Светлана Копылова
Коучинг в управлении педагогическим коллективом
▼ Скачать + Заказать документы
Коучинг в управлении педагогическим коллективом.
Из тридцати лет работы в дошкольной педагогике вот уже семь лет в мои функциональные обязанности входит руководство персоналом дошкольного учреждения. С самых первых шагов и по сей день я, как руководитель, всегда признавала и прислушивалась к мнению моих сотрудников, понимая, что каждый работающий в нашей организации человек ценен по-своему, каждый способен привнести в развитие всей нашей организации своё уникальное видение. Но спустя время я стала задумываться над тем, что приходящие в детские сады педагоги, пусть даже и с высшим образованием часто не понимают, для чего они пришли в эту профессию, каковы перспективы их дальнейшей профессиональной деятельности. Не имея четких планов, педагоги, поработав в детском саду и сочтя этот труд слишком ответственным и малооплачиваемым, часто уходят из профессии. Возникла необходимость продумать такие формы работы с педагогами, которые способны мотивировать их и вывести на осознание «Зачем я здесь? Что я могу сейчас? Куда двигаться в профессии дальше? Для чего?»
Публикация «Коучинг в управлении педагогическим коллективом» размещена в разделах
Мне нужны были новые подходы к управлению коллективом. Чтобы развивать свою организацию, чтобы сплотить коллектив единомышленников, осознанных мотивированных сотрудников, я попробовала применить коучинг в работе с педагогами. Такая форма повышения педагогической компетентности как коучинг мало используется в образовании, но она способствует как личностному, так и коммуникативному развитию специалистов, а так же в качестве эффективнейшего инструмента для поддержки управленческой работы и организационных изменений в образовательном учреждении.
"Коучинг (англ. Coaching - наставлять, тренировать, воодушевлять для специальных целей) есть раскрытие потенциала человека с целью максимального повышения его эффективности» (Т. Гэллвей).
Коучинг — процесс, ведущий к повышению профессиональной компетентности или росту личностных качеств коучируемого, где главная цель — не достижение материальных результатов, а развитие у человека способности видеть пути, принимать решения и нести за них ответственность.
Внедряя этот инновационной метод в административную работу, я поняла, что коучинг в дошкольном учреждения является одной из самых эффективных форм подготовки воспитателей к педагогической деятельности. Ведь именно с позиций коучинга руководитель признает ценность своих сотрудников, выстраивает с ними взаимный диалог, основанный на внимании к человеческим проявлениям, на признании состоятельным мнения другого человека и на мотивировании к достижению общих организационных целей.
Общую основу коучинга можно описать несколькими словами:
1) партнерство;
2) раскрытие потенциала;
3) результат.
Коуч - консультант, наставник, стимулирует творческий поиск решений и поддерживает решимость педагогов достигать целей и осуществлять изменения в своей профессиональной деятельности. Другими словами, в процессе коучинга педагоги находят свой, уникальный способ достижения цели, а коуч создает креативную атмосферу, особое пространство поиска альтернатив, атмосферу доверия, где педагог чувствует, что его идеи и предложения не остаются без внимания
В процессе коучинга руководитель не инструктирует педагога, не дает ему указания, а задает вопросы, помогающие воспитателю лучше понять поставленную перед ним задачу, оценить ее в новом ракурсе, найти наиболее эффективный способ решения и воплощения на практике с использованием необходимых ресурсов.
Коучинг - это больше вопросы, чем рассказ…
Сильные вопросы - не для того, чтобы собрать информацию, а для того, чтобы пригласить человека послушать самого себя, помочь ему создать идеи и получить свои решения;
Сильные вопросы приглашают к самоанализу, дарят дополнительные решения и ведут к творчеству;
Сильные вопросы приглашают человека посмотреть внутрь себя или в будущее;
Сильные вопросы снимают ограничения и дают простор для идей….
Коучинг – это развивающее консультирование. Разница между привычным консультированием и коучингом заключается в том, что коучинг есть активная форма обучения, направленная на личностную поддержку профессиональной деятельности. Основа данной техники – интерактивное общение, дискуссия (вопрос-ответ, где педагог не получает советов и рекомендаций, а только отвечает на вопросы, которые ему задает коуч, и сам находит резервы и пути для решения своих проблем.
Отличие коучинга от наставничества в том, что он направлен на личностную поддержку профессиональной деятельности педагога. Его ключевой элемент - создавая осознанность и ответственность в другом человеке, способствовать его движению к решению личных и профессиональных задач. А главным инструментом являются открытые стимулирующие осознанность вопросы, которые не содержат критики, оценок и советов. Взаимодействуя таким образом, мы способствовали росту и развитию личности педагога.
Так же коучинг оказался эффективным в обеспечении трех областей руководства:
а) коммуникативная область, предусматривающая намерения, видение и цели организации;
б) выстраивание взаимоотношений и содействие взаимодействию, приводящее к высокоэффективной работе команды;
в) обеспечение высокой эффективности исполнения и получения результата.
