Алла Богданова
Коррекционно-воспитательная работа на уроках декоративного рисования в школах 8 вида
▼ Скачать + Заказать документы
Латинское слово «декор» означает «узор». Отсюда декоративное рисование - это рисование узоров, орнаментов, предназначенных для украшения различных предметов обихода, оформление праздничных плакатов, открыток, афиш и т. д.
По мнению Т. А. Власовой и М. С. Певзнер, значение декоративного рисования для развития умственно отсталых детей исключительно велико, так как оно обладает многими ценными свойствами. Тесно соприкасаясь с народным декоративно-прикладным искусством, этот вид изобразительной деятельности в очень высокой степени способствует эстетическому воспитанию школьников. Он наиболее понятен и доступен учащимся вспомогательной школы. Поэтому с этого вида работы и рекомендуется начинать систематическое обучение рисованию.
Публикация «Коррекционно-воспитательная работа на уроках декоративного рисования в школах 8 вида» размещена в разделах
- Коррекционная школа (интернат). Материалы для педагогов
- Коррекционная школа 8 вида. (VIII вид)
- Рисование. Все материалы
- Темочки
В чем преимущества декоративного рисования по сравнению с другими видами занятий в первоначальный период обучения?
Т. Н. Головина, отмечает, что декоративное рисование не требует абсолютно точных знаний о форме и конструкции объектов, которые обязательны при выполнении рисунка с натуры. При составлении узоров учащиеся используют простейшие изобразительные элементы и наиболее - простые детали, чередуя и повторяя их через одинаковые промежутки. Различные комбинации элементов, чередование по цвету, величине, форме позволяют учащимся создавать большое количество разнообразных орнаментов.
Другое достоинство декоративных рисунков заключается в том, что композиция, т. е. расположение и взаимосвязь частей, может быть очень простой. Более того, пространственная организация узора в значительной мере облегчается тем, что обычно учащиеся получают готовую геометрическую форму (полосу, квадрат, круг, которую необходимо заполнить соответствующим мотивом. Другие же виды работы (рисование с натуры и на темы) требуют от умственно отсталого ребенка самостоятельного решения непростого для него вопроса о размещении изображения на листе бумаги.
Большое преимущество декоративного рисования состоит также в том, что оно предполагает так называемую стилизацию изображаемого:
обобщение формы путем упрощения ее рисунка, когда достаточно отразить только главные, наиболее характерные признаки данного предмета;
плоскостное изображение объемных предметов, которое не требует передачи светотени;
условную передачу цвета, когда окраска рисунка может не соответствовать окраске реально существующего предмета и поэтому учащимся предоставлено право самим подбирать цвет.
По мнению И. А. Грошенкова, декоративному рисованию учащиеся специальной (коррекционной) школы VIII вида отдают особое предпочтение, поскольку здесь они могут проявить элементы творчества в большей степени, чем при выполнении других, относительно более сложных видов работы. Этому способствует возможность подбирать по желанию детали узора, самостоятельно определять их цвет и цветовые сочетания. Красочность, выразительность и ритмичность составных частей рисунка радует учащихся и тем самым активизирует их деятельность. Декоративное рисование позволяет результативнее формировать технические приемы работы, так как при выполнении узоров по образцу детям легче, чем при изображении реального предмета, понять направление линий, усвоить тот или иной способ деятельности.
Во время декоративного рисования учащиеся отрабатывают силу нажима на карандаш, ритмичность проведения однородных повторяющихся движений и их амплитуду (размах). Они учатся проводить вертикальные, горизонтальные и наклонные прямые, рисуют волнистые линии, делят отрезки на равные части, выполняют развивающие глазомер несложные рисунки. Школьники многократно упражняются в симметричном расположении элементов узора, в воспроизведении цветовых сочетаний и основных геометрических форм.
Таким образом, декоративное рисование отличается доступностью изображения больше, чем другие виды изобразительной деятельности, и во многом соответствует возможностям умственно отсталых школьников. Вместе с тем средствами декоративного рисования можно активно воздействовать на учащихся вспомогательной школы, и прежде всего, на их сенсорное развитие.
Как отмечает И. А. Грошенков, в процессе декоративного рисования проводится большая работа по уточнению и обогащению представлений учащихся о геометрических формах. Последнее особенно важно, поскольку геометрическая форма как декоративный элемент является переходом к усвоению формы предмета. Если во время декоративного рисования она нередко выступает в отвлеченном, абстрактном виде, то на других видах занятий связывается с предметом, т. е. происходит ее опредмечивание. Значимость такой работы еще более возрастает, так как обучение рисованию начинается там, где внимание ребенка обращается к форме изображаемого объекта.
По указаниям Т. Г. Казаковой, при составлении узоров важное место занимает пространственная композиция рисунка. Связанные с ней такие понятия, как «середина», «края», «левая сторона», «правая сторона», «слева», «справа», «сверху», «снизу», «вокруг» и др., в значительной мере отрабатываются в процессе декоративного творчества. На этих занятиях учащиеся упражняются в размещении элементов узора в соответствии с образцом или указаниями учителя. При этом они решают (в пределах листа бумаги) задачи на ориентировку, постепенно осваивают развернутые характеристики пространственного размещения деталей рисунка («слева направо», «внизу по самому краю», «в правом верхнем углу», «сверху вниз через середину» и т. д.).
Яркость, красочность, ритмичность, характерные для рабоы декоративного характера, предъявляют особые требования к использованию цвета. В процессе занятий учитель организует целенаправленное наблюдение, сравнение и воспроизведение цветовых сочетаний, показанных на образце. Учащиеся упражняются не в элементарном цветоразличении (хотя и это важно на первоначальном этапе, а в умении соотносить цвет деталей своего рисунка с эталоном или использовать такие цветовые сочетания, которые приняты в декоративно-прикладном искусстве. Большое значение в цветовом решении декоративной композиции имеет ритмичность и симметрия окраски элементов.
По мнению И. А. Грошенкова, декоративное творчество учащихся развивается постепенно, что обусловливает определенную последовательность обучения их выполнению заданий:
- составление узоров по готовым образцам;
- составление узоров из данных элементов;
- составление узоров по заданной схеме;
- самостоятельное составление узоров.
Как считает О. П. Гаврилушкина, добиться успешного выполнения заданий можно при условии использования разнообразных приемов и методов обучения. Большое значение при этом имеет применение таких методов, которые позволяют развивать технические умения. Однако, основное внимание учитель направляет на то, чтобы учащиеся овладели умением правильно воспринимать изображение (образцы, определять последовательность выполнения рисунка, представлять конечный результат своей работы и т. д. Поэтому, обучая умственно отсталых школьников тому, как надо действовать руками, учитель концентрирует свои усилия на развитии различных сторон личности аномального ребенка: на активизации его восприятия, мышления, воображения, на формировании чувств и эмоционально-волевой сферы.
Большое значение при обучении декоративному рисованию имеетбеседа, которую учитель проводит с учащимися непосредственно перед началом новой работы. В процессе беседы он знакомит детей с предметами декоративно-прикладного искусства, сообщает тему урока, говорит о содержании предстоящей работы. Учитель дает ученикам достаточное время для того, чтобы они могли внимательно, не спеша рассмотреть образец узора (орнамента). В ходе беседы подчеркивается эстетическая сторона рассматриваемого узора, определяется его структура, выделяются основные элементы. При анализе образца дети не только называют декоративные элементы, отмечают их расположение, но и указывают количество этих элементов.