек в вечере колыбельных песен и сказок «Бабушкина песня».
- создание фотоальбомов «Мой город», «Мой детский сад») и стенгазет («Про-гулка выходного дня», «Моя семья».
- сбор краеведческого и познавательного материала для пополнения экспозиции группового центра краеведения, музея народного быта «Русская изба»;
- подготовка и проведению групповых развлечений и праздников, изготовлению костюмов и атрибутов;
Дети и родители – активные участники всех социальных акций, таких как как «Посылка солдату», «Письмо солдату», акция «Поможем бездомным животным», «Мы – за раздельный сбор отходов».
Такая работа помогает родителям и педагогическому коллективу детского сада осуществлять работу в одном направлении.
Краеведение в дошкольном учреждении является одним из источников обогащения детей знаниями о родном крае, воспитания любви к нему и формирования нравственных качеств. Краеведение является важным педагогическим средством, которое способствует вовлечению дошкольников во все виды деятельности, расширяет возможности распространения знаний об истории, искусстве, достопримечательностях, знаменитых людях родного края.