Римма Мамедгулиева
Коррекционная работа по морально-нравственному развитию дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Морально нравственное развитие дошкольников.
Цель коррекционной программы : развитие внимания ребенка к другому и его различным проявлениям детей дошкольного возраста.
Задачи коррекционной программы :
1. Развивать объём, устойчивость, переключаемость и распределяемость внимания.
2. Формировать концентрацию внимания.
3. Воспитывать самоконтроль у ребёнка.
Публикация «Коррекционная работа по морально-нравственному развитию дошкольников» размещена в разделах
Форма организации: выявить трех детей с проблемами в нравственном развитии и в отношении к сверстникам и включить их в группу из 3-4 благополучных детей и провести с ними коррекционную работу.
Этапы проведения коррекционной работы :
1. Ориентировочный этап – даёт возможность познакомиться с детьми, установить контакт с группой и с каждым ребёнком в ней.
2. Коррекционный этап – непосредственно коррекционная работа, в данном случае – развитие и коррекция основных свойств внимания. Используются специально подобранные игры.
3. Итоговый этап – закрепление, подведение итогов проведённой работы.
Воспитание нравственных чувств должно базироваться на следующих принципах:
1. Безоценочность. Любая оценка (независимо от ее валентности) способствует фиксированности на собственных качествах, достоинствах и недостатках. Именно этим обусловлен и запрет на любое вербальное выражение отношения ребенка к сверстнику. Минимизация речевых обращений и переход к непосредственному (экспрессивно-мимическому или жестовому) общению может способствовать безоценочному взаимодействию.
2. Отказ от реальных предметов и игрушек. Как показывает практика, появление в игре любого предмета отвлекает детей от непосредственного взаимодействия. Дети начинают общаться «по поводу» чего-то, и само общение становится не целью, а средством взаимодействия.
3. Отсутствие соревновательного начала в играх. Поскольку фиксированность на собственных качествах и достоинствах порождает яркую демонстративность, конкурентность и ориентацию на оценку окружающих, мы исключили игры, провоцирующие детей на проявление данных реакций.
Главная цель воспитания толерантности заключается в формировании общности с другими и возможности видеть в сверстниках друзей и партнеров. Чувство общности и способность «увидеть» другого являются тем фундаментом, на котором строится нравственное, толерантное отношение к людям.
Именно это отношение порождает сочувствие, сопереживание, сорадование и содействие.
Программа состоит из 7 специально подготовленных этапов, каждое из которых состоит из 3 частей:
1. Вводная часть – знакомство с детьми, приветствие. Создание благоприятного настроя на дальнейшую работу.
2. Основная часть – проведение игр и упражнений на развитие, формирование и коррекцию основных свойств внимания детей дошкольного возраста.
3. Итоговая часть – подведение итогов занятия, прощание с группой.
Главной задачей программы является привлечение внимания ребенка к другому и его различным проявлениям: внешности, настроениям, движениям, действиям и поступкам. Мы исходили из того, что хотя к середине дошкольного возраста уже складываются основные личностные качества ребенка, выявленные индивидуальные особенности нельзя считать окончательно завершенными и закрытыми для изменений. Основной стратегией этого формирования было снятие фиксации на собственном Я за счет развития внимания к другому, чувства общности и сопричастности. Такая стратегия предполагает существенную трансформацию ценностных ориентиров и методов нравственного воспитания детей, существующих в современной дошкольной педагогике, в частности отказ от оценок, от совместной предметной деятельности и игрушек на первых этапах работы. Главным методом коррекционной программы были игры, в которых дети могли пережить общность и сопричастность в реальном взаимодействии.
Работа была проведена в средней группе возраст от 4 до 5 лет. Работая в данной группе, дети себя проявляли по-разному. Настроение прибывало у всех разное. В основном группу можно охарактеризовать дружелюбной, но есть дети с проблемами в нравственном развитии и в отношении к сверственикам.
Было выявлено трое детей с проблемами в нравственном развитии и в отношении к сверстникам, включили их в группу из 3-4 благополучных детей и проведена была коррекционная работа, основанная на принципах и методами. В формирующем эксперименте принимали участие 6 дошкольников, которые были поделены на 2 группы: благополучные и трое детей с проблемами в нравственном развитии (экспериментальную).
В экспериментальную группу вошли 3 человека демонстративные, обидчивые и агрессивные дети. В двух этапах работы с такими детьми были затруднения, так как не все играли, трудно было их привлечь к игре. Двое детей со временем стали активно играть, а с одним ребенком было трудно. Играл с не охотой, поведение было агрессивным. Поэтому некоторое время его мы не трогали, вели беседы с ним, привлекали к другим играм. В ходе беседы выяснилось, что он думает с ним никто не хочет играть и не дружит, но после того как все дети подошли и сказали мы с тобой хотим играть пойдем, поиграем, настроение у ребенка изменилось и его привлекли к играм. В конце работы, которая была проведена в благополучной группе существенных изменений в поведении детей не произошло, то в экспериментальной число случаев просоциального поведения (помощи, уступок, подарков и пр.) увеличилось в 2 раза. Дети, прошедшие коррекционную работу, оказались значительно более способными не только к толерантному отношению к другому, но и к реальной, действенной помощи.
После проведенной коррекционной работы климат в группе заметно улучшился, дети стали больше играть, самостоятельно разрешали многие конфликты, требовали от взрослых меньше внимания к себе. Кроме того, заметно снизилась агрессивность многих «проблемных» детей; уменьшилось количество демонстративных реакций; замкнутые, застенчивые дети, игравшие раньше в одиночестве или не отходившие от воспитателя ни на шаг, стали чаще участвовать в совместных играх.
Проведенная коррекционная программа оказала позитивное влияние не только на отношения детей, но и на их самоощущение и характер поведения в группе сверстников. Эти результаты свидетельствуют о том, что данная коррекционная программа может быть использована в практике воспитания детей.