Педагоги стали лучше осознавать сложившуюся ситуацию и требования руководства. Кроме того, они понимают, что мнение каждого имеет определенное значение для руководителя. Все это позитивно сказалось на продуктивности работы ДОУ.
Мы отметили для себя преимущества коучинга в ДОУ в связи с гибкостью этой организационной формы:
Это смесь психотерапии, горячего обсуждения, высказывания идей с использованием метода «мозговой штурм», рассказов о личных историях педагогического успеха.
Не обязательно при этом руководителю досконально изучать особенности коучинга, достаточно вжиться в роль доброжелательного наставника, готового выслушать и поделиться опытом.
Главное – не направлять педагога, а создать условия, чтобы он сам нашел решения.
Принцип «Сделай за меня» – практически не действует.
Методы, которые мы использовали при проведении педагогических мероприятий с использованием коучинга :
• Метод кейс-стади. Кейс (с англ. — случай, ситуация) — это разбор ситуации или конкретного случая, деловая игра. Он может быть назван технологией анализа конкретных ситуаций, «частного случая». Суть технологии состоит в том, что в основе его используются описания конкретных ситуаций или случая (от английского «case» - случай). Представленный для анализа случай должен отражать реальную жизненную ситуацию. Во-вторых, в описании должна присутствовать проблема или ряд прямых или косвенных затруднений, противоречий, скрытых задач для решения исследователем. В-третьих, в процессе работы над кейсом требуется часто дополнительная информационная подпитка самих участников работы над анализом ситуации. В конечном итоге педагоги находят собственные выводы, решения из проблемной ситуации, и часто, в виде неоднозначных множественных решений.
• Метод интервьирования. В интервью один спрашивает другого, сам свое мнение не высказывает. Интервью бывает индивидуальным и групповым.
• Метод «Мозгового штурма». Мозговой штурм — один из наиболее популярных методов стимулирования творческой активности. Он широко используется в нашем учреждении для поиска нетрадиционных решений самых разных задач. Этот метод активно развивает концентрацию внимания. Его цель — организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения проблем. Метод мозгового штурма разделяется на два этапа решения задачи: сначала генерируются идеи, а затем они анализируются и развиваются. Таким образом, группа делится на «автора» и «критика», которые реализуются в разное время.
• Метод «Модерации». Под модерацией обычно понимается направляемый интерактивный процесс взаимодействия участников группы в целях самостоятельной выработки и принятия группового решения, когда роль модератора заключается в стимулировании активности участников группы и обеспечении их равноправия. Модерация - это способ проведения профессиональных совещаний, который быстрее приводит к результатам и дает возможность всем участникам принять общие решения как свои собственные.
В качестве основных компетенций руководителя - коуча хочу выделить : умение активно слушать, задавать сильные вопросы; умение оказывать помощь в определении цели, составлении плана, принятии решения; умение держать фокус на результат; умение вдохновлять, мотивировать, снимать тревогу и стресс; умение давать обратную связь. Для педагогов эти качества руководителя очень важны, т. к. часто молодые специалисты, требующие особенно пристального внимания в начале своей карьеры, не имеют необходимой связи с руководителем, не получают полноценную обратную связь, не имеют возможности эффективно планировать свою деятельность.
Чтобы сделать значимый, позитивный вклад в развитие педагога, я поставила для себя ориентиры в общении :
Относиться как к равному
Уделять своё время и внимание
Слушать все точки зрения
Верить, что всё получится
Бросать вызов
Заряжать энтузиазмом
Давать поддержку
Наделять уважением и доверием
Коучинг, как форма подготовки педагогов к организации педагогической деятельности :
- позволил развить способности педагогов в области эффективного взаимодействия с детьми, родителями и коллегами;
- оказал эффективную помощь по достижению поставленных целей в их профессиональной деятельности;
- позволил подвести педагогов к адекватному решению возникших проблем в организации педагогической деятельности;
- помог принять педагогам ответственность за сделанный выбор и действия в общении с родителями и детьми.
Хочу отметить, главным правилом в коучинге можно считать то, что гарантированного результата всегда получить нельзя, что получилось с одним, может не получиться с другим. Но результат мы всё же увидели: педагогический коллектив стал стабильным, появился командный дух, педагоги стали более активными участниками всех мероприятий в ДОУ, а главное появилось творческое мышление, искорки в глазах.
В своей статье мне хотелось рассказать о значении коучинга для образования. Коучинг можно назвать синтезом тренинговых педагогических технологий. Это не просто метод взаимодействия людей, это способ взаимного мышления, взаимного поиска трудных решений, метод ответов на сильные вопросы. В заключении хочу привести слова Джона Уитмора: «Мы более похожи на желудь, который содержит в себе весь потенциал, чтобы стать могучим дубом». Как известно, творчеству научить нельзя. Однако, можно научить творчески учиться, добиваться успеха.