Евангелина Кононыхина
Коррекционные технологии по преодолению страхов у старших дошкольников с нарушением зрения
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема страхов актуальна в любое время. Для человека как биологического существа возникновение страха не только целесообразно, но и полезно. Во-первых, страх мобилизует силы человека для активной деятельности, что часто бывает необходимо в критических ситуациях. Во-вторых, страх способствует лучшему запоминанию опасных или неприятных событий, что немаловажно в воспитании детей, приобретении ими опыта, необходимого для жизни.
Публикация «Коррекционные технологии по преодолению страхов у старших дошкольников с нарушением зрения» размещена в разделах
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Старшая группа
- Страх и детская тревожность
- Темочки
Детские страхи - это обычное явление для детского развития. Страх, как и другие неприятные переживания не является однозначно "вредным" для ребенка. Любая эмоция выполняет определенную функцию и позволяет ориентироваться в окружающей его предметной и социальной среде. Так, страх защищает человека от излишнего риска, регулирует деятельность, поведение, уводит от опасностей, возможности получения травмы. В этом проявляется охранительная функция страхов. Страх, как любое переживание является полезным, когда выполняет свои функции, а потом исчезает, но когда страх не исчезает долгое время, или у ребенка содержится большое количество страхов, то здесь можно говорить о предневротическом состоянии ребенка, что в свою очередь может перейти в невроз страха, что является патологическим состоянием, при этом у ребёнка возникает состояние психического напряжения, скованности, поведение становится более пассивным, вместо непосредственности и открытости развивается отгороженность, замкнутость.
Проблема борьбы со страхами приобретает особую актуальность. Дети с нарушением зрения требуют особого внимания. Сравнение детей с нарушенным зрением и с нормой развития говорит о том, что у первых наблюдаются нарушенное развитие психологического опыта, вызванное ограниченным сенсорным опытом, отставание в сроках формирования психических функций и качественные отклонения в развитии психической деятельности в целом.
Сложившаяся экономическая и социальная ситуация в нашей стране обусловила повышение уровня тревожности и страхов как у взрослых, так и у детей. Особенно к этому чувствительны дети, имеющие затруднения в своем развитии, как психологические, так и физические. Частичная сенсорная изоляция, безусловно, сказывается на эмоциональном развитии слабовидящего ребенка.
Коррекция страхов представляет собой особую форму психолого-педагогической деятельности, направленной на создание наиболее благоприятных условий для оптимизации психического развития личности ребенка, оказание ему специальной психологической помощи.
Для избавления детей от страха, не связанного с глубинными поражениями личности (т. е. страха как нарушение эмоциональных процессов) можно использовать ряд коррекционных технологий.
Технология музыкального воздействия. Данные методики предусматривают как целостное и изолированное использование музыки в качестве основного ведущего фактора воздействия, так и как дополнение к другим коррекционным методам для усиления их воздействия и повышения эффективности.
Технология музыкального воздействия очень эффективна в коррекции страхов, возникших у детей по разным причинам. Музыкальные сеансы позволяют создать условия для эмоционального диалога часто даже в тех случаях, когда другие способы исчерпаны. Контакт с ребенком с помощью музыки безопасен, ненавязчив, индивидуализирован, снимает страхи, напряженность.
Музыка помогает ребенку расслабиться. Специально подобранные мелодии помогают ребенку сосредоточиться на создаваемых образах, почувствовать мышечное расслабление, синхронизировать дыхание. Расслабившись, ребенок выстраивает с помощью психолога приятные ему образы, «оживляет» позитивные воспоминания, которые помогут ему справится с имеющимися страхами или напряжением по какому-либо поводу.
Арт-технологии. В данном методе обсуждение и решение психологических трудностей и проблем детей происходит на фоне игровой деятельности. В арт-технологии детям предлагаются разнообразные занятия изобразительного и художественно-прикладного характера, которые направлены на активизацию общения со специалистом или в группе в целом для более ясного, тонкого выражения своих переживаний, проблем, внутренних противоречий, с одной стороны, а также творческого самовыражения – с другой. Задача арт-технологии – возбудить у человека активность, направленную на реализацию его предельных творческих возможностей. Упор в технологии делают на творческую активность, на способность создавать и самостоятельно созидать. Главным условием всех занятий является их понятность и безопасность для детей, доступность материалов и привлекательность.
Одним из средств, с помощью которых преодолеваются страхи, является творчество. Воздействие на страхи через искусство основано на простой закономерности: страх можно победить, работая с ним символично – нарисовав его, изобразив его с помощью действий, составив его из деталей и т. п.
У детей, в отличие от взрослых, существует теснейшая связь телесного и духовного. Взрослый постоянно контролирует свои аффекты, а дети моментально демонстрируют свои чувства. Поэтому в своем творчестве дети, не задумываясь, рисуют и играют так, как чувствуют, не пытаясь проанализировать это с точки зрения эстетики и этики. Творчество естественно вплетается в жизнь ребенка, являясь неотъемлемой частью его развития частью его развития. В творчестве отражается то, что его волнует, то, что для него важно. Открывая мир, ребенок начинает отражать его в своем творчестве.
Искусство соединяет первичный мир воображения ребенка с актуальным миром, в который он погружается, поэтому арт-технология может быть прекрасным оружием в борьбе с детскими страхами.
Также в работе со страхами рекомендуется использовать следующие виды деятельности: изобразительную и игровую.
Изобразительная деятельность – деятельность, связанная с развитием изобразительного творчества, в первую очередь, рисования. Решение разнообразных проблем с помощью изобразительного искусства очень популярно и доступно многим.
Ребенок, который очень боится своих страхов, может избавиться от них посредством применения изобразительной деятельности. Он может нарисовать свой страх, а на повторном занятии ребенку предлагают подумать и изобразить на обратной стороне этого же листа, как он не боится данного страха. Таким образом, бессознательный страх выводится на уровень сознания, и, размышляя над своим страхом, ребёнок может от него избавится.
Если же дети отказываются рисовать на обратной стороне листа, говоря, что страх очень сильный и он не знает, как от него избавиться, то можно взять лист и разорвать его, сказав при этом: «Вот видишь, от чудища осталась лишь небольшая кучка пепла. Сейчас мы ее сдуем, и от него вообще ничего не останется».
Какие еще манипуляции можно проделать со страшным
страхом? Дорисовать «смешной» элемент, защитного объекта, дать страшилке сюрприз. Можно его скомкать, разрезать, выбросить, закрасить (но необходимо следить за тем, чтобы ребенок закрашивал не самого себя, а того, кто причиняет ему зло). Очень часто дети уносят с собой уже нестрашных, добрых чудиков для дальнейшего отреагирования.
Игровая деятельность может отлично использоваться для работы с детскими страхами. Игровая деятельность – метод коррекции эмоциональных и поведенческих расстройств у детей, в основу которого положен свойственный ребенку способ взаимодействия с окружающим миром – игра.
Игра – способ выражения чувств, познания и моделирования окружающей ребенка действительности. Это движение, радость общения, проигрывание различных сюжетов и моделей поведения, а также многократное их переживание. Игра для ребенка –
основная деятельность, поэтому он живет, играя. В психологически направленных играх самое главное – снять ту скованность, которая возникла под воздействием страха. Застенчивым и неуверенным в себе ребятам психологически направленные игры помогут раскрепоститься, осознать себя важным членом команды, почувствовать свою значимость.